Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Чем грозит потребителю потеря нефтеперерабатывающей отрасли

Чем грозит потребителю потеря нефтеперерабатывающей отрасли
Фото: Украинский потребитель может встать перед выбором - заправиться бензином по европейской цене (средняя стоимость 1,5 евро за литр А-95) или прогуляться пешком.

НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ

Объемы переработки сократились с 22 млн тонн в 2004 году до 9 млн тонн в текущем. Еще действующие отечественные заводы либо вынуждены работать по давальческим схемам (фактически сдавая производственные мощности в аренду), либо терпят существенные убытки. 

Чистый убыток, например, Кременчугского НПЗ во втором квартале составил 470 млн грн. По данным Минэнергоугля, суммарно заводы простаивали в первом полугодии 599 дней.

Основная масса экспертов связывает подобную ситуацию с тем, что наши предприятия работают в неравных условиях по сравнению с конкурентами. Российские и белорусские НПЗ, а именно их продукция составляет подавляющую часть импорта, в рамках Таможенного союза получают нефть значительно дешевле украинских предприятий. При этом еще в 2005 году правительство Юлии Тимошенко освободило импортеров от уплаты импортных пошлин на светлые нефтепродукты. В результате за последние шесть лет доля импорта на рынке увеличилась с 7 до 60%.

Негативными тенденциями озаботились в Мин­энерго. По признанию главы ведомства Юрия Бойко, эта ситуация означает, что Украина поддерживает экономики других стран. Поэтому министерство собирается приложить максимум усилий для того, чтобы восстановить наиболее оптимальное соотношение на рынке, когда 85% продукции будут выпускать украинские предприятия, способные давать качественное "Евро-4", а 15% потребности в премиум "Евро-5" будут покрываться за счет импорта. 

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТЕРОВ?

Однако сейчас усилия правительства, проводящего специальное расследование в рамках Межведомственной комиссии по международной торговле при Минэкономразвития, блокируются в суде. Цель специального расследования - определить целесообразность введения защитных пошлин на бензин. Ближайшая дата заседания комиссии, которая проводит общественные слушания по проблеме, - 6 сентября. Кстати, в этот же день состоится и уже энное по счету заседание суда, инициаторы которого полагают, что такие расследования противоречат закону.

В преддверии этих событий мы попытались узнать, чем грозит рядовому потребителю смерть украинской нефтеперерабатывающей отрасли. А в том, что итог будет именно таким в случае сохранения неконкурентных условий на рынке, не сомневаются большинство независимых экспертов.

Украина окажется в полной зависимости от импортеров. Этот означает, что любые форс-мажорные обстоятельства на территории России и Беларуси, приводящие к сокращению, а тем более прекращению поставок, могут привести к мгновенному формированию дефицита бензина в Украине. Помните очереди на АЗС в начале 90-х?  Украинский потребитель может встать перед выбором - заправиться бензином по европейской цене (средняя стоимость 1,5 евро за литр А-95) или прогуляться пешком. 

ОЧЕВИДНЫЕ РИСКИ

Очевидно, что наше правительство потеряет рычаги контроля ситуации на рынке. Субъектов нефтепереработки в Украине до десятка, а импортеров несколько сотен. К тому же на импортеров вообще сложнее воздействовать, чем на местного производителя, у которого социальные обязательства на конкретных территориях, производственные мощности и тысячи рабочих мест. Соответственно значительно уменьшаются возможности правительства влиять на ценовые коридоры, которые, скорее всего, будут регулярно пробиваться в результате спекулятивных атак. 

Еще один очевидный риск - контроль качества. В условиях, когда бензин будет ввозиться в Украину сотнями субъектов, контроль значительно ослабнет. В результате мы рискуем превратиться в сливной бачок для топлива, которое отвергли в Европе.

Наконец, последствие, напрямую связанное с вопросами национальной безопасности. Гибель отечественной нефтепереработки приведет к тому, что Украина потеряет возможность создавать и поддерживать стратегические запасы. Таким образом, нам практически гарантированы сезонные кризисы во время посевной и уборочной, когда государство будет вынуждено ограничивать поставки топлива в свободную продажу. А что мы будем делать тогда, когда в воздух нужно будет подняться нашим самолетам, а в поля выехать нашим танкам? Видимо, пересаживаться на велосипеды.

Впрочем, события могут развиваться и по иному сценарию. Как говорится, доживем до… вторника. 

Фото Евгении ГУСЕВОЙ.