Сегодня 23 февраля +1°C
Денис ТИТОРЕНКО («КП» - Саратов») (7 мая 2011)
«Халявный» отдых в Турции обходится нашим туристам в два раза дороже

«Халявный» отдых в Турции обходится нашим туристам в два раза дороже

Комментарии: 6

- Какой закругляться?! Мы никуда не поедем! Ленка, неси текилы, и пусть этот еще закуски захватит! - орет кто-то из моих «водоплавающих» туристов.

Два часа назад мы загрузили на яхту у берега Аланьи 20 русских отдыхающих, дабы показать им за их же 80 долларов ночное море. Хватило часа, чтобы наши накрашенные и причесанные туристки с криками: «Если есть на свете рай, это не Краснодарский край!» - поплюхались в темную воду вслед за своими веселыми супругами. И разом стали на одно лицо: где теперь мои туристы, где - конкурентов, как их по отелям развозить?! Лучше бы остался в Саратове на практике, понесла меня нелегкая в эту Турцию.

ЗАКАЗАЛ ДОРОГОЙ НОМЕР, А ПОПАЛ В «КЛОПОВНИК»

В Аланью я поехал в июне прошлого года, когда в центре турецкого языка при университете мне предложили поработать за границей. Мол, английским владею, парень  коммуникабельный, к тому же 500 долларов в месяц на дороге не валяются. Выучил я 10 страниц турецкого текста про трансфер - и вперед.

Аланья - не самый лакомый для турбизнеса кусок. Отели экономкласса, все - далековато от тусовочного центра. Поэтому
туроператор практиковал здесь «вояж-экспресс». Система такая: русским туристам еще на родине фирма предлагала купить путевку в четырехзвездочный отель за $500 - считай, копейки в разгар сезона. Но с одним условием - гостиницу отдыхающим назовут только в аэропорту Турции. Раскупались такие путевки, как яйца перед Пасхой, дешево же. И только приехав на место, туристы понимали, что «четверки» бывают разные. А в Аланье они, как правило, больше тянут на слабые «три звезды». Очевидно, туристов распределяли по отелям по принципу «где есть места». Понятно, что чаще всего они бывали в «клоповниках».   

Однажды, увидев такой жуткий отель, между собой переругалась целая компания туристов из Украины: одни из них настаивали остаться там, куда привезли, другие требовали доставить их в приличное место. Подогретый содержимым дьюти-фри, в скандал быстро влился весь автобус, завязалась драка.

- Уважаемые туристы! - закричал я. - Я звоню в полицию! Вам грозит штраф 2 тысячи долларов!

Толпа успокоилась, мужики тихо припомнили мою маму и поплелись к месту отдыха. А я нервно хлебнул минералки: полицию бы набрал только под угрозой расстрела, ведь вместе с хулиганами упекли бы и меня. Дело в том, что моя туристическая виза быстро «протухла», а рабочую все не выдавали. Таких, как я, была половина сотрудников компании.

О ЖМЫХОВОМ МАСЛЕ, «КОЖАНОЙ» КУРТКЕ И ПРОСРОЧЕННОЙ ПАХЛАВЕ

В 4 утра едем собирать по отелям гостей - все самолеты улетают рано. Страшный сон любого гида: если за время отдыха одна компания подружилась с другой и теперь настал момент прощания. Можно было часами наблюдать, как пьяные мужики братаются, пьют на посошок раза три, договариваются списаться в «Одноклассниках»... Наконец, загрузив их в автобус, стартуем в аэропорт. Тут начинает голосить водитель:

- Мини-бар вар! (Есть мини-бар!)

Холодная вода в бутылках, деньги от продажи которой идут только шоферу, стоит в автобусе в четыре раза дороже, чем в магазине. Но русские туристы готовы заплатить последнее после бурно проведенной ночи прощания.

По пути в аэропорт слежу за тем, чтобы не клевал носом водитель. Однажды мне пришлось всю дорогу петь «Я люблю тебя до слез» (эта песня как-то особенно действует на турецкое подсознание) шоферу, который два раза чуть не отправил нас в кювет.

Все: двери терминала закрылись, проводил! Жду следующий самолет.

Еще один местный кошмар - базар, на который мечтают попасть отдыхающие-новички. Рынок с турецким ширпотребом - сказка для нашего туриста. Гиды советуют приличные магазины. Но где там: россияне уверены, что тот же товар, только гора-а-аздо дешевле, купят на рынке!

Турки - народ хитрый, на каждое желание поторговаться всегда соглашаются. Поскольку ценников практически нигде нет, они попросту называют стоимость из головы. Так, торговля нашего знакомого Халиба процветала благодаря продаже оливкового мыла.

- Душистый бренд Турции, если он настоящий, пять долларов стоить не может, - любил повторять он. - Оливки сами по себе недешевые, поэтому в мыло на продажу идет жмыховое масло - отжимки растений с использованием кислоты. Компоненты-то косметические, но ни на грамм не целебные. Надеяться, что после такого оливкового мыла кожа станет мягкой, - все равно что ждать от детского крема лечения прыщей. Но туристам мы продаем как мыло первого холодного отжима.

Таким же макаром запасаются туристы и банными перчатками якобы из конского волоса. Их турки продают пачками - мол, по оптовой цене. На самом же деле они синтетические. Покупатели это понимают, только когда намылятся в ванной. Ведь настоящая перчатка остается жесткой и в намыленной воде, ее главное назначение - хороший пилинг кожи. Искусственная же сразу размокает и кожу не чистит.

И вот пока наши туристы с десятью коробками просроченной пахлавы, мыла и якобы кожаной курткой ищут дорогу к отелю, мы ищем их. Если нажалуются нашему начальству, что потерялись, нам грозит увольнение. В обязанностях гида прописано, что он «обеспечивает информационную безопасность наших клиентов». Понятие размытое, в него входят и рассказы о турках, и помощь с транспортом, и поиски туристов, если они заблудились. Поэтому мы обязаны оставить номер своего мобильного телефона всем своим подопечным, всегда быть на связи и по первому зову мчаться им на помощь.

Мечтали о «все включено», а нам даже лежаков не дали...
Мечтали о «все включено», а нам даже лежаков не дали...

«ХОТИМ БАНЮ ЗА ПОЛЦЕНЫ»

Но особенно наши туристы стараются выгадать на экскурсиях. В отелях не покупают - там, по их мнению, дороже, чем у «продавца за углом». Последний же редко предупреждает о том, что платит отдыхающий только за дорогу. Входы в храмы, обеды и другие прелести поездки потребуют дополнительных денег - и это выясняется уже во время самой экскурсии.

То же самое и с дешевыми, но сомнительными хамамами, низкопробными, но опять же дешевыми массажами. Порой доходит до смешного.

- Вы нам продали сеанс в бане за 25 долларов, а мы хотим за полцены! Потому что в вашей бане обмывают трупы, - заявляет мне очередная делегация, отчего волосы на моей голове встают дыбом. Я разное слышал, но такого...

Оказывается, эту легенду придумал банщик из хамама за углом. Наивный сын Османского царства надеялся, что клиенты переметнутся к нему. Как бы не так! Наши просто пришли в «трупную» баню требовать скидку!

Торгуются туристы из бывшего Союза и при покупке драгоценностей, не понимая, что под видом золотых им чаще всего втюхивают полые украшения или позолоченные. Особенно такой «развод» распространен в магазинах около отелей и внутри гостиниц (на первых этажах). Поэтому если уж и покупать драгоценный товар, то в специализированных магазинах в центре города. На глазок трудно определить, качественное и действительно стоящее украшение или нет. Нередко в позолоченные кольца и цепочки турки добавляют серебро и другие металлы, вот только продают по цене
585-й пробы. Носится как настоящее, если бы не одно «но»: если у покупателя аллергия на серебро - у него начинается сыпь, а при чистом золоте этого быть не может. Циничные турки между собой откровенно насмехаются над тем, что такое «золото» уходит по аховым ценам.

А сколько чудачеств я видел на выездных экскурсиях!

- Раз заплатил - значит, все включено! - заявил как-то наш брат-турист и потребовал, чтобы турки насадили ему на крючок горную форель, ради ловли которой мы отправились на экскурсию. Мол, ему некогда ждать.

В конце лета, после всех приключений, я приехал домой с $600 (остальное ушло на еду и мелкие расходы). На них-то и поехал к морю… в Египет. И там ради интереса купил вечернюю прогулку на яхте. Где тоже случилось ночное купание с текилой. Но гид быстро выловил своих туристов - я посоветовал ему на руке каждого фломастером нарисовать значок. А то жалко было парня, растерялся он!

Что пришлось по душе корреспонденту «КП», так это турецкая кухня.
Что пришлось по душе корреспонденту «КП», так это турецкая кухня.

Фото автора и Анны КНЯЗЬКИНОЙ. 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА 

«Хотите хорошо отдохнуть - читайте договор» 

Виолетта САВОЙСТОВА, менеджер турфирмы:

- На словах в турфирме вам могут обещать все что угодно, поэтому внимательно отнеситесь к заполнению договора на оказание услуг. Посмотрите точное название и класс отеля, описание номера, время и дату заезда и выезда из гостиницы, наличие трансфера и его расшифровку, условия перелета, все нюансы организации питания, экскурсий (сколько, куда, продолжительность, оплата, питание на это время). Второй экземпляр договора остается у вас, поэтому потом гораздо проще будет доказать несоблюдение его условий. Ни за что не   поддавайтесь на уговоры заключить договор позже или не включать тот или иной пункт в текст, потому что «мы обо всем устно договорились» или «это типовая форма договора, которую нельзя менять».

Однако если вас все же поселили не в тот отель или вас не устроили другие условия пребывания, то захватите с собой из гостиницы справку с печатями. Пригодятся и свидетельства очевидцев, которые в случае чего смогут подтвердить уровень и условия гостиницы. Можно записать все происходящее и на видео-камеру, но съемка учитывается уже на усмотрение суда.

Обращайтесь в надежные, проверенные агентства. Отзывы о работе почти любой турфирмы можно прочитать в Интернете или прислушаться к совету друзей. 

загрузка...
загрузка...

Происшествия

Экономика

Светская хроника и ТВ

Спорт