Нацдепозитарий может рассорить Украину и МВФ

Именно так происходит с рынком депозитарных услуг Украины. Казалось бы, при поддержке МВФ и Мирового банка ситуация сложилась идеальным образом для того, чтобы наконец-то совершить прорыв и дотянуться до мировых финансовых стандартов. Однако алчность сводит на нет все благие начинания.

КТО ЕСТЬ КТО

Начнем с краткого описания ситуации на депозитарном рынке. Качественные депозитарные услуги являются обязательным условием эффективной работы участников фондового рынка. Для предоставления таких услуг в государстве должно быть соответствующее учреждение, отвечающее международным стандартам и удовлетворяющее участников рынка. Таким институтом является Всеукраинский депозитарий ценных бумаг (ВДЦБ), созданный по «рецептам» от МВФ и Мирового банка, при участии крупнейших украинских банков, НБУ, Украинской межбанковской валютной биржи и ПФТС. Государству в нем принадлежит около 23 процентов. 

Эффективность работы данного учреждения подтверждается количеством сделок, проводимых при его участии. По результатам 2010 года ВДЦБ обслуживал 86,2 процента отечественных депозитарных операций. 

В то же время подконтрольный на 86 процентов государству Национальный депозитарий Украины (НДУ) существует по большей части за счет дотаций из бюджета и вряд ли обеспечивает услуги должного качества за приемлемую цену. Кстати, 13 процентов этого учреждения находятся в распоряжении зампредседателя Госагентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Виктора Ивченко, по совместительству главы наблюдательного совета НДУ.

Во исполнение взятых на себя обязательств перед МВФ украинское правительство столкнулось с необходимостью создания единого Центрального депозитария (ЦД) ценных бумаг, управляемого «прозрачным образом, базирующегося на принципах корпоративного управления, которые обеспечат представительство интересов участников рынка и государства». Естественно, при таком наборе требований наилучшей базой для создания ЦД является ВДЦБ, особенно учитывая, что одним из условий его создания является минимизация участия государственных средств в финансировании учреждения. Кстати, доля участников рынка в НДУ аж целый 1 процент... 

ЗАКУЛИСНЫЕ ИГРЫ

По ходу дела на сцену вышел Виктор Ивченко, намеревающийся обеспечить создание ЦД на основе подконтрольного ему НДУ. Здесь начинается классическая аппаратная интрига. Ивченко пишет докладную записку премьер-министру, с немалой фантазией преподнося реальные факты относительно депозитарной системы Украины. Не без применения литературных способностей и творческих талантов Ивченко удалось пролоббировать учреждение «оргкомитета» по организации ЦД на основе НДУ и депозитария государственных ценных бумаг НБУ, который, кстати, не является юрлицом, из-за чего не может выступать в качестве одного из «базисов» под ЦД. При этом в состав рабочей группы не вошли ни представители ВДЦБ как крупнейшего депозитарного института страны, ни участники фондового рынка. Чего нельзя сказать о лояльных Ивченко чиновниках. 

Отметим, что депозитарий НБУ Ивченко привлек к участию только для того, чтобы создать видимость высокой доли государства в этом проекте, хотя реальной целью работы НДУ является материальная выгода его управленцев. Для реализации этой схемы был также пролоббирован ряд затратных мероприятий, касающихся, в частности, оказания прямой материальной помощи НДУ из средств госбюджета.  

Опасность такой «перекройки» депозитарного рынка по «сценарию Ивченко» заключается также в том, что ЦД, созданный в «формате» НДУ, получит фактически монопольное положение на рынке, что создает серьезные опасности для его операторов - монополизм предполагает высокие цены и невысокое качество обслуживания. Понятно, что контроль за созданным по «плану Ивченко» ЦД будет осуществлять глава наблюдательного совета НДУ, то есть лично господин Ивченко.

ПРОЩАЙ, КРЕДИТ?

Помимо введения в заблуждение членов Кабмина организовано административное давление на эмитентов, чтобы склонить их к переходу на обслуживание в НДУ и тем самым изолировать успешно функционирующее ВДЦБ от самого рынка и наработанной клиентской базы. Кстати, в ВДЦБ по состоянию на начало 2011 года обслуживались более 86% всех депозитарных операций в Украине. Таков объективный выбор операторов рынка, сделанный на основе качества обслуживания и его стоимости. 

Что будет, если доверить управление рынком депозитарных и клиринговых услуг Украины аутсайдеру, проигнорировав при этом мнение участников рынка и доводы здравого смысла? Что, кроме поиска наживы, может оправдать такие действия? Не говоря уже о том, какова будет реакция международных организаций, кредитующих Украину. НДУ, который становится Центральным депозитарием, - это фактически кукиш в кармане партнерам из МВФ, с которым официально был подписан документ о создании Центрального депозитария на базе ВДЦБ. А это может грозить дополнительными трудностями с получением очередного транша кредита фонда. 

И МФВ понять можно. НДУ совершенно не отвечает требованиям фонда и Мирового банка к Центральному депозитарию. В большинстве стран этот орган формируется в виде структуры, в капитале которой нет участия государства, зато есть участие операторов рынка. Потому, что в цивилизованном мире государство в отношении рынка депозитарных услуг занимается исключительно созданием нормативной базы и контролем за ее соблюдением.  

Впрочем, глядя на подоплеку устремлений некоторых отечественных госчиновников, как раз и можно ощутить разницу между Украиной и по-настоящему цивилизованными странами.  

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Спорт

Банк ВТБтутHelen McCrory