Госимущество по дешевке

Считается, что нынешняя власть куда более закрыта, чем предыдущая. Хотя и здесь бывают приятные исключения. Например, руководство Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) не боится выставлять напоказ все изъяны в своей работе. Уж сколько было разнообразной информации о более чем странной приватизации Международных авиалиний Украины (МАУ), а ФГИ усердно продолжает идти к намеченной цели, коей является адресная продажа госпакета акций авиакомпании по бросовой цене одному любопытному персонажу, специализирующемуся на «доведении до ручки» авиаперевозчиков. Все это делается под критическим взглядом экспертов и общественности, которая уже давно в курсе, кому по дешевке будет продан государственный пакет акций МАУ. Но, судя по всему, в Фонде это никого не смущает… 

ВЕХИ «ПРИВАТИЗАЦИИ»

Напомним основные вехи этой «приватизации». Сначала, не без деятельного участия ФГИ, в новый устав авиакомпании был внесен совсем необязательный пункт о преимущественном праве акционеров на приобретение акций. На первый взгляд, он выглядел безобидным, но на деле от его наличия в уставе выигрывает израильский бизнесмен Аарон Майберг, который посредством нескольких юридических лиц фактически является единственным негосударственным владельцем акций МАУ. К этому моменту зарубежные акционеры продали свои акции МАУ структурам Майберга, оставив его единственным претендентом на покупку госпакета акций авиакомпании. 

Руководство ФГИ вовсе не смущает, что при адресной передаче акций компаниям Майберга без проведения открытых торгов государство не получит справедливую цену за свой пакет и, соответственно, от этого пострадает госбюджет.  Впрочем, и в этой ситуации можно было бы продать пакет акций выгодно, выставив более справедливую его цену. Достаточно нанять опытного и компетентного оценщика государственного пакета акций МАУ.

Однако ФГИ этого не сделал. Вернее, сделал все возможное, чтобы из всех претендентов конкурс оценщиков выиграла фирма, имеющая в профессиональных кругах специфическую репутацию. Правда, для этого надо было провести конкурс не в то время и не в том месте, которые были указаны в официально опубликованной информации о его проведении. 

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

Итак, с учетом вышеприведенных «нюансов», была выбрана компания ООО «Украинская экспертная группа», запросившая за свою работу больше всех.  

Может, у этого оценщика хороший послужной список? Отнюдь. Если эта фирма чем-то и известна, то только серьезными претензиями к ее работе. А также тем, что уже не раз сотрудничала с Аароном Майбергом. Сначала в 2004 году по заказу бизнесмена была проведена оценка земель и имущества государственного международного аэропорта «Борисполь». Несмотря на большое количество выявленных нарушений и ущерб интересам государства, стороны остались довольны сотрудничеством. 

Через четыре года по просьбе того же заказчика, который на то время был акционером и руководителем ЗАО «АэроСвит», эта же фирма проводила оценку акций этой авиакомпании по состоянию на 2000 год.  Поскольку при  ретроспективных оценках за исходные данные может быть взята заведомо ложная информация, а сама оценка может быть неточной и спорной, те, кто дорожит своей репутацией, подобные работы не выполняют. А вот «Украинская экспертная  группа» выполнила. Сколько фирма получила за «потерю лица», осталось маленьким секретом заказчика и исполнителя. 

Очевидно, победитель в конкурсе оценщиков был выбран неслучайно. Послужной список ООО «Украинская экспертная группа» говорит о том, что фирма готова выполнять любые задания. Какое было на этот раз, догадаться нетрудно. По информации «Интерфакс-Украина» и газеты «КоммерсантЪ», оценка госпакета акций МАУ уже состоялась. «Товар» оценили всего в 270 млн грн.

По каким критериям проводилась оценка? Загадка. Акции МАУ в размере 22,5%, принадлежавшие UIA Beteiligungsgesellschaf, были проданы за 19 млн евро. Применив несложные расчеты, можно выяснить, что справедливая цена государственного пакета акций МАУ в размере 61,6% должна составлять 52 млн евро (534 млн грн.) Кроме того, ФГИ продает блокирующий пакет акций, дающий контроль над компанией. А за это положена еще и премия, которая в среднем  составляет около 15%. Следовательно, цена продаваемого пакета должна подняться до 614 млн грн. Как говорится - почувствуйте разницу… 

РУКОВОДСТВУ ФГИ ЕСТЬ О ЧЕМ ПОДУМАТЬ

Позиция руководства ФГИ выглядит еще более странной в связи вот с чем - оно отказалось от предложений авиакомпаний WindRose и «Днепроавиа» продать им государственный пакет акций МАУ за 492,9 и 516  миллионов гривен. Очевидно, руководителей  Фонда интересуют совсем другие деньги. И из другого источника. 

Вот только принесут ли они счастье? В нынешние времена вряд ли. Продажа госимущества по дешевке не может иметь никаких оправданий, и руководство ФГИ обязательно сделают крайним. Ему следует помнить, что бывшему министру экономики Богдану Данилишину вменяется в вину именно проведение тендера с одним участником. А тут еще руководители Фонда делают все возможное для того, чтобы, не безвозмездно облагодетельствовав частное лицо, нанести ущерб государству. Вряд ли этот ущерб будет определять любимый оценщик господина Майберга… 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Светская хроника и ТВ

Спорт