Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Главный таможенник Украины Игорь КАЛЕТНИК: «Таможня дает добро реформам»

Главный таможенник Украины Игорь КАЛЕТНИК: «Таможня дает добро реформам»

В ведомстве обещают: итогом изменений станут честные правила игры для бизнеса, комфортные условия пересечения границы для обычных граждан и увеличение поступлений в бюджет для государства. Подробнее о концепции реформы «Комсомолке» рассказал председатель Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник.  

«ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ - ЧТОБЫ ИСЧЕЗЛИ ОЧЕРЕДИ»

- Игорь Григорьевич, что было сделано на украинской таможне за те 7 месяцев, в которые вы занимаете должность? 

- Приступая к работе, наша команда столкнулась с тем, что таможенная служба представляла собой полностью разбалансированную систему. На территорию нашей страны ввозилось огромное количество товаров, а налоги либо вообще не платились, либо минимизировались настолько, что я вообще не понимаю, как экономика Украины при этом выжила. Контрабандисты чувствовали себя вольготно. Мы пошли на кардинальные изменения для того, чтобы система заработала совершенно по-другому. Концепция реформирования Государственной таможенной службы Украины - это шестьдесят основных шагов, которые необходимы для того, чтобы изменился целый ряд принципиальных моментов. И этот документ не случайно называется «Лицом к людям». Это не очередной пафосный лозунг. Изменения должен ощутить каждый гражданин Украины, который пользуется услугами таможенной системы. Мы хотим, чтобы каждый добросовестный предприниматель почувствовал, что честно работать легко, а каждый злоумышленник - что внимание правоохранительных подразделений таможни - вещь неотвратимая.  

- О каких основных изменениях идет речь? 

- Прежде всего - о минимизации человеческого фактора. Необходимо максимально исключить  возможность принятия должностным лицом решений по собственному усмотрению. Речь идет о модернизации и автоматизации таможенной системы, в частности о проекте «Электронная таможня». Это перспектива, которая ускорит процесс таможенного оформления, сделает невозможной подмену тех или иных бумажных носителей информации.

Также установлены четкие временные нормативы таможенного оформления и жесткая ответственность за их безосновательное нарушение. Есть конкретный перечень документов, которые может требовать таможенник при оформлении того или иного товара. Уже сегодня время осмотра грузовых контейнеров сокращено до двух часов. Руководители таможни на местах несут личную ответственность за выполнение этого приказа.

Увеличилось количество инспекторов, которые занимаются непосредственно таможенным оформлением. И не потому, что мы штаты раздуваем. Административный аппарат сокращен почти на 400 человек. А больше стало тех, кто работает непосредственно «в поле».

Одна из главных задач реформирования таможенной службы - чтобы исчезли очереди на пунктах пропуска. Хотя это зависит не только от нас. Ведь на границе, кроме таможенников, находятся еще восемь контролирующих служб. Среди них экологи, санитары, фитосанитары… Таможенник в этой цепочке - последний. Но именно он для людей - воплощение всего, что с ними происходит на границе. И потом у  нас спрашивают: «Почему у вас так долго оформление длится?». А у нас - не долго. Просто таможенный инспектор не может печать поставить, пока остальные восемь служб не закончат свои проверки. 

- Вы хотите сконцентрировать у себя  все основные контрольные функции на границе? Зачем ГТСУ такая головная боль?

- Все эти проверки - сугубо документальные. Нет на пунктах пропуска никаких лабораторий. Если нам будут переданы все контрольные функции, то, имея, например, информацию о карантине в той или иной стране, таможенник точно так же, как и санитар, отправит подозрительную партию товара на лабораторный анализ. Это нормальная европейская практика - на границе работают только пограничники и таможенники. Зато мы сможем говорить о сокращении времени досмотра. В таком случае время таможенного оформления одного человека на границе будет не больше трех минут, легкового автомобиля - семи, автобуса - 20 минут. 

О СТРУКТУРНЫХ И КАДРОВЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ

- За последнее время было ликвидировано почти двадцать региональных таможен. Как это повлияло на работу службы?

- Семь месяцев назад в Украине было 46 таможенных учреждений. В некоторых областях существовало по 3-5 таможен, каждая из которых действовала на правах отдельного юрлица с одинаковыми полномочиями. Это делало систему громоздкой и трудноуправляемой.

Сегодня у нас таможен осталось практически столько же, сколько существует в Украине областей: 28. Это позитив с точки зрения эффективности работы, качества выполнения заданий, однотипности принятия решений. Причем оформлять товары скоро можно будет на любой из них, где бы ни был зарегистрирован субъект внешнеэкономической деятельности.

- Как обстоят дела с выявлением конкретных нарушений на местах? 

- Только за последние несколько месяцев было уволено больше 140 должностных лиц за различного рода правонарушения. И ни один из этих людей не был восстановлен в должности. Более того, мы публикуем на сайте ГТСУ полные тексты приказов об увольнении сотрудников, допустивших нарушения, с описанием причин, убытков, санкциями для начальников. Другие ведомства стараются такой сор из избы не выносить. Коренным образом изменены принципы кадрового набора и принятия на службу в таможенные органы. Основным критерием должны стать образование, знание и желание работать.

- Что в результате реформ получат государство, бизнес и граждане Украины?

- Государство получает увеличение поступлений в бюджет, повышение инвестиционной привлекательности нашей страны, жесткую борьбу с контрабандой и нарушением таможенных правил. Граждане - комфортные условия пересечения границы и уважительное отношение со стороны таможенников. Бизнес - прозрачные правила игры, возможность честной конкуренции и получения запланированных прибылей, которые, тем не менее, должны соответствовать реальным ценам на внутреннем рынке, а не являться банальной спекуляцией. 

Украина и Россия подписали кодекс чести, который должен обеспечить высокую этику поведения со стороны таможенников.

О КОНТРАБАНДЕ И КОДЕКСЕ ЧЕСТИ

- Таможенная служба выступила с инициативой декриминализации контрабанды. Почему это так принципиально для ведомства?

- Мы считаем, что товарная контрабанда должна быть административным правонарушением, а не криминальным преступлением. И говорим о том, что по решению суда предмет контрабанды должен конфисковаться в качестве дохода государства. Плюс - взиматься стопроцентный штраф в размере стоимости предмета контрабанды. За экономическое нарушение нужно бить экономическим кнутом.

Предлагается оставить в числе уголовно наказуемых деяний только контрабанду наркотиков, оружия, исторических и культурных ценностей, отравляющих, сильнодействующих веществ, стратегических сырьевых товаров. 

Декриминализация контрабанды должна обеспечить быструю и неотвратимую административную ответственность. Но это реально только при условии, что судебная система будет добросовестно выполнять свои функции. Сегодня, когда в суде рассматриваются дела, возбужденные таможней, по которым предусматривается возможность конфискации, интересная динамика прослеживается. Если стоимость предмета контрабанды до 2000 грн., суд принимает решение о конфискации в 50 процентах случаев. Если стоимость контрабандного товара составляет от 8000 до 80 000 грн., его конфискуют в 30 процентах случаев. Ну а если это контрабанда в размере от 400 000 грн., то конфискация происходит  всего в 3-х процентах случаев. Это очень негативная тенденция. Все эти средства могли бы поступить в госбюджет.  

- Как ощутят упрощение таможенных процедур простые украинцы, которые каждый день пересекают границу?

- Например, с российской таможней  мы пришли к соглашению о проведении совместного контроля. Речь идет о том, что украинский и российский таможенники будут проводить таможенное оформление в одном пункте пропуска на одной стороне границы. Первыми такими пунктами станут «Куйбышево-Дьяково» на границе Ростовской и Луганской областей и «Успенка-Мамаев Курган».

Планируем запуск пилотного проекта на маршруте «Киев-Москва» (поезд № 1-2). Все таможенные процедуры будут происходить на станции отправления и станции прибытия без ночных побудок и досмотров непосредственно на границе. Если у пассажира нет при себе товаров или предметов, которые подлежат обязательному декларированию, мы будем стремиться к тому, чтобы он таможенника в пути вообще не видел. 

Таможенные службы Украины и России подписали межведомственные правила поведения должностных лиц таможенных органов в пунктах пропуска. Это так называемый кодекс чести. Он должен обеспечить высокую этику поведения со стороны таможенников, искоренение проявлений  хамства и неуважения к гражданам при пересечении ими кордона. Такие правила поведения будут разрабатываться и для других границ Украины. 

Фото Артема Пастуха.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ 

Ежедневно Государственная таможенная служба Украины осуществляет  оформление 950 тысяч тонн грузов, 11 тысяч грузовых вагонов, пяти с половиной тысяч грузовых и 43 тысяч легковых автомобилей, 70 морских и речных судов и 320 самолетов. 

С начала года ГТСУ перечислила в госбюджет Украины более 70 миллиардов гривен, что на 18 миллиардов больше, чем за аналогичный период 2009-го.