Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Увеличение налога на рекламу приведет к банкротству региональных СМИ

Увеличение налога на рекламу приведет к банкротству региональных СМИ
Фото: Журналистов ожидают нелегкие времена?

Сегодня в стенах Кабмина витает множество идей, как наполнить бюджет. Одной из них является увеличение ставок налога на рекламу, которая сейчас составляет 0,5%. С целью наполнения бюджета ее хотят увеличить в 6-42 раза! Не исключено, если эти нововведения будут воплощены в жизнь, то серьезно пострадает имидж и президента Виктора Януковича, и главы правительства Николая Азарова. Расчеты специалистов говорят, что повышение этого налога не даст никакого экономического эффекта, более того, из-за банкротства ряда СМИ руководство страны обвинят в ущемлении свободы слова.

ВЫЖИВУТ НЕМНОГИЕ

Согласно обсуждаемому законопроекту, для телевидения налог на рекламу вырастет до 21%, для печатных СМИ - до 15%, на 9% - для внешней рекламы и до 3% - для радио. За счет этого планируется пополнить бюджет более чем на 1 миллиард гривен. Правда, эксперты телеиндустрии и медиа считают, что последствия увеличения в Украине ставок налога на рекламу приведут к коллапсу отрасли и фактически не дадут никакого экономического эффекта.

- Введение налога на рекламу в первую очередь ударит по СМИ, которые только справились с последствиями экономического кризиса, - говорит представитель Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Татьяна Лебедева. - Судите сами: рекламные бюджеты уже сформированы и рекламодатель не захочет платить дополнительные суммы, а значит, эти затраты лягут на сами СМИ, доходы которых уменьшатся.

Специалисты считают, что больше всего пострадают местные СМИ, которые обанкротятся или будут перекуплены крупными холдингами. По прогнозам, закроются все компании, у которых рентабельность ниже 10-15%. Народные депутаты, которые приняли участие в обсуждении проблемы, не исключают, что этот закон принят для того, чтобы как раз и избавиться от региональных СМИ, которые зачастую имеют альтернативные взгляды на ту или иную проблему.

- Это приведет к уменьшению плюрализма мнений, - уверена представитель Восточноевропейского института проблем медиа Ольга Большакова. - То есть простые люди не смогут получать информацию из разных источников. В крупных СМИ начнутся увольнения сотрудников, ведь затраты на зарплаты там составляют около 60%. Значит, именно на зарплатах будут вынуждены экономить их владельцы. Часть творческих коллективов сократят. А из-за этого ухудшится качество продукции украинских СМИ. В первую очередь это коснется производства новостей и программ, которые занимаются журналистскими расследованиями.

ДЕНЬГИ УЙДУТ ЗА ГРАНИЦУ

Эксперты уверены, что этот налог приведет к двойному налогообложению рынка, а значит, ставит СМИ, для которых реклама - основной вид дохода, в заведомо дискриминационные условия. Даже производство оружия в Украине облагается налогом по меньшей ставке. А из-за того, что многие СМИ перестанут работать, в дальнейшем снизятся поступления налогов на прибыль, и экономический эффект от нововведения будет сведен практически к нулю.

Более того, украинский рекламный медийный рынок больше потеряет, чем приобретет. Из-за того что налог на рекламу в соседней России составляет 0%, а языковой барьер отсутствует, многие рекламодатели будут уходить за границу. А значит, украинские деньги станут работать на экономику соседней страны.

- Кабмин должен подсчитать, поднимет ли этот налог поступления в бюджет,- считает представитель рекламной коалиции Максим Лазебник. - Увеличение себестоимости рекламы приводит к увеличению ее цены, а значит, к снижению ее потребления и уменьшению поступлений в бюджет. Кроме того, часть рынка уйдет в тень. Или наши рекламодатели будут размещать рекламу в российских СМИ, которые продаются здесь. Мы уже видим это на примере рекламы алкоголя и табака, которых нет в украинских СМИ, но она спокойно выходит в российском глянце, который свободно продается здесь. Поэтому Минфину нужно просчитать все последствия такого законодательного нововведения.

Кроме того, эксперты говорят, что после увеличения ставки налога снизятся поступления в Пенсионный фонд. В соседней России от этого налога и вовсе отказались. Произошло это из-за того, что многие медиа были вынуждены уйти в тень. В большинстве стран мира такого налога также нет. В том числе и в ЕС, куда наша страна стремится, подобных налогов не существует.