Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Жеваго, Ferrexpo и законы Мерфи

Жеваго, Ferrexpo и законы Мерфи

В этом году минуло 60 лет с того момента, как на базе ВВС США «Эдвардс» инженер-исселедователь Э. Мерфи произнес свою знаменитую фразу, позднее превратившуюся в закон его имени: «Если какая-нибудь неприятность может произойти, она происходит».

В 1977 году в Лос-Анджелесе вышла тоненькая книжка «Законы Мерфи», в которой ее автор - писатель А. Блох - собрал и упорядочил высказывания известных ученых и неизвестных инженеров, лишь подтверждающие этот универсальный философский принцип. Именно так появилась «Мерфология», благодаря которой очень просто объяснить многие события и тенденции в науке, технике, экономике, сфере управления. Вот и мы попытаемся с ее помощью рассказать о последних событиях вокруг компании Ferrexpo, тем более что в последнее время тема эта стала популярной в отечественных СМИ.

«НЕВАЖНО, ЧТО ЧТО-ТО ИДЕТ НЕПРАВИЛЬНО. ВОЗМОЖНО, ЭТО ПРОСТО ХОРОШО ВЫГЛЯДИТ» (1-й ЗАКОН СКОТТА)

Состоявшееся 19 мая собрание акционеров Ferrexpo поддержало предложение совета директоров компании и продлило его право на проведение обратного выкупа до 10% ее акций. Да, на развитых западных рынках такая процедура, носящая название buy-back, является вполне нормальным и регулярным явлением. 

Но в случае с Ferrexpo присутствует один важный аспект: выкупать акции вероятнее всего планируется у компании Fevamotinico, принадлежащей К. Жеваго, который одновременно является владельцем 51% акций Ferrexpo и занимает пост генерального исполнительного директора компании. Выходит, сделку по купле-продаже акций он может проводить сам с собой, что вряд ли нормально для зарубежных публичных компаний, проводящих buy-back в интересах всех без исключения акционеров. Кроме того, акции выкупаются, если у компании стабильный и высокий доход, нет больших долгов и на счетах имеется значительное количество свободных средств. Но в нынешней ситуации говорить об этом явно не приходится.

Так, по данным Ferrexpo, в I квартале 2009 года производство компанией железорудного сырья сократилось на 13,2%, производство окатышей - на 17%, объем продаж уменьшился на 16% при одновременном снижении мировых цен на продукцию и росте собственных производственных затрат. При этом прогнозы на будущее делаются еще более неутешительные.

Похоже, за красивой вывеской «проведение buy-back» скрывается стремление К. Жеваго лично получить как можно больше денег за счет миноритарных акционеров Ferrexpo.

«ЛЮБЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЛЮДИ ПОНИМАЮТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ТОТ, КТО ИХ ВНОСИТ» (3-й ЗАКОН ЧИЗХОЛМА)

Трудно сказать, что побудило другого крупного акционера Ferrexpo - принадлежащую чешскому миллиардеру З. Бакале компанию RPG Industries S.E. (владеет почти 25% акций Ferrexpo) - поддержать инициативы К. Жеваго. Не исключено, что они просто до конца не поняли всю суть хитрой задумки, поскольку не очень хорошо знают «славные вехи прошлого» своего компаньона - «Луганскобл­энерго», «Ровноазот» и северодонецкий «Азот», Полтавский ГОК, банк «Финансы и Кредит», «АвтоКрАЗ» и т.д. Тем не менее они проголосовали «за», что может иметь не самые приятные последствия: 

1. Выкупленные акции впоследствии могут быть проданы или «направлены на поощрение сотрудников компании». Заниматься распределением будет совет директоров, возглавляемый К. Жеваго. Кому же достанется значительная их часть? Об этом он уже открыто заявил: «Я хочу довести до сознания всех четко и ясно: я не собираюсь терять контроль в Ferrexpo». Таким образом, сперва К. Жеваго может продать акции по максимальной цене, после получить их в качестве награды за «труды праведные».

2. Совету директоров предоставлены полномочия на проведение допэмиссии акций компании на 19 млн фунтов стерлингов (около 30% нынешнего уставного капитала), а также на последующую их продажу любому юридическому или физическому лицу, причем не по рыночной стоимости (в мае - 1,66-1,72 фунта за акцию), а по номинальной - 0,1 фунта за акцию. В чьих интересах, догадываетесь? Даже продав по процедуре buy-back 10% акций из имеющегося у главного акционера 51%, он сможет за мизерную цену купить еще 30% акций, сконцентрировав у себя уже 71%.

3. Обратный выкуп акций Ferrexpo будет осуществляться по цене, не превышающей среднерыночную более чем на 5%. А определяться она будет на основании результатов торгов пяти дней, предшествующих дню проведения buy-back, или большей из цен последней независимой сделки на Лондонской фондовой бирже. Проще говоря, если акции Ferrexpo сильно упадут в цене, то всегда может найтись некий «независимый покупатель», который в нужное время купит акции компании, например, по 20 фунтов за акцию. От такой цены и будут отталкиваться при buy-back.

Интересно, понимали ли такие подводные камни акционеры из RPG Industries S.E. или же их попросту задобрили, например, пообещав в обмен на поддержку часть акций доп-эмиссии?

«ВСЕ, ЧТО НАЧИНАЕТСЯ ПЛОХО, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЕЩЕ ХУЖЕ» (2-й ЗАКОН ПАДДЕРА)

Так или иначе, но собрание состоялось, все предложения К. Жеваго приняты «значительным большинством голосов акционеров», весьма напоминающим всеобщий «одобрямс» советских времен. Но, не исключено, что описанная выше схема станет предметом разбирательств на Лондонской фондовой бирже, где котируются акции Ferrexpo, и в Администрации по допуску ценных бумаг Великобритании (UKLA) на предмет соответствия Кодексу биржи и Правилам листинга. Хотя, как видно, британское законодательство допускает широкое трактование своих норм и правил. Впрочем, оно, возможно, просто никогда ранее не сталкивалось с подобными К. Жеваго «технарями». Он в Украине является признанным специалистом по непрозрачным схемам ведения бизнеса, но подобное малоэтичное поведение всегда вызывает резкое осуждение в деловых кругах Запада.

Кстати, закон Мерфи родился в тот момент, когда заведенный самолетный двигатель начал вращать пропеллер в обратную сторону. Потом выяснилось, что техники просто установили детали задом наперед. Аналогично выглядят и действия некоторых отечественных бизнесменов, на самом деле направленные на то, чтобы усугубить и без того не самый лучший имидж Украины в международных деловых кругах.