28501
0
18 апреля
Загрузить еще

Мордюкова до последних дней ждала звонков от режиссеров

Мордюкова до последних дней ждала звонков от режиссеров
Фото: Последние 10 лет Наталья Викторовна (слева) всегда была рядом с сестрой и великой актрисой. Ноябрь, 2007 г.

Нонна Викторовна всего несколько месяцев не дожила до своего 83-летия - она скончалась 6 июля этого года... Мы сидим с  ее сестрой  в той же комнате, за тем же столиком, за которым народная артистка СССР всегда принимала меня, когда я приходила  с диктофоном.

«Самая лучшая сыгранная роль - ее уход»

- Наталья Викторовна, вы жили вместе с Нонной Викторовной последние 10 лет, верно?

- Да. Но мы с ней никогда в жизни надолго не расставались. Вот с тех пор, когда я в Москву к Нонне переехала еще совсем девчонкой, Вовочку, ее сына, нянчила...


Последние 10 лет Наталья Викторовна (слева) всегда была рядом с сестрой и великой актрисой. Ноябрь, 2007 г.

А перед смертью она мне столько успела сказать - прямо наказывала, наказывала, как наша мама.

- И что же она наказывала?

- Много чего. Как-то  мы смотрели по телевизору репортаж, как хоронили актера Владимира Сошальского. Она и говорит: «Вот видишь - театр, гроб стоит на сцене. Люди-то идут с одной стороны ручейком, а боссы -  с другой…» Ей это ужасно не нравилось… «Я, - говорит, - так не хочу». Говорю: «Нонна, ну о чем ты!» «Ну а как же, - говорит, - ты должна это знать! Я простой человек. И поэтому не надо театральной панихиды. На кладбище все равны!»

Поэтому ее отпевали в небольшой церкви на Кунцевском кладбище. И похоронили рядом с сыном Володей. Александр Аскольдов (режиссер фильма «Комиссар». - Л. Г.) после похорон сказал: «Самая лучшая ею сыгранная роль -  это ее уход». Она все сама и проиграла, и прорежиссировала...

«Володя был самой большой болью»

- Покоиться рядом с сыном - тоже было ее наказом?

- Конечно! Она даже о памятнике подумала: «Ты смотри, мне не сделай лучше памятник, чем у Володи. Чтобы он не чувствовал себя униженным». Я хочу им один общий камень поставить. А фотографию  сделать с кадра из фильма «Русское поле», где они  в обнимку стоят…

Мы благодарны людям, что Нонну не забывают. На могиле свечу некуда поставить - вся обложена цветами и свечками.


Владимир Тихонов и Нонна Мордюкова в фильме «Русское поле». 1971 г.

- Денег-то хватит на памятник?

- Я еще не знаю, Люба. Хочу выкрутиться сама. Обращаться куда-то… Это так неудобно! Не уложусь в сумму - значит, цоколь буду делать не из гранита. Нонна мне говорила: «Нечего равняться по олигархам!»

- На этом снимке они  с Володей такие  счастливые...

- Хотя  оба  очень страдали из-за его  зависимости от наркотиков.

- После кончины Мордюковой в нескольких СМИ появились интервью Натальи Егоровой, второй жены Владимира Тихонова, - она рассказывает о своем бывшем муже и о непростых отношениях с бывшей свекровью.

- Да, я читала. Мне Нонна говорила, что не нужно обращать внимание на то, что пишет желтая пресса. И я ее успокаивала: «Нонна, я ни за что не буду скандалить…» Но ведь должен  же быть элементарный такт! Нельзя теребить души умерших! Это же христианская заповедь!

- Егорова  утверждает, что отсутствие контакта с Мордюковой - результат козней со стороны Натальи Варлей, первой жены Владимира Тихонова.

- Да нет, конечно. Нонна Наташу Варлей уважала. За то, что она большая труженица. Варлей время от времени  звонила, заходила. Мне очень неприятно, что  Егорова так неделикатно и, как бы это сказать… не очень правдиво ворошит прошлое.

- Нонна Викторовна не могла простить, что Наталья оставила Володю один на один с его  наркотической болезнью?

- Когда Володя умирал, с ним была только мать. В 1985 году он лежал в больнице - в очередной раз лечился от зависимости - и  написал матери письмо, она его сохранила. Здесь есть такие строчки: «Мама, еще не все потеряно, и не такой уж я преступник и закоренелый пьяница, чтобы не осталось в душе единственного человека, то есть у тебя в душе - места для прощения. Последний раз поверь мне. Больше понять меня некому. Ведь ты понимаешь, что Егоровой больше нет, а отцу не до меня... Если не ты, то кто?»

- Сын Натальи Егоровой и внук Нонны Викторовны, тоже Владимир Тихонов, в телеинтервью  с обидой говорил, что бабушка была к нему холодна...

- Поймите, ей действительно было больно встречаться и с внуком. Представьте: в половине одиннадцатого вечера у нас раздается звонок: «Нонна Викторовна, это Владимир Тихонов! Я здесь, у вас под окном!» Нонна чуть сознание не потеряла! Ей было так плохо: она не сразу сообразила, что это внук звонит - как будто сын с того света объявился. У нее душа о нем всегда  болела. Не переставая...

«Помирилась с Тихоновым и успокоилась...»

- А правда, что Нонна Викторовна буквально до последних дней своей жизни ждала звонков от сценаристов и режиссеров?

- Правда! Прихожу к ней в больницу, а она: «Никто мне домой не звонил?» Я говорю: «Пока нет - пишут». А она так серьезно: «Кто пишет?» За неделю до смерти Нонна мне  рассказывала: «Снился сон, что я репетирую роль. А какой-то мужчина и говорит: «Да что ты репетируешь, ты же скоро умрешь!» Я ничего не могла ей сказать. Потому что это была бы такая фальшь с моей стороны.

- Все о ролях думала?


Нонна Мордюкова (на снимке третья справа) на дружеской пирушке с коллегами-актерами. Крайняя слева - актриса Алла Ларионова, с гитарой - Николай Рыбников. 1975 г.

- Всегда! Я говорю: «Нон, ты мозги себе не сломай».

- Какие образы ей приходили в голову?

- Да разные. Она говорит: «Вот «Чайка»... Помнишь, был спектакль?» Не могу повторить ее слова - матом немножко… Так вот, герои сидят и впустую говорят, говорят... И зрителю тоже скучно. Не так надо  ставить эту пьесу. Полегче нужно, с юмором, с иронией, играючи…»

Очень ей нравились социальные клипы  Дениса Евстигнеева. (Напомним, в одном из них Нонна Мордюкова и Римма Маркова сыграли путейцев-шпалоукладчиц. - Л. Г.) Она сожалела, что закрыли проект: «Ох, Денис, ох, прогадал! Надо было прямо клип за клипом снимать! Что они, темы найти не могут, что ли? Да вот: собираются на квартире три бабки: одна - в коляске - Римка, другая - с палочкой - я, а третья - Светка Светличная - еще очень даже ничего!.. И тут обязательно - роман! Я без романа не могу!» Она же в душе молодая была.

- А кого на роль героя-любовника?

- Про это не говорила. Да шутила!

- Но кого-то из мужчин-актеров выделяла?

- Высоко ценила Олега Меньшикова, Владимира Машкова, Евгения Миронова. Очень нравился Александр Домогаров - сильный артист.

- И красивый мужчина.

- Нонна тоже так считала. Но ценила она прежде всего талант. Это у нас от мамы шло. Вот знаешь, почему Слава Тихонов говорил, что фильм  «Дело было в Пенькове» посвящен нашей маме Ирине Петровне? А дело в том, что он боялся, что его не утвердят на роль Матвея. Он по типажу не проходил. Тогда были другие стандарты. Деревенский парень должен быть с таким простоватым обаятельным лицом - вроде Николая Рыбникова. А Слава - красавец аристократ. Все говорили: таких в деревне не бывает. А мама его успокаивала: «Славочка, а ты знаешь, какие на Кубани  трактористы! И конюхи! Картинки, а не ребята. Не бойся, не слушай никого, чушь это все - типаж - не типаж! Главное - хорошо делать свое дело!»

- Как хорошо, что Нонна Викторовна незадолго перед смертью помирилась с Вячеславом Тихоновым - сама ему позвонила. Мне кажется, она сбросила камень с души.

- Конечно! Мы, говорит, не виноваты, что такой неудачной наша семейная жизнь получилась, слишком рано, неосознанно поженились. Она сказала: «Вот позвонила и успокоилась...»