Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Опасность вулкана для самолетов раздута, как истерия вокруг свиного гриппа

Опасность вулкана для самолетов раздута, как истерия вокруг свиного гриппа
Фото: Извержение в Исландии и не думает прекращаться.

Дежавю… Совсем недавно весь мир трясло от страха по поводу свиного гриппа. Медики предрекали чудовищную эпидемию и миллионы жертв по всему миру. Люди отказывались летать, боясь заболеть. Раскупали подорожавшие лекарства. Каждый день официальные лица передавали сводки о числе заразившихся. Но потом выяснилось, что со свиным гриппом погорячились. И он оказался не страшнее обычного. Зато на нем хорошо «наварились» фармацевтические компании. 

И вот новый кошмар. Народ ломится на поезда, автобусы, пароходы. Автомобили запруживают дороги. Потому что улететь куда-либо трудно, а то и просто невозможно - карантин. Но уже не по свиному гриппу, а по пеплу, которым якобы засыпал небо вулкан Эйяфьяллайекюль в Исландии. Европейские страны закрывают воздушное пространство. Не выпускают самолеты. Отказываются принимать. По последним данным, число отмененных рейсов перевалило за 60 тысяч.

Да, на снимках в тепловых лучах вулкан, на который возложена ответственность за транспортный коллапс в Европе, похож на лик дьявола. Но в самом ли деле он так страшен, чтобы устраивать наблюдаемое ныне светопреставление? Не дурят ли нас, как со свиным гриппом?

Шесть наивных вопросов без ответов об опасности Эйяфьяллайекюля

Сколько должно быть пепла в атмосфере, чтобы он представлял реальную угрозу для авиаперелетов?

Сомнений нет: пепел опасен тем, что может повредить турбины самолетов. Налипнет и застынет, как лава. Но при какой концентрации твердых частиц в воздушном потоке они становятся реально опасными? Никто такой информации не дает. Похоже, ее вообще нет. То есть решения об отмене полетов в конкретном месте ни на чем не основаны.

Кто проверяет, долетел ли пепел до страны?

Совсем уж странно, когда сообщают, что пепел замечен в районе какого-нибудь аэропорта. Приборы, способные «углядеть» частички пепла, особенно на большой высоте, - редкость. А где тот таинственный «центр», который пугает всю Европу? И сообщает о прибытии «подарков из Исландии»? Насколько можно верить поступающей информации?

Какие основания для обещаний открыть воздушное движение через какое-то время?

Кто-то обещает возобновить полеты к вечеру, кто-то - завтра, кто-то - «когда появятся просветы». А почему они должны появиться? Вулкан не перестает выбрасывать пепел. Наоборот, «плюется» с удвоенной силой. Но если можно разрешить полеты в такой ситуации, то почему их запрещали прежде? Никакой логики…

Эйяфьяллайекюль вонюч (пахнет серой) и могуч («плюет» нa всю Европу).

В самом ли деле пепел накрыл всю Европу?

Вулкан действительно извергается. Из него летит пепел. Но насколько широко и густо он засыпает материк? На днях НАСА (это американцы) обнародовало снимки из космоса. На них видно, что облако пепла распространяется весьма узкой полосой. С расстоянием оно становится все жиже и жиже. Так, кстати, вело себя и облако вулкана Эль-Чичон в Мексике, извержение которого в 1982 году было очень похожим на нынешнее в Исландии.

Облако мексиканского вулкана узкой полосой постепенно за несколько месяцев намоталось на все Северное полушарие. Но оно не шло веером, как сейчас это рисуют для вулкана Эйяфьяллайекюль.

Поэтому совсем не исключено, что пепел относительно густо пока накрыл лишь узкий коридор, расположенный примерно на широте Исландии. А остальная Европа свободна. Аналогичное предположение, кстати, возникло у пилотов Великобритании, Голландии и Германии. Они совершили несколько пробных рейсов без пассажиров. И ничего угрожающего не заметили.

Кто будет решать, можно летать или нет?

Очевидно, что ситуация, которая складывается вокруг авиаперевозок, уже надоедает. И надо что-то решать. В смысле пора бы начать летать снова. И начнут. Но кто и на основе чего даст отмашку?

Кому это выгодно?

«Пепельная страшилка» уже охватила весь мир. Поскольку Европа - это желанный пункт назначения для многих жителей нашей планеты. А пункт не принимает. По воздуху, конечно. И кому это выгодно?

В прошлый раз - со свиным гриппом - было понятно: истерия полезна фармацевтическим компаниям и вообще здравоохранению. Но сейчас? Подозревать железнодорожников или таксистов было бы наивно и как-то даже примитивно. Вряд ли кто-то в одиночку смог бы организовать столь масштабное шоу. 

Или подозрение в заговоре против человечества - это иллюзия? 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Кто проиграл, а кто выиграл от извержения

Убытки авиакомпаний перевалили за 1 миллиард евро.

Вулкан в далекой Исландии изменил жизнь всей Европы. Кто же пострадал от этого стихийного бедствия?

Авиакомпании. По данным экспертов, ежедневно авиакомпании теряют 150 - 200 млн евро - это убытки от невыполненных рейсов и сданных билетов, вынужденного изменения маршрутов, траты на заботу о пассажирах (дополнительное питание, размещение в гостиницах и др.). Суммарный ущерб авиаперевозчиков и аэропортов за все прошедшие дни, когда небо было закрыто для полетов, превысил 1 миллиард евро, подсчитала Международная ассоциация воздушного транспорта.

- Это фантастические убытки со времен 11 сентября 2001 года (когда произошло крушение башен-близнецов в Нью-Йорке. - Ред.), - говорит Олег Пантелеев, начальник аналитической службы агентства «АвиаПорт».

Пассажиры. В общей сложности, по данным экспертов, пострадали 7 млн пассажиров. Всего компании отменили 63 тысячи рейсов.

Серьезные убытки несут и туристические компании. Ведь среди авиапутешественников было большое количество тех, кто ехал в отпуск.

- Многие люди не смогли вылететь к местам отдыха, - рассказывает Евгения Конколь, президент группы компаний «Спектрум». - Да и есть вероятность того, что после такого происшествия поток туристов, например, в Европу в ближайшие месяцы может сократиться.

Тем не менее в любой ситуации есть не только проигравшие. Кто же сумел нажиться на пепельном форс-мажоре?

Наземный транспорт (автобусы, поезда, паромы). Даже самые дорогие билеты на европейские поезда впервые за долгое время раскуплены на несколько дней вперед. Несмотря на дополнительные рейсы, почти невозможно купить билет и на автобусы по Европе. Дополнительную прибыль получают и паромные компании, у которых обычно в это время почти нет клиентов (горячий сезон на паромные путешествия еще не начался).

Страховые компании. Как говорят эксперты, в последние несколько дней люди стали в массовом порядке страховаться от невылета. В основном это делают те, кто планирует отпуск на майские праздники. Тем не менее данная опция вряд ли поможет путешественникам. Стихийное бедствие обычно признается форс-мажорным обстоятельством, которое не влечет за собой страховых выплат.

Такси. О том, что гражданам предлагают за баснословные деньги добраться в Европу, говорят в Москве, Киеве и других городах. Однако сейчас невозможно оценить, как много людей воспользовались этой услугой.

- Конечно, выиграли те, кто может предложить альтернативное решение проезда, - говорит Олег Пантелеев. - Но вместо того чтобы помочь людям, попавшим в беду, они пытаются нажиться на этом, завышая цены.