Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Америка заколоченных небоскребов

Америка заколоченных небоскребов
Фото: Центр Детройта. Все эти здания пустуют. Когда-то в них были офисы компаний, связанных с автопромом США. Теперь, чтобы там не селились бомжи, окна и входы крепко заколочены. Фото: Евгения ГУСЕВА.
- Вашу экономику залихорадит лишь от одной мысли, сказанной вслух главой федеральной резервной системы США. - Доктор экономических наук Шавьер Сала-и-Мартин не церемонится. Он смотрит на мировую экономику с высоты своей кафедры факультета экономики Колумбийского университета в Нью-Йорке. Того самого, где учился Барак Обама. 
 
Как же мы, живущие в тысячах километров от Уолл-стрит, оказались финансовыми заложниками их денежной системы?
 
БЛЕСК И НИЩЕТА США
 
Все официальные экономисты в один голос признают: американская экономика - самая крутая в мире. Наверное, это действительно так. Если бы не несколько нюансов.
 
…"По разрушенному Чикаго ты бредешь одна", - бывает, привяжется строчка из песни. Так и сейчас. Только не Чикаго вокруг, а Детройт. Рабочий полдень, но в городе пусто, словно и нет здесь населения в 700 000 человек. Хотя нет - вот бредет один. Словно зомби. Штаны сползают, куртка висит мешком. Темнокожий житель Детройта размахивает руками, кричит что-то в пустоту перед собой. Похож на героинового торчка - так их тут называют. И он не один. Героиновый зомби в Детройте - частый прохожий.
 
- Мотор-сити, город американской мечты - так город называли в 60-е годы прошлого века, - говорит бывшая сотрудница мэрии Детройта Ким Русинова. Упадок города она принимает очень близко к сердцу. - Это был пик расцвета американского автопрома - больших и красивых машин, сжиравших уйму дешевого на тот момент бензина. В Дет­ройте проживали почти два миллиона человек.
 
Город начал свой путь к смерти, когда в конце 60-х годов стало дорожать топливо и американские машины начали проигрывать конкуренцию японскому автопрому. Квалифицированные специалисты (в основном белое население) начали покидать Детройт в поисках более привлекательной работы. 
 
- Постепенно большинство жителей Детройта стало афроамериканским, - продолжает экс-сотрудник мэрии. - В результате выборы мэра выигрывали темнокожие люди. Каждый новый мэр обещал все больше и больше льгот бедному населению. Город залез в гигантские долги. 
 
Я оказался в Детройте в день, когда верховный суд США признал его банкротом. Я хотел поговорить о случившемся хоть с кем-то из местных. Взглядом я искал людей, осмотрел внимательно площадь в центре города, на которой стоял. Безлюдно и жутковато. До мурашек. Вокруг что-то было не так. Словно я очутился в пост­апокалиптическом фильме. Вот небоскреб передо мной, у него все окна заколочены досками. Все! Абсолютно! А вот справа еще одна высотка - и она заброшена. Это была площадь заколоченных небоскребов. Кладбище американской мечты...
 
Кроме заколоченных небоскребов, здесь тысячи заброшенных жилых домов. Их можно купить за несколько сотен долларов. Правда, долгов у таких домов будет на десятки тысяч долларов.
 
- В некогда богатых кварталах города покинутые дома маскируются под жилые. Иначе придут те, кто собирает металл, обдерут в доме все ценное и сдадут в цветмет, - рассказывает Ким Русинова. Сейчас у Ким свое турагентство. Возит людей по развалинам Детройта, рассказывает о былом величии города. 
 
Детройт по-прежнему остается самым опасным городом США. В прошлом году здесь было совершено 60 000 преступлений.
 
Но есть места и похуже Детройта. Вообще весь промышленный север США находится в тяжелой экономической ситуации. Их сталелитейщики, так же, как и наши, страдают от низких цен на металлы. Автопром США пытается вырулить на прибыль, но получается с трудом.
 
ПОСРЕДИ РАЗВАЛИН - МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ
 
В ста километрах севернее Детройта есть еще один моногород по-американски - Флинт. Этот город не пережил кризис именно 2008 года.
 
Именно Флинт считается исторической родиной американского автопрома. Отсюда пошли "Форд" и другие крупные автопроизводители. Сейчас это не город, это сотни заброшенных и полусгоревших одноэтажных домиков. В 2010 году здесь закрылся крупнейший автозавод в США, где собирали "бьюики". От предприятия осталась лишь гигантская бетонная площадка размером в четыре футбольных стадиона. 
 
Флинт, как и Детройт, считается самым опасным городом США. На тысячу жителей здесь 85 преступлений.
 
Ты прямо кожей ощущаешь безнадегу, когда хрустишь битым стеклом, зайдя в зияющий пустыми окнами домик во Флинте.
 
ЕСТЬ ЛИ СПАСЕНИЕ?
 
- Будущее таких городов-банкротов зависит от возможности оживить бизнес, - говорит в общем-то банальные вещи профессор Колумбийского университета Шавьер Сала-и-Мартин. - Люди начнут открывать предприятия. Это позволит собирать налоги. Налоги же позволят мэрии что-либо делать для города.
 
- Это все бла-бла-бла, - говорит Ким Русинова. До увольнения из мэрии она придумывала программу по возрождению Детройта. В город собирались зазвать казино, заброшенные здания хотели переделать в парковки и торговые центры. Но в мэрии закончились деньги и программу закрыли. А Ким уволили.
 
- Главная проблема Детройта и Флинта, да и вообще любого моногорода в том, что они полностью зависят от одного вида индустрии. В нашем случае - это производство авто, - говорит экономист Шавьер Сала-и-Мартин. - И когда случается кризис, нет возможности уйти в другой сектор экономики по одной простой причине - его не существует.
 
ЭТОТ КРИЗИС, КАК ВШИ НА ГОЛОВЕ
 
В сентябре 2008 года и случился тот кризис, который многие не пережили.
 
- Технически - кризис позади, - говорит профессор Колумбийского университета Шавьер Сала-и-Мартин. - Потому как кризис завершился тогда, когда начался экономический рост. Но существует и рецессия - падение экономики - двойной глубины. Когда после падения - рост, а потом опять провал. Возможно, мы именно в таком периоде.
 
Я с удивлением посмотрел на профессора. Ведь сейчас все только и талдычат, что мировой кризис позади, а впереди - только рост.
 
- У экономистов приняты буквенные обозначения кризисов, - начал мне, словно несмышленышу, объяснять профессор. - То, что сейчас - это не V-образный кризис, когда после падения сразу рост. И это не U-кризис. Когда сначала падение, потом мы долго на дне и только затем рост. То, что творится сейчас, это больше похоже на падение, а потом прыг-скок на дне, словно вши прыгают на голове.
 
- А когда мы выберемся? В смысле, выпрыгнем? - попытался я пошутить.
 
- Теперь уже непонятно, - задумался экономист. - Нынешний рост мировой экономики, судя по всему, не имеет ничего общего с настоящим ростом. Он искусственный.
 
ПОГУБИЛА ЖАДНОСТЬ
 
Как нас угораздило вляпаться в самый худший из всех видов кризисов, мне лучше всего объяснил бывший вице-президент "Дойче банка". Эндрю Луан в 2008 году отвечал за инвестирование в деривативы - это такие ценные бумаги, производные от ипотечных кредитов. В этих бумагах перемешивались как хорошие, так и плохие кредиты, по которым никто и не собирался платить. В 2008 году выяснилось, что плохих кредитов в деривативах зашито больше, чем хороших. Ипотечные ценные бумаги тут же обесценились. Вслед за этим стали разоряться банки. Тогда-то Эндрю и потерял работу. Сейчас он водит туристов по Уолл-стрит, рассказывая, как он участвовал в разжигании пожара мирового финансового кризиса.
 
- Эндрю, вам ночью-то не снятся кошмары из-за того, что вы сделали? - спрашиваю я.
- А что я сделал? - удивляется Эндрю. Словно впервые слышит, как его взывают к совести. - Это был сбой всей системы!
 
- Может, дело просто в жадности? - продолжаю я стыдить целого экс-вице-президента банка, который до сих пор - один из крупнейших в мире.
 
- Безусловно, во всем была жадность, - неожиданно согласился со мной Эндрю, а потом сделал хитрый словесный трюк, сняв ответственность с себя: - Но это была жадность огромного числа людей. Не только банкиров.
 
- А вы были одним из тех, кто пожадничал, - я отчаянно пытался его припереть к стенке.
 
- Жадность, как и чувство страха, испытывают все люди, - философски ответил Эндрю. Чувствовалось, что он битый в финансовых боях и просто так человеку со стороны не сдастся.
 
- Правильно? - спросил он у меня. Я лишь угрюмо покивал головой в ответ. Ну а что, неправильно, что ли? И тогда он продолжил:
 
- Системная ошибка, которая привела к кризису, была заложена в принципе, что каждый пытается получить максимальную прибыль. Все, кто в этом участвовал, думали только о прибыли. Те, кто брал ипотечный кредит, хотя у них даже работы не было. Они надеялись потом перепродать подорожавший дом. Банкиры тоже на этом зарабатывали. Финансовые власти США делали вид, что все в порядке. Зачем тогда прекращать вечеринку, если все довольны?
 
Ну а потом Эндрю вышел слегка из себя. Было видно, что эта тема его давно злит.
 
- Да, мы были жадными! - сказал он. - Мы видели, что приближается кризис, но все равно продавали эти деривативы и отлично заработали! - неожиданно выдал Эндрю себя с потрохами.
Спальный район Детройта. Такую же картину можно увидеть и в настоящей автомобильной столице США - Флинте. Эти дома продают за сотню долларов. Вот только спроса нет. Фото: Евгения ГУСЕВА.
 
ТУШИМ ПОЖАР ТРИЛЛИОНАМИ
 
Вот так эти люди и свалили весь мир в кризис. Как признаются эксперты, это был самый мощнейший финансовый катаклизм со времен Великой депрессии. Когда в 30-х годах прошлого века рухнули экономики практически всех ведущих стран мира, а миллионы людей остались без работы.
 
- Тогда просто не знали, что делать, - говорит Дмитрий Хаустович, инвестор с Уолл-стрит. - Экономисты не знали о том, какую роль играют деньги в экономике. Пока не было доказано, что самой веской причиной депрессии оказалось именно сокращение денежной массы в экономике. То есть просто не было денег в банках.
 
Теперь же поступили иначе. Во время кризиса главой федеральной резервной системы США оказался Бен Бернанке. Человек, вышедший из научных кругов. Он считается одним из главных экспертов по Великой депрессии. Именно он признал, что вина в той финансовой беде целиком лежит на ФРС США. Тогда федрезерв начал жестоко экономить деньги. Сейчас - наоборот.
 
- Происходящее можно назвать великим экономическим экспериментом, - говорит Дмитрий Хаустович. - В таком количестве деньги еще никогда не печатались.
 
От этих денег польза и развивающимся странам. Инвесторы-спекулянты начинают вкладывать их в фондовые рынки различных государств. Как результат - дорожают активы предприятий, им легче брать кредиты на развитие.
 
- Все, конечно, счастливы, что экономика пошла в рост, - не согласен с общим мнением профессор Шавьер Сала-и-Мартин. - Но это временно! Деньги хороши, когда вы в беде. На один день. Например, в сентябре 2008 года. Когда банкротство банка "Леман Бразерс" вызвало коллапс мировой финансовой системы. Но спустя две недели, когда система была восстановлена, деньги должны были вернуться обратно - государству, которое их выдало. Если этого не случилось, то вы рискуете создать искусственный пузырь из дешевых денег.
 
ДЕНЬГИ - КАК ЗУБНАЯ ПАСТА...
 
Антикризисная программа, запущенная федрезервом, называется "количественным смягчением". Это означает, что ежемесячно ФРС США печатает и добавляет в экономику $85 млрд. Перед тем как покинуть пост главы федрезерва (это случилось 1 февраля), Бен Бернанке объявил: программу пора потихоньку сворачивать.
 
Накануне этого заявления и произошло знаменитое падение рубля и других валют развивающихся рынков. Но это еще цветочки, предупреждает эксперт Шавьер Сала-и-Мартин:
 
- Проблемы начнутся, когда все эти напечатанные деньги придется вытаскивать из экономики.
 
- А зачем вытаскивать? - не понимаю я.
 
- Потому что большая часть этих средств осела на счетах крупных компаний и банков, - объясняет экономист. - Они их держат на случай еще какой-нибудь кризисной ситуации. Те деньги, которые не достались банкам, гуляют по мировым биржам. Вот и представьте себе: если даже та небольшая часть этих средств способна вызвать панику на рынках развивающихся стран, то что будет, если в экономику попадут оставшиеся деньги?
 
- А чего им туда попадать? - испуганно спросил я.
 
- Наметился рост экономики. Зачем держать огромные запасы денег? - говорит эксперт. - Деньги начнут инвестировать и раздувать новый финансовый пузырь. Чтобы этого не случилось, ФРС будет вынуждена вытаскивать деньги из экономики. Но очень аккуратно. Чтобы не вызвать коллапса. Но деньги - это как зубная паста. Очень легко выдавить из тюбика, но невозможно засунуть обратно.
 
...ИЛИ КАК ГЕРОИН
 
Похоже, что эти миллиарды напечатанных долларов - они словно героин для опустившихся жителей Детройта. Подсел и все - очень сложно отказаться. Весь мир теперь сидит на долларовой игле. Ведущие страны мира скупают доллары и долговые обязательства США, веря, что только так можно обезопасить себя от финансовых потрясений. Но как только США говорят, что пора бы отказаться от накачки мира долларами, сразу же всех начинает штормить. Замкнутый круг! 
 
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
 
Религиозный капитализм
 
Но что же тогда делает американские ценные бумаги и доллар такими сильными? Ведь это же на самом деле просто бумага, ничем не обеспеченная, кроме гарантий правительства США.
 
- США очень сильно используют веру в их экономику со стороны других стран и инвесторов, - говорит Дмитрий Хаустович.
 
- Это же просто вера в доллар! - воскликнул я.
 
- Да, доллар обеспечен верой в доллар, - поддержал меня Дмитрий, в свое время он крутил миллионы на Уолл-стрит и понимает, о чем говорит. - И это самое сильное, что только может быть!
 
- До тех пор, пока США будут оставаться мировым лидером, уровень доверия к доллару будет высоким, - торжественно ответил мне экс-глава американского федрезерва Бен Бернанке на вопрос, как долго может длиться вера в американскую валюту.
 
Уникальное явление. Основа современного капитализма свелась к вещам умозрительным. Теперь это лишь вопрос веры. Пока ты веришь в доллар - ты участник глобальной экономики. Пока ты веришь в надежность гособлигаций США - ты надежный деловой партнер. Религиозный капитализм! А армия США и его флот - это как крестоносцы в Средние века. На кончиках своих мечей они несли веру в Христа. Сейчас на крыльях "Томагавков" США несут веру в доллар и в принципы рыночной экономики. Наверное, так бы написали мои коллеги из советских газет, будь сейчас какой-нибудь 1982 год.