Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Темные времена для Светлого Воскресения

Три выходных от советской власти
 
В первые послереволюционные годы религиозные праздники еще не подвергались полному запрету. Вплоть до конца нэпа многие из них, как и в нынешнее время, на государственном уровне вносились в сетку выходных. Так, на Пасху сразу три дня были объявлены нерабочими. 
 
Впрочем, это не означало, что атеистический большевистский режим смирялся с "религиозными предрассудками". Действовало общество "воинствующих безбожников", которое активно привлекало молодежь к разнообразным мероприятиям, направленным против церкви. Случалось, что в Киеве навстречу верующим, шедшим в пасхальные дни к храмам, целой колонной выезжали грузовики "атеистического карнавала". В них гремели оркестры, раздавалось оглушительное пение развязных агиток: "Долой, долой монахов, прожорливых попов!" Вдоль кузовов были развешаны антирелигиозные лозунги типа "Пасха - праздник для лодырей и прогульщиков".
 
С 1930-х годов власти уже не ограничивались агитацией. Все больше священников становились жертвами репрессий и оказывались в тюрьмах и лагерях. Уничтожались десятки киевских церквей - одна из них, стоявшая на Подоле, называлась Воскресенской и отмечала свой храмовый праздник как раз на Пасху. Выходила она на Воскресенский переулок, но теперь он известен как переулок Хорива. Зато левобережная местность, которая составляла собственность этого подольского храма несколько столетий назад, доныне сохранила название Воскресенка.
 
Гонениям подвергались и простые верующие. "Сталинская конституция" вроде бы не отрицала свободу исповеданий, однако дополнительные выходные дни к Пасхе были отменены, а за невыход на работу трудящихся сурово карали.
Воскресенская церковь на Подоле незадолго до сноса. Фото 1930-х гг.
 
По обе стороны фронта
 
После долгого перерыва киевляне смогли открыто отмечать Пасху только под гитлеровской оккупацией в 1942 году. Накануне было извещено, что во всех православных церквях города праздничная служба начнется в 23 часа. 
 
Пасха тогда была ранняя, пришлась она на 5 апреля. Вышедший в этот день номер киевской газеты "Новое украинское слово", издававшейся под бдительным присмотром оккупантов, поместил передовицу "Христос Воскресе!", переполненную обвинениями в адрес "юдо-більшовицької чуми" и славословиями "великому німецькому народу, керованому геніальним Фюрером". На страницах газеты подчеркивалось, что город оживлен, в квартирах чистота и порядок, во многих окнах выставлены иконы. Особо отмечалось: "Через війну місто не так забезпечено продуктами харчування. Хоч перед святом на базарі спекулянти нагнали високі ціни, але кожна передбачлива господарка притримала частину продуктів, щоб на святкові дні приготувати скромну і смачну їжу". 
 
Любопытно, что в том же году свободно отмечать Христово Воскресение можно было и на советской территории. В суровую военную годину Сталин счел нужным ослабить нажим на верующих. В киевской газете на Пасху по этому поводу была помещена карикатура на "отца народов", попиравшего христианство, который как бы недоумевал: "Оце дарував людям свободу релігій, а вони все ще невдоволені".
Киевский поэт Николай Ушаков.
 
С красной повязкой в кармане
 
В послевоенные годы религия подвергалась новым и новым гонениям - один из наиболее заметных витков этой спирали пришелся на начало 1960-х годов, при Хрущеве, когда возобновились закрытия и сносы киевских церквей. Позже, в пору застоя, режим уже не был настолько агрессивен к верующим. Но использовались многочисленные средства отвлечения граждан от церковных праздников, особенно молодежи. Те, кого обнаруживали на пасхальных богослужениях, потом рисковали подвергнуться проработке на собраниях. Кроме того, именно под Пасху идейное начальство старалось приурочить самые увлекательные телепрограммы, ночные концерты или фестивальные шоу, так что по ним могли догадаться о наступлении Светлого Воскресения даже те, кто не знал церковного календаря.
 
И все-таки десятилетия государственного атеизма были перед празднованием Пасхи фактически бессильны. Сколько бы ни приучали трудящихся к иным весенним праздникам - красной дате Первомая или ленинской годовщине, все равно вечером Пречистого Четверга от всех десяти действовавших в брежневские времена храмов Киева медленно расползались трепетные огоньки. В Страстную пятницу люди серьезнели и старались не смотреть всякие передачи по телевизору, а в субботу наступало нетерпеливое ожидание, и хотя далеко не все позволяли себе отстоять в церкви всенощную, но многие ловили в ночной тишине плывущие издали колокольные звоны. И потом, наутро, можно было встретить симпатичную знакомую, поцеловать ее и получить ответный поцелуй без всяких объяснений… 
 
В ту пору даже комсомолец-активист мог беспрепятственно принять участие в ночной пасхальной службе. Вспоминаю, как от завода, где я тогда работал, требовали обеспечить смену дружинников, которые бы с субботнего вечера заступали на дежурство у ворот Покровского женского монастыря. Перед нарядом не ставили задачу "заворачивать" людей от храма. Чинные верующие с корзинками и целые семьи спокойно шли мимо дежурных, даже не замечая, лишь на минуту останавливаясь, чтобы перекреститься. Но случайный, праздный люд, увидев парней с красными повязками, разворачивался и уходил прочь. А когда людской поток прекращался, дежурные по одному, пряча повязки в карман, потихоньку шли к огромному Николаевскому собору, чтобы послушать, посмотреть и почувствовать себя совсем в другом времени…
Карикатура на Сталина в киевской газете. 1942 г.
 
Кстати
 
Про Пасху - для себя
 
Советские деятели культуры обязаны были в своих произведениях идти должным курсом, поддерживать  партийные лозунги, в том числе и антирелигиозные. Но про себя, втайне, многие из них думали иначе. Одно из свидетельств тому обнаружилось в архиве известного киевского поэта Николая Ушакова, автора популярного сборника "Весна республики", после его смерти. Среди неопубликованных текстов было найдено небольшое стихотворение 1951 года, написанное "в стол" после того, как поэт побывал в Пречистый Четверг возле Андреевской церкви:
 
Собор Андрея и откос.
Стоят старухи 
со свечами.
На них весенними очами
С креста глядит 
Исус Христос.
И со свечами весь Подол
Стоит у горнего порога,
И я на Днепр взглянуть 
пришел - 
тепло душе, и слава Богу.