Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Для чего нужна федерализация Украины

Для чего нужна федерализация Украины
Фото: В 2006 году севастопольские студенты изобразили федеративную Украину в виде торта. За это их лидер попал под суд. Но тема осталась актуальной. Фото УНИАН.

Нынешняя система административного устройства Украины практически в неизменном виде досталась нам в наследство от СССР. Как известно, Советский Союз был централизованным государством с плановой экономикой. Эта система неплохо себя показала, когда нужно сосредоточить усилия всей государственной машины для достижения таких сверхцелей, как, например, индустриализация или победа в войне. То есть в определенных условиях такое устройство, когда все налоги, собираемые по стране, идут в общий бюджет, а затем через центральные министерства перераспределяются между регионами и государственными ведомствами, имеет свои преимущества. Благодаря этому имеется возможность "подтянуть" значительное количество ресурсов для решения какой-то одной задачи или проблемы - просто волевым решением из центра. 

Однако есть и негативная сторона излишней централизации. Государственная власть нередко игнорирует интересы ряда отраслей и регионов, делая преференции для "своих" и отказывая "чужим". Во всяком случае в бюджетной политике современной Украины это проявляется постоянно. 

Все знают, Донбасс - это совсем нечужой регион для нынешней власти, что легко заметить также по формальным цифрам государственных дотаций, субсидий и капитальных трансфертов. Например, Донецкая область при доле в ВВП Украины 12% в течение 2011 года получила 27% общей суммы. Для Луганской области эти цифры соответственно составили 4 и 11%. Тогда как соседствующая с Донбассом, но не имеющая такого лобби в высших эшелонах власти Днепропетровская область при доле в ВВП 11% получила от государства лишь 4% дотаций и субсидий. 

К сожалению, это не печальное совпадение. Таковы издержки централизованной бюджетной политики Украины. 

ВСЕ ЛУЧШЕЕ - В ЦЕНТР 

Точно такой же была политика в годы правления предыдущей власти. Отличие Виктора Ющенко от Виктора Януковича заключается лишь в том, что первый благоволил к западным областям Украины, а второй - к восточным. 

Единственный регион, который стабильно может рассчитывать на расположение любого правительства, - это Киев. Жители столицы находятся, так сказать, в пешеходной досягаемости от зданий, где заседают органы центральной власти, и это играет не последнюю роль в решениях по финансированию города из государственного бюджета. В результате по итогам прошлого года Киев наряду с Донецком и Луганском оказался в тройке лидеров по объемам госдотаций. Суммарно на эти три региона было выделено 56% всех субсидий и трансфертов.

Давайте называть вещи своими именами - это политический подкуп жителей тех регионов, которые центральная власть считает для себя ключевыми. К примеру, в апреле этого года Киеву была выделена очередная дотация на "столичные функции" около одного миллиарда гривен. Половина из этой суммы направляется на асфальтирование дорог и модернизацию лифтов в жилом секторе. Никто не спорит с тем, что в столице нужно ремонтировать лифты и дороги. Проблема в том, что лифты и дороги в других городах Украины предоставлены собственной "карме". И это не говоря о том, откуда взялось двукратное превосходство жителей столицы по личным доходам в сравнении со средним показателем по стране. Тоже ведь в основе лежат "столичные функции"…  

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕГИОНОВ 

Получается, нынешняя система бюджетных дотаций никак не борется с диспропорциями в развитии различных областей и городов Украины. Наоборот, усугубляет их. Делает все регионы заложниками экономической политики центральной власти. Похоже, что единственным способом решения данной проблемы является реальная децентрализация всего государственного устройства, развитие само­управления, увеличение бюджетной самостоятельности регионов Украины и в конечном итоге - федерализация страны. 

Превращение унитарного государства в федерацию позволит сразу решить несколько задач. 

Во-первых, можно будет создать вторую палату парламента, в которой в равной мере будут присутствовать представители всех регионов Украины. Это повлечет за собой более пристальное внимание к региональным экономическим вопросам. Во-вторых, существенно снизятся отчисления в общегосударственный бюджет, которым спекулирует центральная власть, при этом большинство расходных статей будут формироваться на местах в зависимости от реальных потребностей региона. В-третьих, отсутствие внутри федеральных субъектов резких электоральных различий сделает бессмысленной политику диспропорции в выделении бюджетных средств. 

Стоит также добавить, что положительным явлением станет и увеличение трудовой миграции между областями, а не только по направлению Киев - регионы, как это происходит сейчас. Ну а "перемешивание" между собой представителей разных частей страны всегда вело к созданию более однородного в культурном и политическом отношениях населения. Что, конечно же, станет дополнительным плюсом в деле преодоления пресловутого раскола внутри Украины. 

В ТЕМУ

О федеративном устройстве у нас и за рубежом

➤ Хотя Украина считается унитарным государством, однако в государственном устройстве страны есть явные признаки федерации. Ведь в состав Украины входит Автономная Республика Крым со своим парламентом, Советом министров, а также собственной Конституцией.

➤ Согласно результатам опроса, проведенного Международным исследовательским центром "ИФАК" в 2011 году, мнения граждан Украины по поводу возможности федерализации Украины разделились поровну. Так, 35% украинцев выступают за федерализацию страны и такое же количество - против. Остальные опрошенные пока не определились. 

➤ Название United States of America традиционно переводится как Соединенные Штаты Америки, хотя правильнее было бы говорить Соединенные Государства Америки.  США состоят из 50 равноправных субъектов, каждый из которых имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власть. Штаты самостоятельно решают вопросы образования, здравоохранения, землепользования и общественного порядка. Наличие собственных конституций в каждом штате дает возможность экспериментировать в законодательной сфере. Закон, успешно опробованный вначале на уровне штата, потом может быть принят как общегосударственный. 

➤ Швейцария - одна из старейших федераций в мире. В одной стране уживаются четыре разных языка и четыре разные культуры. Жители Швейцарии убеждены, что без федеративного устройства их государство не смогло бы существовать как единое целое.

➤ Бельгия представляет собой пример вынужденной федерализации. Изначально это было унитарное государство, и никто не собирался менять государственное устройство. Однако общественное движение за свободное использование фламандского языка на государственном уровне привело к поиску некоего компромисса. Сегодня каждая община, будь она фламандской, немецкой или французской, имеет свой парламент, с помощью которого может принимать решения в области культуры и образования.

ПОЗИЦИЯ 

Дозреем "снизу" 

По мнению известного политика Виктора Медведчука, центральная власть по своей воле никогда не откажется от имеющихся полномочий. t 

"Для меня в Украине нет "лишних" регионов. Поэтому меньше всего хотелось бы, чтобы в нашей стране обсуждали, кто кого кормит: Донбасс Галичину или наоборот. Но, к сожалению, обсуждают. Причем именно в такой, максимально антагонистичной форме - с противопоставлением одних регионов Украины другим". 

Однако если смотреть глубже, то выясняется, что у истоков проблемы стоит отнюдь не разность экономических потенциалов между областями нашей страны, а бюджетная политика центральных властей. В системе заложен изъян. Налоги собираются в центр, там формируется бюджет исходя из представлений и предпочтений тех людей, которые находятся при власти, и лишь потом средства возвращаются в регионы. Искажения происходят на любом этапе. Государственная политика часто бывает прямо перпендикулярна интересам регионов, финансы между областями распределяются крайне неравномерно, гипертрофированно возрастает роль столицы как центра, в который стекаются все ресурсы и в котором принимаются все решения. 

По своей воле центральная власть никогда от этого не откажется. Ее и так все устраивает. Пусть в регионах будут послушные исполнители, полностью управляемые из центра - а если с ними возникнут какие-то проблемы, то всегда можно перекрыть кислород финансирования. Поэтому в плане расширения прав местного самоуправления не стоит надеяться ни на нынешнюю власть, ни на оппозицию, которая хочет стать властью. Ничего личного, у них просто другие интересы. А федерализация дозреет "снизу". Уже дозревает, если судить по тому, как "успешно" центральная власть решает местные проблемы.