Загрузить еще

Андрею Кончаловскому 70 лет: Богатые россияне безоружны перед деньгами, как туземцы перед водкой

Андрею Кончаловскому 70 лет: Богатые россияне безоружны перед деньгами, как туземцы перед водкой
В канун юбилея на экраны выходит его новый фильм - «Глянец», а в издательстве «ЭКСМО» - книга «На трибуне реакционера». Это не автобиография, а скорее полемические заметки о сегодняшней России. «КП» публикует отрывок из этой книги.

- Простите, вы не подскажете, как проехать к Марье Ивановне Пупкиной, проживающей на улице Ивановской?

- Пожалуйста. Если поедете из Ричмонда мимо поселков Визендорф и Грин Хаус, то прямо за Коттон Вэй вы увидите «Макдоналдс» с плакатом «Бигтейсти», сразу за ними и будет Ивановская улица, где и проживает Марья Ивановна...

Слушайте, как это будет по-русски? Нет ответа...

Многие из этих названий, которые мало кто понимает и мало кто вообще слышал, написаны русскими буквами. Но это же бред сивой кобылы! И в этом, безусловно, кроется «старинное» русское желание: изо всех сил быть похожими на европейцев. Выражается это исключительно внешне - как обычно бывает у мещанина во дворянстве - одежды-то заморские, а белье несвежее...

Почему современный русский человек, обладающий большими деньгами, неудержимо стремится жить в поселке с иноземным названием - в какой-нибудь Альпийской долине или даже на Кутузовской Ривьере? А клубы и рестораны, в названиях которых «господствует смешенье языков: французского с нижегородским»... Конечно, это - всего лишь имитация западной жизни, скользящая по поверхности, а ценности остаются все теми же, русскими. У русского мещанина всегда была мода на «заграничное», и он схватывал всё, что было на «поверхности», - словечки, моду, манеры, но почему-то не отношение к труду, например, или отношения между людьми...

Можно, конечно, сидеть за рулем роскошного «Бентли», но продолжать по-хамски относиться к женщине, которая сидит рядом с тобой, или постоянно внушать своему сыну, что он сын миллионера. Вот реальная история: мальчик спрашивает своего одноклассника: «А почему твой папа не в списках «Форбса»?»...

Всё вместе - это признаки не культуры, а дикости.

С женой Юлей, несмотря на большую разницу в возрасте, у Кончаловского очень романтические отношения.

А «дикарь с букварем» - по определению писателя Фридриха Горенштейна - опаснее, чем «дикарь без букваря»....

Богатые россияне несколько лет назад оказались безоружными перед  большими деньгами, как туземцы перед водкой. Никто из них не знал, не чувствовал, что такое деньги, что они значат, какова их цена, что можно за деньги, а чего нельзя. И тогда разом рухнула вся система ценностей - за деньги возможно всё!

Вкусы московских олигархов и российских «звезд первой величины», определяющих развитие модных тенденций, даже стали темой специального исследования, результаты которого опубликованы во французской прессе. Газета «Франс пресс» отмечает, что русские любят «дорогое и блестящее», считая, что предмет или объект роскоши должен являться знаком, свидетельствующим об исключительном статусе владельца. Российские богатые мужчины уверены, что наилучшим образом для этого подходят яхты, самолеты и автомобили. И об этом еще в 1863 году писал Ф. М. Достоевский: «Русским вообще ужасно хочется показать в магазинах, что у них необъятно много денег».

Хорошо бы все русские богатеи послали своих детей в Англию - в наших дорогостоящих гимназиях у детей воспитывают абсолютно извращенное представление о жизни. Дети кичатся капиталами своих родителей и количеством их охраны. А принц Уэльский Чарльз, желая оградить своего младшего сына от искушений молодежной тусовки в университете, отправляет его на военную службу. И еще принц гордится тем, что его старший сын Уильям обожает водить трактор и собственноручно чистит коровник и свинарник.

У нас же всегда «встречали по одежке» и предпочитали «пускать пыль в глаза»... Повторюсь, мы стремимся во всем походить на Запад, кроме главного - в отношении к труду и в отношении к самим себе. Мы постоянно говорим о тяге нашего народа к буржуазным ценностям, забывая, однако, что в их основе вовсе не материальные ценности, а скромность, умеренность, практичность и семейные радости жизни. А стремление ко всему «заграничному» и прочие обывательские фетиши не могут дать русскому человеку полноты чувств и ощущение ценности своей судьбы. Как говорил еще наш классик Федор Михайлович, «особенность свою познать не можем и к Западу самостоятельно отнестись не умеем... Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами»...

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

К творчеству своего старшего сына Егора режиссер по-отцовски относится снисходительно.

Андрей Сергеевич МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ родился в семье известного писателя Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской, дочери знаменитого русского художника. В 1965 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Михаила Ромма. Во время учебы во ВГИКе выступил как соавтор сценария фильмов Андрея Тарковского «Каток и скрипка», «Андрей Рублев». Его первый фильм - «Первый учитель» (1965). Кинопоэма «Сибириада» в 1979 году была удостоена специального приза жюри Каннского кинофестиваля. С начала 1980-х годов Андрей Кончаловский стал работать в США. Поставленный им в 1997 году сериал «Одиссея» с Арманом Ассанте в главной роли с успехом прошел по телевизионным экранам мира. На Венецианском кинофестивале в 2002 г. лента Андрея Кончаловского «Дом дураков» была удостоена специального приза жюри.

Андрей Сергеевич - старший брат не менее известного российского режиссера Никиты Михалкова. Кроме того, он многодетный отец, у него семеро детей. И знаменитый герой-любовник. О своих многочисленных романах он написал в книжке «Низкие истины». Был женат пять раз, его нынешняя супруга - актриса Юлия Высоцкая - родила ему дочь Машу и сына Петра.

5 наиболее известных фильмов Андрея Кончаловского

  • «Первый учитель»
  • «Романс о влюбленных»
  • «Сибириада»
  • «Возлюбленные Марии»
  • «Танго и Кэш»

Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА и Андрея КАРА