Загрузить еще

Российские фильмы снимают, чтобы красть деньги?

Российские фильмы снимают, чтобы красть деньги?

Каждый год в России выходит на экран по сто картин. Но большинства из них зрители почти не видят

Когда-то, лет двенадцать назад, в Москву приехала Шэрон Стоун. Она пожаловалась, что в России плохо знают ее фильмы: «В вашей стране мало кинотеатров». Слова Шэрон были встречены дружным ржанием журналистов. Насколько она была права, выяснилось годом позже, когда обомлевшим москвичам, как некий диковинный аттракцион, представили первый кинотеатр с нормальным экраном и звуком - «Кодак-Киномир».

Шли годы. Кинотеатров становилось больше. Начали появляться русские картины, рассчитанные на кассовый успех. «Брат-2» собрал в прокате целый миллион долларов, заставив критиков раскрыть рот от изумления...

В прошлом году фильмы, вышедшие в русский кинопрокат, собрали уже в общей сложности почти полмиллиарда долларов. И каждый уик-энд в прокат выходит как минимум один русский фильм. Среди них есть свои рекордсмены, обогнавшие по кассе голливудские хиты, - «Дневной Дозор» или «9 рота». И некоторые спешат объявить, что русское кино возродилось.

Но правда ли все так радужно в русском кинобизнесе? Об этом «КП» решила поговорить с Александром СЕМЕНОВЫМ, главным редактором журнала «Кинобизнес сегодня».

Фильмы должна смотреть налоговая

- Русское кино в своей общей массе - плохое! - говорит Александр. - Есть отдельные хиты, которые можно сосчитать по пальцам. Они хорошо сделаны и нравятся зрителю. Иногда их даже можно успешно продать за рубеж, например, на каннском кинорынке большим успехом пользовался «Волкодав». Но большая часть русских лент качеством ничем не отличается от дурных телесериалов.

Между прочим, в год сейчас выходит до ста русских фильмов, о которых широкий зритель даже не подозревает. Они идут в десяти кинотеатрах на всю страну и собирают копейки.

- А зачем их тогда снимают?

- Там работают сложные финансовые схемы, распутывать которые должны уж точно не мы с вами. Как правило, деньги на эти ленты получают от государства - оно ведь поддерживает отечественный кинематограф. Я же считаю, что господдержка - это зло, элементарное профукивание наших с вами денег.

Один мой знакомый работал в налоговой инспекции и проверял фирму, которая занималась кинопроизводством. Он обратился ко мне за помощью: ему нужно было выяснить, сколько денег собрал в прокате фильм. Выяснилось, что десять тысяч долларов. Сделан он был совершенно по-нищенски: такое ощущение, что его сняли за неделю в двух комнатах и с тремя актерами. А потрачено на него, судя по документам, три миллиона долларов! Куда делись эти деньги, можете догадаться сами... И вот это нормальный кинобизнес в России.

- Но если посмотреть на статистику, выходит, что русские фильмы зарабатывают в прокате довольно серьезные суммы.

- Иногда эти цифры завышаются. Положим, фильм собрал в прокате 200 тысяч, а прокатчик пишет, что он собрал три миллиона. Это делается по очень простой причине: фильм, который собрал три миллиона, можно дорого продать на телевидение с воплями: «Вот у нас русский блокбастер!» И ведь что характерно, на ТВ этим заявлениям верят и платят за фильм большие деньги.

Это, конечно, не относится к серьезным компаниям. «Дневной Дозор» или «9 рота» действительно заработали те деньги, которые заработали. Но если я начну перечислять фильмы, которые не окупили свой бюджет, у меня язык отвалится!

В русском кино больше нет звезд

- У русских фильмов есть зарубежный зритель?

- На данный момент наши ленты собирают за границей очень мало. Мы не можем выпускать фильмы, снятые на уровне голливудских блокбастеров, - это дорого. Мы никого не сможем удивить нашими спецэффектами: в Голливуде они все равно будут современнее.

У нас вообще нет настоящих кинозвезд. Люди готовы идти в кино на Тома Круза или Брюса Уиллиса, потому что их имена - брэнды и в некотором роде гарантия качества фильма. Эта магия работает даже в мультфильмах: Эдди Мэрфи получил 10 миллионов за то, что озвучил ослика в «Шрэке». Но трудно представить, чтобы даже в России кто-то пошел на фильм лишь из-за того, что там снялся тот или иной русский актер. А уж если он всего лишь озвучил ослика...

В России единственный верный способ затащить зрителя в кино - раскручивать картину по ТВ. Самые кассовые русские фильмы - те, к созданию которых приложило руку телевидение и круглосуточно вело бомбардировку аудитории. И сейчас идет охота за телеканалами: все студии отчаянно хотят сделать их партнерами.

Тысяча экранов для «Иронии судьбы»

- В маленькой Японии голливудский фильм может собрать 100 миллионов долларов. В результате голливудские продюсеры на Японию буквально молятся. У нас страна гораздо больше. Когда в России фильмы будут собирать такие же деньги?

- Точный прогноз я вам не дам, но вообще с кинопрокатом дела обстоят неплохо. Россия сейчас - шестой по величине рынок в мире, впереди только монстры вроде США, той же Японии, Англии, Франции и Германии. Строятся новые многозальные кинотеатры. Уже к Новому году две комедии - «Очень русское кино» и «Ирония судьбы-2» - обещают выпустить каждую на тысяче экранов! И лет через пять, возможно, какой-нибудь фильм соберет в России сто миллионов долларов. Но, честно говоря, я не уверен, что этот фильм будет русским.

СРАВНИМ

Сколько собрали в прокате...

Понятно, что любой русский продюсер мечтает о признании за рубежом. Однако пока российские фильмы за пределами СНГ делают весьма скромные сборы. Вот сколько собрали в других странах самые нашумевшие ленты. (Для сравнения имейте в виду, что, например, мультфильм «Рататуй» в американском прокате собрал 47 миллионов долларов только за первые три дня.)

...на Западе

1. «Ночной Дозор» Тимура Бекмамбетова (2004) - S17,9 млн.

2. «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова (1999) - $7,4 млн.

3. «Русский ковчег» Александра Сокурова (2003) - $6,8 млн.

4. «Возвращение» Андрея Звягинцева (2003) - $6,2 млн.

5. «Восток-Запад» Режиса Варнье (1999) - $6 млн.

6. «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994) - $4,1 млн.

7. «Вор» Павла Чухрая (1997) - $2,7 млн.

8. «Кавказский пленник» Сергея Бодрова (1996) - $2,1 млн.

9. «Итальянец» Андрея Кравчука (2005) - $1,3 млн.

10. «Русский бунт» Александра Прошкина (2000) - $1,1 млн.

...В России

1. «Дневной Дозор» - $34,9 млн.

2. «Пираты Карибского моря: на краю света» - $30,6 млн.

3. «Пираты Карибского моря: сундук мертвеца» - $27,5 млн.

4. «9 рота» - $24 млн.

5. «Шрэк Третий» - $22,5 млн.

6. «Волкодав» - $20 млн.

7. «Турецкий гамбит» - $18 млн.

8. «Ледниковый период-2» - $17,1 млн.

9. «Жара» - $15,6 млн.

10. «Ночной Дозор» - $15,3 млн.