28501
0
18 марта
Загрузить еще

Художники не собираются понижать стоимость своих работ

Художники не собираются понижать стоимость своих работ
Фото: Полотна Добродия покупают даже жены президентов.

То, что рынок труда основательно штормит, уже сказано. Пострадали представители самых востребованных профессий: металлурги, шахтеры, учителя, врачи, продавцы… «Комсомолка» решила поинтересоваться, как обстоят дела у художников, чей труд и во времена стабильности никогда не являлся предметом первой необходимости. 

График Оксана Стратийчук: «Меня прокормят мои ученики»

Оксана Стратийчук - самый известный украинский график. У киевских VIPов давно стало хорошим тоном украшать интерьер ее офортами и гравюрами. Ценят ее и коллеги по цеху: Оксана не раз становилась победителем престижных арт-конкурсов и получила звание лауреата Всеукраинской акции популярности и качества «Золотая фортуна-98». Ее работы помимо отечественных музеев хранятся даже в итальянской Пинакотеке «Торе Каванезе». 

- Я ничем другим, кроме творчества, на жизнь не зарабатывала, - рассказала «КП» Оксана. - Работы продаю в основном из мастерской. Чем занимаются мои покупатели - не спрашиваю, но это интеллигентная публика, чаще всего представители среднего класса, которым кто-то советует или они видели мои работы на выставке. Интересуются и жены высокопоставленных чиновников, оформляющие квартиры с помощью дизайнера. Разлет цен на работы - от $1,5 до 2 тысяч за оттиск. А вот иностранцев почти нет. Им все здесь дорого: привыкли, что раньше мы с радостью отдавали первоклассные оттиски за $100, и уже не готовы потратить чуть больше. А ведь подорожали не только материалы, но и имя художников. Я ведь не зря двадцать лет занимаюсь своим делом. Да и графика стала почти эксклюзивным жанром - художники массово переключаются на менее затратную и трудоемкую живопись. 

На вопрос, как повлиял на продажу офортов кризис, Оксана честно созналась, что у нее сейчас зависли все заказы. 

- Недавно в «Триптихе» состоялась моя персональная выставка, где покупатели зарезервировали две лучшие работы - графику и эмаль. Даже оставили задаток, но до сих пор полностью не расплатились, хотя и не отказались - ждут поступления денег. 

Тем не менее на галереи художники не возлагают большие надежды и пользуются их услугами только для пиара. Пережить смутное время Оксана Стратийчук надеется с помощью частных уроков рисования, храня работы до лучших времен. А вот снижать их стоимость она не считает возможным. 

Еще совсем недавно офорты Стратийчук уходили, как горячие пирожки.

- Существует история продаж, - объясняет свою позицию художница. - Раньше мои работы стоили $300, теперь $2000. И если они уходили по такой цене, то я просто не имею права продавать дешевле, так как разочарую предыдущих покупателей. Искусство - не предмет первой необходимости. Кому нужно, купит и за такую сумму. Вместо того чтобы демпинговать собственное творчество, я лучше обменяюсь с коллегами. Хочу собрать собственную коллекцию любимых авторов. У меня уже есть картины Владимирова и Корунской…

Живописец Александр Добродий: «Заграница нам поможет»

Александр Добродий - один из самых модных живописцев, со своим ярким индивидуальным стилем. Его работы словно созданы, чтобы стать частью жизни человека: спокойные, загадочные, созерцательные. Их можно разглядывать часами, пытаясь уловить скрытый смысл, которого не знает даже сам художник. Просто он так видит. Однако картины с удовольствием покупают сильные мира сего, ценят их и специалисты. Персональные выставки Добродия устраивались на самых престижных столичных площадках и на арт-фестивалях Турции, Испании, Польши. На жизнь художник зарабатывает исключительно творчеством. У него двое детей, и жена - тоже профессиональный художник. Благодаря постоянным продажам они приобрели двухкомнатную квартиру в столице, а дети учатся в платных школах. 

- Это раньше можно было безбедно существовать только за счет творчества, - делится с «Комсомолкой» Александр. - Но у современных художников есть еще одно подспорье - внешний рынок. Я активно сотрудничаю с иностранными галереями с помощью переписки, выставляю работы на сайте. Стараюсь сотрудничать с иностранными дилерами. Цены у меня вполне адекватные - от 2 тысяч долларов до 5 тысяч, поэтому галереи с удовольствием имеют со мной дело. Так что работы уходят и через них, и через частных агентов. Раньше соотношение продаж на внутреннем рынке было 50 на 50 процентов, сейчас 80 к 20 в пользу иностранного. После того как разразился кризис, некоторые продажи перенеслись на более позднее время. Но я считаю, что проблема кризиса раздута СМИ, и теперь этим лозунгом пользуются, чтобы заставить художников снизить цены.  

На вопрос, как Александр собирается выживать, он заявил, что цены на его полотна останутся прежними.  

Уличные художники мечтают продать хоть одну картину в месяц.

- Продавать дешевле - неприлично по отношению к предыдущим покупателям, - в унисон Оксане заявил Александр. - Поэтому я собираюсь еще активнее переписываться с галереями Польши, Англии, Прибалтики и России. Не думаю, что у них такой же жестокий кризис. Мои цены для них вполне приемлемы. Раньше мою живопись приобретали банковские служащие и топ-менеджеры солидных фирм. Сейчас им не до искусства.

Из беседы с Александром удалось узнать, что больше всех пострадал рынок антиквариата: 

- Цены на мастеров советского периода - Шишко, Глущенко и Коцка - упали в 3 раза, так как ранее были очень сильно завышены. А вывозить за границу их нельзя по законодательству. Мои знакомые дилеры из Польши и США недоумевают - у них даже французские импрессионисты продавались по более скромным расценкам.

Уличные мастера бесцельно мерзнут, а галереи прогнозируют спад цен

«Комсомолка» прошлась и по Андреевскому спуску. Уличных художников здесь стало значительно меньше. Картины остались только на Пейзажной аллее. Один из промерзших мастеров кисти сообщил, что сейчас продать хотя бы одну картину в месяц - уже удача. Цены на улице колеблются от 200 до 15 тысяч гривен. Раньше покупателей было достаточно - подъезжали машиной и скупали для подарков, просто на память о столице. Сейчас даже не интересуются. 

Директор культовой галереи «Карась» Евгений посетовал, что у него заморожено до лучших времен несколько арт-проектов из-за финансовых проблем с партнерами. А вот на выставочной деятельности кризис пока не сказался. Евгений Карась является еще и консультантом 4 частных коллекций, и пока проблем с покупкой произведений искусства там нет. 

В галерее «Триптих» тоже на кризис не жалуются. Но прогнозируют, что художникам в будущем все же придется снизить цены.