28501
0
19 апреля
Загрузить еще

Пастору Шлагу - сто лет!

Пастору Шлагу - сто лет!
Фото: Знаменитая сцена - Штирлиц и пастор Шлаг.

Старых актеров принято считать гениальными, даже если их фильмы в последний раз показывали поздно ночью сто лет назад на канале «Культура». Никто и не спорит. Если бы не несколько всенародно известных ролей, такая участь, возможно, постигла бы и Ростислава Плятта. Но только за роль пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны» ему гарантирована вечная любовь нашего зрителя… А таких ролей у Плятта было множество. И его голос - один из самых узнаваемых в советском кино.

А еще Плятт был героем одного из самых громких романов СССР. О любви актера, о том, через что ему пришлось ради этой любви переступать, сняли документальный фильм, наиболее интересные моменты которого мы и печатаем сегодня с любезного согласия российского Первого канала.

Жена учителя

По актерским меркам слава пришла к Ростиславу Плятту довольно поздно. Первую звездную роль в фильме «Подкидыш» он сыграл почти в 30 лет. За свою актерскую карьеру он не очень много исполнил больших ролей в кино. Но популярности его мог позавидовать любой.

На протяжении многих лет Ростислав Плятт был вынужден вести двойную жизнь. Ему приходилось скрывать роман с коллегой по Театру Моссовета, звездой своего времени Верой Марецкой. Марецкая была замужней женщиной. У нее была своеобразная внешность, красавицей она не была, но внутренняя мощь актрисы покорила Плятта сразу.

Марецкая тоже обратила внимание на долговязого артиста. Когда, в какой момент эта симпатия переросла из исключительно творческой и стала взаимной, не скажет никто. Но это был чуть ли не единственный актерский роман, о котором не было известно почти никому, а потому он никем и не обсуждался.

Плятт был поставлен перед нелегкой моральной проблемой. Оказывая знаки внимания Марецкой, он тем самым предавал своего учителя. Главного режиссера театра и мужа Веры Петровны Юрия Завадского. Именно Завадскому Плятт в своей профессии был обязан всем. 

Но любовь была сильнее совести. 

Плятту помогла его репутация весельчака. О его хулиганствах ходили легенды. Рассказывали, как однажды он справил нужду в плафон светильника в фойе театра. На одном из спектаклей Плятт поворачивался спиной к зрителю и лицом к партнерам, приподымал шляпу, а на лбу у него было написано неприличное слово. Доигрывать этот спектакль было очень нелегко. 

Не все его шутки были безобидными. На одном из спектаклей пожилому актеру Плятт завязал штанины брюк в узел, и тот, не успев переодеться, опоздал на свой выход. От обиды старый актер горько заплакал.

Брак для маскировки

Плятт женился на своей коллеге по театру актрисе Нине Бутовой. Ходила легенда, что однажды он перепутал Бутову со спины с Марецкой. И это, мол, все решило.

Бутову в театре называли «не от мира сего». На последние деньги она могла купить гитару, а на возмущение мужа отвечала, что давно мечтала научиться музицировать. Плятт все прощал своей странноватой супруге. Он чувствовал перед ней вину, ведь его сердце принадлежало другой.

По иронии судьбы, когда Ростислав Плятт уже был женат на Нине Бутовой, Марецкая расстается с Юрием Завадским. Но быть вместе они все равно не могут. Теперь уже Плятт не находит в себе силы уйти из семьи.

Вера Марецкая всю жизнь оставалась музой Ростислава Плятта.

Марецкая и Плятт много вместе работали: ездили с выступлениями и концертами по стране, зарабатывали деньги. Плятт халтуры не любил, но инициатором поездок была Марецкая, ей всегда были нужны деньги, и отказать он не мог.

Любовная история Плятта и Марецкой продолжалась почти восемнадцать лет. Многие годы он мечтал только о ней, но продолжал жить с Ниной Бутовой из чувства долга и вины. У нее было слабое здоровье, и Плятт оберегал ее от лишних тревог. 

Однажды Плятт не выдержал и ушел к Марецкой. Но попытка оказалась неудачной. Вера Петровна заявила, что уже слишком стара, чтобы строить семейные отношения с Пляттом. Получив отказ, Плятт вернулся домой. И первое время спал на диванчике в прихожей. Но Нина сумела его простить. 

«Ты во всем была сильнее меня»

Вера Марецкая много лет тяжело болела. После сильнейших головных болей подтвердился диагноз - рак мозга. Она проходила несколько курсов химиотерапии, Плятт поддерживал ее чем мог. Много времени проводил рядом с ней. В этот же период Плятт играет одну из самых главных ролей своей жизни. Пастора Шлага в «Семнадцати мгновениях весны». Его персонаж, много переживший философ, уже во многом похож и на самого Плятта. 

17 августа 1978 года Плятту сообщили о том, что умерла Вера Марецкая. Когда страна прощалась со знаменитой актрисой, звездой кино и театра, Плятт расставался с женщиной, которую любил, о которой мечтал, но уход Марецкой стал для него и освобождением от многолетней зависимости. На похоронах Марецкой Плятт сказал: «Ты во всем была сильнее меня, а уходишь первая».

Очень скоро Плятт теряет еще одного близкого человека. От сердечного приступа умирает его жена Нина. Плятт тяжело переносил одиночество.

И все-таки после смерти Веры Марецкой и его жены Нины в жизни Плятта снова появилась женщина, которую он назвал любимой.

С Людмилой Маратовой Плятт был знаком давно. Она была моложе его почти на 20 лет. После того как Плятт остался один, Людмила позволила себе добиться его внимания. Маратова работала диктором Всесоюзного радио и часто встречалась с Пляттом на записи программ. Она двадцать шесть лет была женой одного из самых близких друзей Плятта, режиссера детской редакции Всесоюзного радио Николая Литвинова.

До последнего вздоха рядом с Пляттом была Людмила. К тому времени из жизни ушли все, кто начинал с Пляттом этот путь. И однажды он принял самое трудное решение в своей жизни. Уйти из театра.

Друзья и коллеги не оставляли Плятта. Он не мог пожаловаться на то, что был забыт в конце жизни. Пожалуй, внимание иногда даже утомляло его. Но он не показывал виду, старался, как его просили, держаться молодцом. Шутил: заходите, ведро кофе у меня всегда найдется.