Беседовала Юлия ЗИНЧЕНКО («КП» - Харьков»). Фото автора и из архива «КП». (26 ноября 2008)
Народная артистка России Наталья Фатеева: «Главное в жизни Никиты Михалкова - хапнуть побольше»

Народная артистка России Наталья Фатеева: «Главное в жизни Никиты Михалкова - хапнуть побольше»

Комментарии: 4

Наталью Фатееву пригласили в Харьков местные чиновники ко Дню работников телевидения и радиовещания. Не все знают, что звезда советского кинематографа начинала свою телекарьеру ведущей на харьковском телевидении. Приехав на родину, актриса совершила экскурсию на областное ТВ, прогулялась по улочкам, зашла в дом, где когда-то жила, побывала на кладбище, где похоронены ее родители... Актриса выкроила полчасика и для общения с «Комсомолкой». 

«В драмкружок Дворца пионеров не приняли»

- Наталья Николаевна, что вам запомнилось из харьковского детства и юности?

- Когда началась война, мне было шесть лет. Помню первый день войны, бомбежку. Мне говорили, что я должна спускаться вниз и прятаться под лестницей моего дома…

С детства хотела стать актрисой, но была очень стеснительной и трусливой. У нас в школе был драматический кружок, и я играла Машеньку в одноименной пьесе. Это было так страшно, меня так трясло, что я думала: упаду в обморок. А потом решила пойти играть во Дворец пионеров. Но я пришла туда в том возрасте, когда все еще было несформировавшимся: зубы кажутся огромными, рот до ушей, руки длинные... И меня не приняли.

Помню, в тот день в расстроенных чувствах я брела по городу и вышла в районе стадиона «Динамо». А там мои знакомые ребята занимались легкой атлетикой. И я увлеклась спортом: бегом на короткие дистанции, толканием ядра и прыжками. В итоге моя успеваемость в школе резко снизилась. Но то, что я приобрела тогда, мне очень пригодилось. Потому что нужно уметь преодолевать трудности, иметь выдержку, верить в победу. 

Однокурсники завидовали и писали доносы

- Какой вы были в школе? Заводилой или тихоней?

- О, я была ужасной заводилой! Срывала уроки, но никогда никто на меня не жаловался. В моем классе были девочки, которые не знали, что такое зависть, что такое подставлять. Это был класс удивительных девушек!

Окончив школу, я поступила в Харьковский театральный институт. Когда я перешла на второй курс, пришли какие-то люди и сказали, что будут открывать в Харькове телевидение, и предложили нам поучаствовать в пробах. И вот я стала одной из первых телеведущих. Это был 1953 год. Я хорошо помню свой первый день вещания, небольшую комнату, нашпигованную аппаратурой, как мое изображение появилось в маленьком телевизоре, и я что-то там говорила... А в 1956-м я уже поступила на 4-й курс ВГИКа…

- Вы не любите рассказывать о том, что произошло в харьковском институте…

- Я была лучшей студенткой и получала сталинскую стипендию - 780 рублей. Плюс на телевидении мне платили полторы тысячи. Это были хорошие деньги для того времени. И у меня появилось много недоброжелателей среди одногруппников. В деканат написали донос, что я незаслуженно получаю отличные отметки: что на экзамене педагог специально уходит, чтобы я списывала, что на уроке физкультуры ничего не делаю, а зачет мне ставят. Когда узнала, я была ошарашена! В группе было много деревенских, которых я все время подкармливала, водила их в музеи, туда-сюда. Но оказалось, что им это все не нужно, самое главное - зависть. Завидовали тому, что я зарабатываю деньги.

Но наши педагоги были умными людьми, поэтому акция доносчиков не удалась. Потом они передо мной даже извинялись. Из вуза меня никто не выгонял, но я поняла, что больше не смогу там учиться. Это было так унизительно...

Мне повезло, что меня взяли к Герасимову в Институт кинематографии в Москве. 

«Я всегда выбираю тех, кого невозможно долго терпеть»

- У вас в жизни было много мужчин, но сегодня вы одна. Вы что-то хотели бы изменить в своих отношениях с ними?


О своих отношениях с Мироновым, которые начались со съемок фильма «Три плюс два», Наталья говорить не хочет.

О своих отношениях с Мироновым, которые начались со съемок фильма «Три плюс два», Наталья говорить не хочет.

- У меня плохой вкус на мужчин. Я всегда выбираю тех, кого невозможно долго терпеть. У меня было четыре законных мужа. Каждый следующий - хуже предыдущего! Воспоминания замечательные - я с радостью с ними рассталась. Единственный, с кем бы я никогда не разошлась, это Владимир Басов. Потому что он был человеком очень интересным, трудным, старше меня на 12 лет. Я прошла с ним школу жизни и за это ему очень благодарна. Он был жутким алкоголиком - не пил только тогда, когда много снимал. К счастью, снимал он много. Но после начинался кошмар. Сначала я со страхом все это воспринимала, потому что никогда не видела алкоголиков в Харькове. К определенному моменту я созрела, стала намного сильнее Владимира Павловича и сама смогла определить свою судьбу.

Когда люди перестают быть друзьями, помощниками, опорой друг другу, они должны расстаться. Я много в жизни совершила ошибок, но самый правильный мой поступок в том, что я всегда освобождалась от людей, мне чуждых, и людей, которые были ко мне недоброжелательны. Свобода - наибольшая человеческая ценность. 

«Миронов был полностью под пятой у мамы»

- Один из самых известных ваших фильмов - «Три плюс два», где вы снимались с Андреем Мироновым. Какие отношения были между вами на съемочной площадке?

- Очень жаль, что Андрей Миронов прожил такую короткую жизнь. Я не буду вам рассказывать о наших отношениях - это очень длинная история. Помню, что он полностью был под пятой у мамы, Марии Владимировны. На съемках «Три плюс два» руки постоянно держал вот так… (Ставит руки перед собой и свешивает кисти. - Прим. авт.) Я его даже била по рукам. Ничего не умел делать! Не знаю, может, его в семье с ложечки кормили. Что я помню со съемок, так это его розыгрыши - он был очень юморным.

- Еще один персонаж из вашего прошлого - Наталья Кустинская, на которой женился ваш третий муж Егоров…

- Она без меня жить не может,  легенды плетет постоянно. Я не хочу говорить об этом человеке, она не в себе. 

«Главное в жизни Михалкова - хапнуть как можно больше»

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- Уже 50 лет я работаю в Государственном театре киноактера. Но вообще-то мало играю. Иногда снимаюсь для того, чтобы заработать денег, потому что люблю путешествовать. Еще занимаюсь благотворительностью, продолжаю то, что начинала Наташа Гундарева. Ветераны советского кино находятся в катастрофическом состоянии. Многие коллеги практически не выходят на улицу и не двигаются.

У нас был фонд «Киноцентр», который занимался помощью ветеранам кинематографа и студентам кинематографических вузов. Но у нас есть такой деятель, как Никита Михалков. Для него самое главное в жизни - хапнуть как можно больше. И он практически разрушил наш «Киноцентр». Но нас двоих, меня и директора, оставили.

Еще я посещаю разные фестивали в качестве члена жюри. Ну и домашняя работа, у нас нет уборщиц: все делаю сама. Я очень люблю животных, подкармливаю их и за своими двумя кошками ухаживаю. Времени нет, ни одной свободной минутки.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Наталья ФАТЕЕВА родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. Отец - военнослужащий, мать - директор ателье мод.

В 1952-1954 годах Фатеева училась в Харьковском театральном институте. В 1958-м окончила ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой).

Первый муж Натальи Николаевны - ныне покойный актер Харьковского театра им. Шевченко Леонид Тарабаринов, они были однокурсниками и расписались, когда им было по 20 лет. Второй - режиссер Владимир Басов, третий - космонавт Борис Егоров. После развода с Егоровым Фатеева выходила замуж еще дважды - уже не за знаменитостей. Кого из пятерых мужей Наталья Николаевна «не засчитала», сказать трудно.

ТОП-5

Лучшие фильмы с участием Фатеевой

  • «Три плюс два»
  • «Джентльмены удачи»
  • «Розыгрыш»
  • «Человек с бульвара Капуцинов»
  • «Тайны дворцовых переворотов»
загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт