28501
0
19 апреля
Загрузить еще

Национальной опере не нужен успешный спектакль

Национальной опере не нужен успешный спектакль

В Национальной опере состоялась украинская премьера международного оперного проекта «Кармен». Есть вероятность, что это были первые и последние показы спектакля на его исторической родине.

«Кармен» ставили быстро – подготовка спектакля заняла 33 дня. Международная фундация оперных постановок и их украинские партнеры из продюсерского агентства «Проскурня продакшн» продемонстрировали чудеса современного театрального менеджмента, в рекордные сроки собрав и подготовив разноязыкую интернациональную команду исполнителей, музыкантов, режиссеров и художников. Власть в спектакле захватили голландцы. Музыкальный руководитель – Тако Кооистра, режиссер – Ламберт Бийнен, художник – Йос Гроениер. Остальные функции поделили между собой украинцы, немцы, поляки, хорват, мексиканец и канадец. Впрочем, в этой постановке у каждого персонажа есть несколько запасных воплощений – для удобства перемещений по миру и с прицелом на стационарное исполнение, пишет «24».

Предполагалось, что после мировой премьеры, которая состоялась 23 сентября в Нидерландах, опера (с украинским составом исполнителей) осядет в репертуаре Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества, на базе которого происходили репетиции. Но по возвращении в Киев после успешного европейского турне, оказалось, что все не так просто. Поэтому велика вероятность того, что после двух спектаклей в Национальной опере, декорации «Кармен» отправятся на склад в ожидании гастролей, а украинские зрители, не попавшие на премьеру, будут вынуждены довольствоваться телевизионными репортажами об этой постановке.

А это досадно. Спектакль получился поучительным. Он продемонстрировал, как очень скромными постановочными средствами можно достигнуть эффекта яркой и современной постановки. Как украинские артисты, привыкшие к статичным мизансценам, попав в руки концептуально мыслящего режиссера, оживают и начинают работать ничем ни хуже западных коллег, привыкших к гораздо большим драматическим нагрузкам на сцене. Как слажено и качественно умеют работать отечественные костюмеры и бутафоры. Главный опыт этой постановки состоит в том, что помимо полета творчества, театр – это профессия, владение которой рабочая группа «Кармен» блестяще продемонстрировала.

Быть может, в музыкальном отношении спектакль вышел не идеальным. В антракте придирчивые зрители пеняли на неслаженность в звучании оркестра и сомнительный выбор премьерного исполнителя ключевой партии Эскамильо. Но в постановочном отношении спектакль был почти безупречен. Лаконичная и яркая сценография, корректное обращение с испанской экзотикой, и, наконец, исполнительница главной роли – очаровательная Астрид вон Федер. 44-летняя немецкая певица не только напоминает Фани Ардан в роли Марии Калласс, но и привносит в спектакль очень сильную женскую энергию. «Я несколько раз была замужем – говорит певица – и у меня большой жизненный опыт».