28501
0
24 апреля
Загрузить еще

Борис Щербаков снимет фильм в одесских катакомбах

Борис Щербаков снимет фильм в одесских катакомбах

В Одессе народный артист России пробыл два дня - он прилетал, чтобы обсудить на киностудии вопросы, связанные с его новой картиной. Невзирая на занятость, Борис Васильевич любезно согласился пообщаться с «Комсомолкой».

Идеальных сценариев не существует

- Вы сыграли недавно на Одесской киностудии в картинах Виталия Воробьева и Евгения Звездакова. Чем интересна была для вас эта работа?

- Вообще-то пригласил меня в них замечательный продюсер Сергей Федорович Кучков. Он снимал на Одесской киностудии четырехсерийную ленту «Сильнее огня», а также полнометражные картины «Ни шагу назад» и «Двое и война», где я исполнил главные роли. Мы с Кучковым знакомы очень давно и находимся в близких дружеских отношениях. Приехал я в Одессу в сентябре и работал с большим удовольствием. А когда уже отснялся, Сергей Федорович открыл мне секрет. Оказывается, я сыграл... его отца. И, по заверению продюсера, мой образ оказался почти точной копией. Сценаристы внесли этого героя в сюжет по личной просьбе Сергея Федоровича. Признаюсь, было вдвойне приятно, что роль доверили мне. Да и то, что я увидел на экране, меня не разочаровало.

- У вас огромная фильмография - более 100 картин, хотя порой вы отказываетесь от ролей. Как часто это случается?

- Раньше никогда! Вот потому-то у меня и богатая фильмография. Просто я считаю, что отказ от роли - это роспись в своей профнепригодности. И никогда не понимал молодых актеров, которые, пользуясь своей популярностью, заявляют: «Это не мое!».

Что значит - не твое? По системе Станиславского следует: если не твое, так сделай своим. Лично я всегда старался любой сценарий «подминать» под себя. Кстати, за творческую биографию не встретил ни одного идеального сценария. Может быть, единственный, который приближался к идеалу, сценарий Александра Кабакова, по которому сняли фильм «Десять лет без права переписки».

И потом - я окончил школу Московского художественного академического театра, получил диплом, где написано: «Актер театра и кино». Всегда служил в театре, а когда меня приглашали сниматься в кино, считал это для себя за большую честь. Сегодня, уже с возрастом и положением, имея много званий, я иногда от ролей отказываюсь. Да и предложений становится все меньше, потому что в сценариях чаще встречаются молодые персонажи, а я уже немолод. И тем не менее до сих пор выбираю!

Сам себе режиссер

- Что подвигло вас на режиссерскую работу?

- Все просто - впервые я попробовал себя в роли режиссера во время съемок сериала «Сыщики». Начинали его классики советского кинематографа и многосерийного фильма Владимир Краснопольский и Валерий Усков. Они сняли «Сыщики-1», а «Сыщики-2» - актер МХАТа Дима Брусникин. В «Сыщиках-3» был уже другой режиссер, не хочу называть его фамилию, мы с ним не сработались. Когда запускались «Сыщики-4», я и Сергей Степанченко пришли к продюсеру и сказали: «Если и впредь будет такая же режиссура, работать не станем». На что нам предложили… самим заняться режиссурой! Степанченко был очень занят в Ленкоме, и тогда я попросил второго режиссера Борю Казакова мне помочь. А когда встал вопрос о запуске «Сыщиков-5», мне помощь уже не понадобилась.

- То есть режиссером вы стали почти случайно?

- Я бы не сказал. Еще когда я играл в картине «Берег» в 1985 году, режиссер Владимир Наумов приглашал меня к себе на курс во ВГИК. Просто тогда я подсказывал им какие-то вещи в тупиковых ситуациях. Тем не менее все-таки считаю, что Сергей Кучков немного рискует, пригласив меня в качестве режиссера снимать «Саперов». Это фильм о жажде свободы, об интернациональной дружбе, взаимопомощи и взаимопонимании. Главный герой - армянин, есть там и украинцы, и русские… Действие происходит на ремонтном автомеханическом заводе, где немцы руками военнопленных чинят технику для боевых действий. Сейчас я работаю над сценарием, мы уже высмотрели натуру в Одесской области: катакомбы Егоровки, а также близ поселка Чебанка. Начинаем в апреле. По поводу актеров говорить пока ничего не хочу: о подборе их я еще подумаю. Знаю только, что возьму себе одну из главных ролей.

«Олег Табаков меня обидел...»

- Чем занимается ваш сын?

- Василий, которого назвали так в честь двоих отцов - моего и Татьяны, намерен выступить в качестве продюсера картины, которую я собираюсь снимать.

Но пришел в кинематограф он не сразу. Знаете, мой отец всю жизнь был водителем. И когда встал вопрос о выборе моей профессии, он сказал: «Боря, кем угодно, только не шофером!». А учился я в школе вместе с сыном народного артиста СССР Ефима Копеляна. Так вот он Кириллу заявил: «Кем угодно… только не актером!». В результате я, сын шофера, стал актером, а он, отпрыск артиста, сделался шофером. Представляете?

Также и я не хотел, чтобы мой сын становился артистом, хотя он вырос в театре. Василий пошел в МГУ, получил юридическое образование. Но в итоге гены сработали, и он получил второе образование - режиссерское во ВГИКе.

- Не раз в интервью вы упоминали, что у вас есть поклонница-талисман: некая Оксана, которая всегда сидит на ваших спектаклях во втором ряду. Она до сих пор присутствует в вашей жизни?

- Это происходило во времена Олега Ефремова. Когда поменялось руководство в театре, ушли многие актеры, а вместе с ними и поклонницы. Тогда мне нанесли обиду - новый худрук Олег Табаков запретил мой спектакль о Есенине, где я играл главную роль. Он шел на малой сцене при аншлагах с 1986 года. Табаков даже не посмотрел его…

- А супруга вас не ревнует к поклонницам?

- Она умная женщина. Мы в официальном браке с 1973 года и еще дольше - в гражданском. Как только ее увидел, сразу предложил ей жить вместе. Я поступил в Школу-студию МХАТ и вскоре в общежитии познакомился с Татьяной. Там произошла смешная накладка: всех ленинградцев решили поселить в одной комнате, не задумываясь о разделении по половому признаку. И эта ошибка оказалась судьбоносной. В комнату вошла девушка, позади которой, кстати, шел муж с чемоданами. И, глядя мне в глаза, заявила: «Здесь должна жить я!» На что я ответил: «Отлично! Давайте жить вместе!» Потом ошибку исправили, и Таню переселили в комнату для девочек. А позднее мы действительно стали жить вместе.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Борис Васильевич Щербаков родился в Ленинграде в 1949 году. Окончил Школу-студию МХАТ в 1972-м, став актером прославленного театра. В кино снимается с 1963 года (первая роль - Глебка Прохоров в фильме «Мандат»). Самый снимающийся актер 90-х годов. Лауреат Государственной премии СССР 1985 года за роль в картине «Берег». С 1994-го - народный артист РФ.

Лучшие фильмы Бориса Щербакова

- «И снова Анискин» (1978)

- «Следствие ведут ЗнаТоКи.

- Подпасок с огурцом» (1979)

- «Берег» (1984)

- «Воры в законе» (1988)

- «Криминальный квартет» (1989)

- «Досье детектива Дубровского» (1999)

- «Сыщики» (2001-2003)

- «Солдаты» (2006)

КСТАТИ

«Дружу с Караченцовым. Коля - молодец!»

- С кем из друзей вы любите проводить свободное время?

- Иногда с актером Сергеем Колесниковым. Но мои друзья не обязательно из творческой среды. Я вам скажу, что актеры не очень дружны. Присутствует конкуренция, зависть. Редко случается настоящая дружба. Вот с Колей Караченцовым я в хороших отношениях. Кстати, звонил ему, хотел поздравить с днем рождения. Взяла трубку Люда, его жена и моя бывшая однокурсница. Собирался передать приготовленные слова через нее, а она мне предложила самому поздравить Колю и дала ему трубку. Он немного со мной поговорил. Так что все нормально. Коля - молодец, держится!