28501
0
24 апреля
Загрузить еще

Внуковский архив приоткрывает тайны Любови Орловой: Неизвестные фото секс-символа советской эпохи

Внуковский архив приоткрывает тайны Любови Орловой: Неизвестные фото секс-символа советской эпохи
Фото: Фото: Собрание Александра Добровинского

Легендарная советская актриса по сей день будоражит умы поклонников. И чем дальше, тем ценнее любые фотосвидетельства ее жизни. Известный адвокат и коллекционер Александр Добровинский несколько лет назад купил подмосковную дачу Любови Орловой и Григория Александрова во Внукове. На даче обнаружился личный фотоархив звездной четы. Группа исследователей, вот уже несколько лет работающая под руководством Александра Добровинского с материалами внуковского архива, приоткрыла "КП" некоторые его тайны.

Сестры-гимназистки

На фото внизу - Люба Орлова (справа) со старшей сестрой Нонной. Москва. 1916 - 1917 годы.

Любовь Орлова родилась в подмосковном Звенигороде, потом с родителями и старшей сестрой жила в Ярославле, где начала заниматься музыкой. В 1914 году, после отъезда мужа на фронт, Евгения Николаевна с дочерьми поселилась в Москве, где сестры поступили в гимназию. Тяжелые годы Гражданской войны Орловы провели в Воскресенске - тут жила сестра матери. Семейство существовало на средства от продажи молока, которое давала тетушкина корова. Люба с Нонной ехали почти сто километров до Москвы, а потом с тяжеленными бидонами ходили по домам. Отсюда идет легенда об изуродованных руках, которых Орлова так стеснялась.

- Но это было преувеличение, - считает искусствовед Наталья Семенова, руководитель научной группы, которая описывает коллекцию А. Добровинского. - В фильме "Цирк" я специально наблюдала: руки у нее нормальные, разве что не слишком красивые, коротковатые пальцы. Но с годами, возможно, развился артрит, и Орлова часто носила перчатки. 

Люба Орлова (справа) со старшей сестрой Нонной. Москва. 1916 - 1917 годы. Фото: Собрание Александра Добровинского

Итальянское утро

С середины 1950-х Григорий Александров в основном "боролся за мир" и представлял советский кинематограф на фестивалях, куда ездил с супругой. Этот кадр сделан в Италии. 

Любовь Петровна всегда держала себя в форме: утром занятия у балетного станка, затем распевка, гимнастика и проверка узким кожаным пояском объема талии. "Мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день", - повторяла Орлова вслед за своей героиней Стеллой Патрик Кэмпбэлл из "Милого лжеца".

"Однажды я пришла к ним во Внуково - это было где-то в конце 60-х. Был пасмурный день, и мне показалось странным, что Любочка в темных очках. Довольно быстро она ушла из-за стола, - пишет в воспоминаниях внучатая племянница Нонна Голикова. - "Представляете, Любовь Петровна вчера сделала операцию на веках и даже ничего мне не сказала!". Александров говорил это с гордостью, отдавая должное ее мужеству. Как-то, открыв калитку их дачи своим ключом, я вошла и увидела ее фигурку в конце песчаной дорожки. Я подошла, взяла ее за руку и обнаружила, что в руке у нее маленькая гантелька: "Не мешай, это для осанки".

Этот кадр сделан в Италии. Фото: Собрание Александра Добровинского

Перикола

Когда хористка Любовь Орлова в 1926 году получила роль Периколы в театре Немировича-Данченко, на первых порах ей удавалось играть ее только в утренних спектаклях, в очередь с примой театра Кемарской. История артистки Верочки из кинофильма "Весна" во многом повторяет историю превращения безвестной хористки Орловой в первую звезду советского кино, поющую и отбивающую чечетку не хуже американских и немецких любимиц публики. 

Фото: Собрание Александра Добровинского

Жоржета

В 1928 году Орловой в театре Немировича-Данченко доверили роль Жоржеты в "Соломенной шляпке" Эжена Лабиша. Ее партнером был молодой Сергей Образцов. Орловой страстно хотелось, чтобы ее заметили.

"Очень мне обидно, что не было рецензий, я мечтала, что обо мне что-нибудь напишут, но почему-то не было", - делилась расстроенная Люба с близкой подругой. 

Фото: Собрание Александра Добровинского

На пляже в Гаграх

Любовь Орлова нежится на пляже в Гаграх в перерывах между съемками фильма "Веселые ребята", не подозревая, что вскоре проснется звездой и уже не сможет так беззаботно принимать солнечные ванны: ей придется прятаться от поклонников. 

Это первые месяцы романа Орловой и Александрова. Сотрудники киногруппы "Веселых ребят" вспоминали, что после заката актриса и режиссер удалялись к морю в длинных халатах - он в синем, а она в малиновом. 

Любовь Орлова нежится на пляже в Гаграх. Фото: Собрание Александра Добровинского

Сокрушительное очарование красоты

- В архиве есть несколько откровенных фотографий - их сделал Александров в 1937 году, когда развелся со своей первой женой Ольгой и женился на Любови Орловой, - говорит исследователь Наталья Семенова. - С этой поры они могли официально "прописываться" в гостинице, когда уезжали к морю (в те годы незарегистрированные пары не селили в одном номере).

Александров сам сделал коллаж из пикантных снимков жены. Фото: Собрание Александра Добровинского

- Почему Орлову называли секс-символом?

- Потому что the best! Вульф говорил про нее: "Орлова чем-то Александрову напоминала звезд зарубежного экрана, и он решил лепить ее по принципу американизма - изя­щная, улыбчивая, очень женственная, белокурая, сияющая. Звезды западного кино всегда стояли у него перед глазами. Орлова обладала удивительным свойством - даже в тех фильмах, где она как бы подражала западным образцам, она никогда не казалась зрителю чужой. Она была совершенной, в ней были легкость и непринужденность".

Григорий Александров действительно прививал на советскую почву американское кино. И Орлова была слеплена им по принципу американских звезд. Но тогда здесь не видели западных лент и многого не знали. Скажем, в "Веселых ребятах" у нее был ее знаменитый цилиндр - и только в конце 60-х годов стало ясно, что в таком же цилиндре выступала Марлен Дитрих в знаменитом "Голубом ангеле". Когда в фильме "Цирк" Орлова снимает свой черный парик и остается блондинкой - есть такой кадр, где у нее половина головы черная, а на второй половине - платиновые волосы, - это тоже заимствовано из фильма Марлен Дитрих. Ее номер "Тиги-тиги-ду, я из пушки в небо уйду", где она танцует на этой пушке, - опять-таки цитата из одного из фильмов с Марлен Дитрих. Даже имя ее героини в этом фильме напоминает об этой актрисе: Марлен Дитрих - Марион Диксон.

Женственность была содержанием Орловой - и ее маской. Она была пленительна, в ней было сокрушительное очарование. Орлова всегда имела потрясающий успех. Это было обожание - страстное, бережное. На всех гастролях ей предоставляли лучшие условия, а публика просто ходила за ней по пятам. Сохранилось письмо Бабеля Александрову о гастролях Орловой в Одессе:

"Если вы хотите знать, что делает ваша жена, могу сообщить во всех подробностях. У "Лондонской" - толпа, а на деревьях напротив ее окон сидят мальчишки и обо всем докладывают: "Вошла… Взяла полотенце… Переодевается". Это был феноменальный триумф. Зажигательная игривость, чувственность, рекламная, какая-то порочная красота. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

- Архив Орловой и Григория Александрова попал ко мне неожиданно, - рассказывает Александр Добровинский. - Гриша Александров-младший, полный тезка своего деда, был моим другом детства. Мы дружили с пятилетнего возраста, потом вместе учились во ВГИКе. Гриша срочно хотел избавиться от дачи и уговорил меня купить ее. С полуразрушенным строением и огрызком некогда огромного участка мне достался и архив. Получилось, что я невольно спас бесценные материалы - дневники и пачки писем знаменитого режиссера, записки Любови Орловой мужу и бесчисленное количество фотографий, годами пылившихся на даче.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ 

Фото: Собрание Александра Добровинского

Кино демонстрировало не сексуальных женщин, а строительниц коммунизма

- Титул секс-символа актрисе придумали уже в наше время, - считает историк моды Александр Васильев. - Женщины в то время были прежде всего строительницами коммунизма.

Сексуальность Любови Петровны в сталинскую эпоху не выпячивалась. У нее никогда не было глубокого декольте. Основу ее гардероба составляли юбки по колено, блузы с глухим воротником и пиджаки с большими подплечниками. Ее два любимых цвета - темно-синий и темно-коричневый. Из головных уборов она предпочитала оренбургский пуховый платок. Отчасти можно сказать, что ее ноги сексуальны, когда она в фильме "Цирк" в открытом корсете и мини-юбочке танцует в колготках в сеточку на пушке. Но подчеркиваю: советское кино не ставило себе целью сексуальность. В то же время Орлова была первой красавицей эпохи. Самой копируемой женщиной в плане прически, образа. Не только простые женщины стремились походить на Орлову, ей подражали и многие актрисы того времени, например, Ладынина.

Сексуальные дивы появляются лишь в 60-е годы - Светлана Светличная, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева. 

Я был лично знаком с Любовью Петровной - она работала в одном театре с моим папой, который был главным художником Театра им. Моссовета. Отец делал ей костюмы и отмечал ее хорошую фигуру. У нее всегда была очень прямая спина, ведь она бывшая опереточная артистка с отличной хореографической и вокальной подготовкой. 

Фото: Собрание Александра Добровинского

В ТЕМУ 

Плейбой, но не донжуан

- Александров был настоящий советский плейбой, - поясняет Наталья Семенова. - Почти трехлетнее европейское путешествие позволило ему обновить скромный гардероб: из Америки он привез кожаную куртку, отличные ботинки, несколько костюмов и пальто. Но и до отъезда он и его учитель Эйзенштейн всегда выглядели безумно элегантно. Григорию Александрову с его прекрасной спортивной фигурой (в театре он ходил по проволоке, как заправский канатоходец) это было проще, чем внешне не столь привлекательному Эйзенштейну.

Александров был писаный красавец - не случайно его забраковали на первых просмотрах в театре по причине явно непролетарской внешности.

К донжуанам причислить его нельзя, но женщины внимание на него, конечно, обращали. В Париже его номер в гостинице забрасывали букетами поклонницы. Он ходил на свидание с Марой Гри, которую снимал в "Сентиментальном романсе" - первом в истории музыкальном клипе. А еще там у него чуть не случился роман с Ольгой Чеховой, но та утомила его рассказами о болезни матери.

На фото 1935 года (см. вверху) Александров выбирает точки для съемки сцены парада для фильма "Цирк". С фотоаппаратом режиссер никогда не расставался. Кто-то из коллег снял его с любимой лейкой на крыше только что построенной гостиницы "Москва", где проживают киношный злодей Кнейшиц и влюбленная в циркача Мартынова Марион Диксон (Любовь Орлова). Александров сперва сам осмотрел план, а потом оператор Владимир Нильсен своей камерой запечатлел ночную панораму Красной площади и шагающих по ней героев картины.

- Прошедший голливудскую школу Александров был редким профессионалом: он не только был режиссером и соавтором всех своих фильмов, но и появлялся в эпизодах, а если требовалось, мог взять в руки и камеру, - говорит Наталья Семенова. - Кстати, актер Сергей Столяров (он играл Мартынова) не умел петь, и знаменитую "Песню о Родине" вместо него за кадром исполнил сам режиссер, умевший играть на гитаре и скрипке. Это его чуть хрипловатый голос звучит в последних кадрах "Цирка", когда он поет "Широка страна моя родная".

Выражаем благодарность искусствоведу Наталье Семеновой и фоторедактору Анне Шпаковой за помощь в подготовке материала. 

Новости по теме: Любовь Орлова Кино