28501
0
19 апреля
Загрузить еще

Юрист в сфере шоу-бизнеса Юлия Иськова: "Конфликт Киркорова с Маруани - это пиар для обоих"

Юрист в сфере шоу-бизнеса Юлия Иськова:
Фото: Юрист в сфере шоу-бизнеса Юлия Иськова. Фото: Оскар ЯНСОНС

Что изменится в нашем шоу-бизнесе с принятием изменений в закон об авторском праве? Кто прав и кто виноват в конфликте между Киркоровым и Маруани? Как отслеживаются авторские права конкурсантов на "Евровидении"?

На эти и другие вопросы ответила юрист в сфере интеллектуальной собственности и шоу-бизнеса Юлия Иськова. 

О плагиате

"Никто не разбирается досконально в нотной грамоте"

- Прокомментируйте конфликт Киркорова и Маруани. Что это - действительно плагиат?

- Если просто прослушать композиции - и одну, и другую, то некоторые могут сказать: песня Киркорова "Жестокая любовь" очень похожа на композицию Маруани. Но ведь Киркоров ее у кого-то купил. Однако никто не проверяет договор, все кричат: "Плагиат!"

Не защищая ни первую, ни вторую сторону, скажу: они оба обязаны предоставить все документы вплоть до черновиков. В авторском праве действует принцип: кто первый, тот и прав. Никто не разбирается досконально в нотной грамоте. Поэтому всегда говорю авторам, что сейчас - мир информационных технологий, но лучше, чтобы вы сохраняли все черновики. А художники - наброски. Регистрация позволит вам зафиксировать дату создания - свидетельство об авторском праве ни разу не подводило.

Авторы часто задают вопрос, мол, хочу продать песню артисту, высылаю на почту демоверсию, но артист еще со мной не подписал договор и может взять эту песню, немного переделать и мне не заплатить. В то же время он не купит песню, если не услышит ее. Замкнутый круг. Совет: высылайте не в самом лучшем качестве и не целиком.

Поэтому не удивлюсь, если между Маруани и Киркоровым были какие-то договоренности, может, и демоверсию кто-то кому-то высылал. У них есть специально обученные юристы, и сейчас это пиар для обеих сторон. 

- Миллион евро вдребезги! Да я тебя... Фото: Иван МАКЕЕВ

О контрактах артистов

Если вы решили стать звездой через талант-шоу…

- На какие пункты в контракте стоит обратить внимание начинающему артисту, чтобы не попасть в рабство к продюсеру или телеканалу? Например, я решила пробиться в шоу-бизнес через талант-шоу…

- Талант-шоу у нас много. Есть национальный продукт, когда все делают под ключ и там же разрабатывают контракты для участников. И когда заканчивается шоу, вы почти не видите любимых участников, потому что у них есть контракт на несколько лет. И все это время они должны участвовать в рамках этого проекта где-нибудь в промо.

Много и покупных телепродуктов. Например, "Х-фактор", "Голос"… Там есть строгие правила, и от них не отступают. Это лицензионные талант-шоу. Там все жестко. Когда артист попадает туда, он должен понимать, что его сольная карьера окажется немного в стороне. Право на образ, право на создание собственного контента, к сожалению, заберут, и вы не сможете распоряжаться песнями, которые исполняли на протяжении контракта с проектом.

Возможно, вас ограничат какой-то территорией Украины или ближнего зарубежья, и вы не сможете в другой стране развиваться параллельно.

Также обратите внимание на порядок расторжения, потому что в основном в таких контрактах с вами заключают договор и не разрешают его досрочно расторгнуть.

Плюс ваше имя. Например, на "Фабрике звезд" придумали псевдонимы: Борис Апрель, Макс Барских и т.д. Следите за тем, чтобы эти псевдонимы не принадлежали продюсерам шоу, потому что вам придется потом поменять имя или выкупить право на него, а это дорого.

Также многие любят в соцсетях постить все что угодно. Например, идут съемки, в эфир еще не вышли, но фото уже появились в Сети. За это во многих контрактах есть штрафные санкции. 

- Не виноватый я! Он сам украл! Фото: Евгения ГУСЕВА

О бойкотах концертов

Порой городские власти боятся обеспечить безопасность

- Сейчас "активисты" то и дело бойкотируют концерты некоторых артистов. На слуху срыв концертов Лободы, Потапа и Насти… Можно ли артисту как-то обезопасить себя от подобных провокаций?

- Когда идут такие бойкоты, надо разбираться, заказные это акции или внутренний протест людей, которые срывают концерты.

Например, туром Потапа и Насти занималось концертное агентство, которое мы обслуживаем. Впервые заказывали не только пожарную охрану, но и силовые структуры для порядка на концерте. Я настойчиво звонила в администрацию одного из городов - просила обеспечить охрану. И это нормально, это же безо­пасность зрителей - мы же официально обращаемся! Но даже сама администрация боится. Они почему-то думают, что это задача только концертного агентства. Поэтому возникают такие недоразумения и срывы.

И это же не концерт на площади в поддержку той или иной политсилы. Люди купили билеты, хотят увидеть шоу. И они считают, что артист достоин выступать. К тому же на концерте Потапа и Насти было очень много детей. Как же провокаторам приходит в голову во Дворце "Украина" подвергать их опасности? Для чего это?

- Перед концертом во Дворце "Украина" вы также связывались с администрацией Киева?

- Тут все было проще, лояльнее. Обязательная процедура - пожарники, медики, страховка. Здесь этим занималось концертное агентство, и они подключили все свои силы. Конечно, в Киеве это все проще делается. На региональном уровне власти какой-то страх испытывают, отстаивая свои позиции. Возможно, есть какие-то решения сверху. 

Об изменениях в законе

За попурри и пародию можно не платить, но…

- Поясните суть нового закона об авторских правах, который был принят осенью? Как теперь будет жить наш шоу-бизнес? Что изменится?

- Это не новый закон, это изменения в закон. Терминологии добавили. Например, у нас раньше не было обозначено, что такое попурри, а что такое пародия. Теперь в законе есть статья, согласно которой использовать ту или иную песню в этих жанрах можно без выплат вознаграждения и согласования.

Но к этому закону все подходят аккуратно. Как платили за использование, так и платят. Наверное, пока боятся воспользоваться этой нормой, потому что потом можно нарваться на гнев автора. Но я думаю, что первые судебные решения покажут отношение к этому вопросу. 

О роялти

Куда уходят деньги

- Получают ли наши авторы и артисты роялти от зарубежных телеканалов, которые их показывают? Например, на "Евровидении"?

- Когда наш участник выступает на "Евровидении" и это транслируют европейские каналы, все происходит автоматически. Составляется список песен, количество (сколько показов было) - все фиксируется. Они перечисляют деньги к нам в Украину. Куда они пересылают деньги? В государственную организацию. Они не знают нашей кухни и делают так, как проще. Вопрос перечисления западных денег стоит автоматически, а вот вопрос их получения артистом…

В Европе эта процедура максимально прозрачна. У нас же и тут умудряются сделать скандал. Многие украинские продюсеры, чьи артисты участвовали в "Евровидении", до сих пор не получили этих денег.

Есть такая лазейка в государственной структуре, где прописано на уровне закона: если в течение трех лет не найдут автора песен, они имеют право эти деньги оставить у себя на счету. Понимаете, почему и как все происходит?

Если задаться целью, то нужно нанимать менеджера, чтобы он отстоял ваши  роялти. Правда, не такие, как на Западе, от которого в этом плане мы отстаем лет на 50.

Здесь нужен серьезный продюсер или менеджер, который своего не упустит. Многие артисты приходят и удивляются, что их песни могут приносить деньги помимо концертов. Даже за то, что в эфире (и на радио, и на ТВ) идет реклама с какой-то песней или музыкой, ее авторам должны отчислять деньги за каждую трансляцию!