Загрузить еще

Гайдай запрещал Крачковской худеть, а муж дарил не цветы, а булочки

Гайдай запрещал Крачковской худеть, а муж дарил не цветы, а булочки
Фото: Наталья ЛО Наталья Крачковская с сыном Василием и внуком Владимиром. Фото: ГИНОВА/PhotoXPress.ru

Ослепла после аварии

Я много раз разговаривала с Крачковской - делала с ней интервью, звонила по каким-то мелким поводам. Общаться с ней было одно удовольствие. Однажды в разговоре так ей и сказала: "Наталья Леонидовна, завидую: у вас никогда не бывает плохого настроения".

- Депрессии придумали лентяи, - рассмеялась Крачковская. - Я запрещаю себе грустить. Иногда в шутку называю себя "министром радости". И вообще жить - это же так здорово!

При всем ее оптимизме Крачковскую нельзя было назвать баловнем судьбы. Против воли матери - актрисы Московского драматического театра имени Пушкина Марии Фониной - Наталья отнесла документы во ВГИК. На экзамене читала монолог Иванушки-дурачка из "Конька-Горбунка", после чего Владимир Белокуров (киношный Чкалов) изрек: "Вот эту "дурочку" беру себе на курс!" Но на первом курсе ВГИКа Наталья попала в страшную автомобильную аварию, чудом выжила и временно потеряла зрение. Рисковала остаться слепой. Врачи вынесли вердикт: на актерской карьере надо поставить крест. Но, как только зрение вернулось, Наталья, оставив учебу, продолжила сниматься в кино. 

На съемках фильма "Половодье" (1962 год) 24-летняя Наташа (крайняя справа) познакомилась со своим мужем, звукооператором Владимиром Крачковским. Фото: Кадр из фильма

Шукшин оценил пышные формы

- Мне в жизни повезло: достался очень хороший муж, надежный, добрый, - признавалась Наталья Леонидовна. - Поклонников у меня было много, а любила всю жизнь мужа (Владимира Крачковского не стало в 1988 году. - Ред.). После его ухода не видела никого, кто бы мог его заменить. На съемках фильма "Половодье", во время которых я познакомилась с Владимиром Крачковским, мы жили в гостинице. И он начал за мной ухаживать. Однажды утром открыл дверь нашего номера и протянул поднос, на котором стояли творог, сметана, булочки. Я еще спала, а девчонки закричали: "Наташка, тебе твой Володя принес завтрак!" Он решил, что розы - это, конечно, хорошо, но меня этим не проймешь. А вот утренний завтрак - это аргумент посильнее. И, в общем, он оказался прав...

После съемок они поженились, и Наталья из Белогорцевой (девичья фамилия) стала Крачковской. Год спустя, в 1963-м, родился сын Василий. Он, как и его отец, стал звукорежиссером.

Первая слава пришла к Крачковской, когда Леонид Гайдай увидел в ней знойную мечту поэта - мадам Грицацуеву, сняв в своих "12 стульях". Комедийные роли очаровательных толстушек стали ее коньком. 

- Леонид Иович запрещал мне худеть, - признавалась Наталья Крачковская. - Однажды, когда снимали "Иван Васильевич меняет профессию", в котором я играла жену Бунши, я заболела и начала худеть сама собой. Появилась на съемочной площадке осунувшейся. Гайдай искренне расстроился и прописал мне "диету": пончики и пирожки, чтобы пришла в прежнюю форму. Между прочим, мои формы нравились и режиссеру Василию Макаровичу Шукшину. В "Калине красной" у меня есть небольшая роль. Шукшин сам меня выбрал - он очень любил женщин дородных, кровь с молоком! Когда собирался снимать "Пугачева", то в сценарии у него были две основные женские роли: жену Емельяна должна была играть Лидия Федосеева-Шукшина, его жена, а барыню, которой Пугачев увлекся, - я. Жаль, не случилось: Шукшин не успел осуществить задуманное.

Вообще моя фактура - это моя индивидуальность и особенность. Ну что, худосочные актрисы похожи друг на друга, растворяются в общей массе. А мои формы - заметны! Любовь Орлова, увидев меня в начале моей карьеры на съемках эпизода "Русского сувенира", дала совет: "Не пытайтесь себя переделать". И я этот совет помню всю жизнь. 

Когда похудевшая актриса появилась на съемках "Ивана Васильевича", Гайдай заставил ее отъедаться. Фото: Кадр из фильма

ЗВОНОК СЫНУ

Василий КРАЧКОВСКИЙ: Мама верила, что выкарабкается

- Мама не собиралась уходить из жизни, - рассказал нам сын актрисы Василий Крачковский. - Все произошло внезапно. С ней всегда рядом был человек, который за ней присматривал. В ночь на 28 февраля он мне позвонил и сказал, что маме плохо. Вызвали "Скорую". Она сразу попала в реанимацию, но уже ничего нельзя было сделать. К сожалению, накопились старые болячки. И инфаркт у нее не первый. Но она не переставала надеяться. Ее последние слова были: "Увидимся". Она верила, что снова выкарабкается.

- Были предчувствия, что что-то случится непоправимое?

- Нет. Она планировала поехать полечиться в Китай.

- Она сетовала на одиночество…

- Конечно, ей бывало одиноко. Мы жили в разных концах Москвы, но часто созванивались. Мама была очень жизнерадостным человеком. И заряжала жизнелюбием. 

А БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

Сорвалась с балкона во время съемок "Ивана Васильевича" 

Во время работы над картиной "Иван Васильевич меняет профессию" Крачковская едва не погибла. По сюжету, увидев своего мужа алкоголика на балконе соседней квартиры, ее героиня должна была переползти к нему по перилам. Но актриса жутко боялась высоты и отказывалась проделывать этот трюк. Гайдай приказал сделал ей страховку: этажом ниже повесили малярную люльку, но когда начали снимать эпизод, люльку вдруг сорвало ветром. Крачковская, ползущая по перилам, увидела, что ее нет. Обомлела и чуть не упала. К счастью, в последний момент ее успел поймать за майку оператор.

Намучилась она и в сцене, где предстает перед зрителем лысая и говорит: "И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат". В кадре на голове у актрисы парик под ежик. Его сделали из детской резиновой шапочки для плавания, на которую нашили "бобрик". Шапочка оказалась мала, и больно впивалась в кожу головы, так что лицо отекало. А дублей пришлось делать несколько… 

7 РОЛЕЙ АКТРИСЫ

У Крачковской практически не было главных ролей. Но ее по праву называют королевой эпизода. В каком бы фильме ни появлялась актриса, ее героиня сразу же запоминалась. Всего в фильмографии Крачковской - около ста ролей.

  • Мадам Грицацуева - "12 стульев" (1971 г.)
  • Ульяна Андреевна, жена Бунши - "Иван Васильевич меняет профессию" (1973 г.)
  • Куплетистка в кинотеатре - "Место встречи изменить нельзя" (1979 г.)
  • Ольга Яновна, жена Соева - "Покровские ворота" (1982 г.) 
  • Продавщица - "Следствие ведут ЗнаТоКи. До третьего выстрела (Дело № 13)" (1978 г.)
  • Штурман Жорж / дама в "Грибоедове" - "Мастер и Маргарита" режиссера Юрия Кары (1994 г.). 
  • Кончита, служанка главной героини в исполнении Александры Аасмяэ - "Человек с бульвара Капуцинов" (1987 г.)
Новости по теме: наталья крачковская Утраты