28501
0
19 апреля
Загрузить еще

Почему в «Покровских воротах» не снялся Никита Михалков?

Почему в «Покровских воротах» не снялся Никита Михалков?

«Покровские ворота» любят все. Без бесподобной Инны Ульяновой и ее вопля «Милочка!» уже трудно представить советское кино 80-х годов. Сейчас, когда «Ворота» справили четвертьвековой юбилей, не верится, что поначалу к этому фильму относились как к обреченному на провал «капустнику»...

Коренева считала Людочку придурковатой

Роль Саввы Игнатьевича мог сыграть Никита Михалков, но резко отказался, потому что ему не понравился сценарий. Своего мнения о фильме он, кстати, не изменил и после премьеры.

Елена Коренева согласилась-таки играть Людочку, но ей эта роль казалась «придурковатой», она решительно не понимала юмора. Совсем юная Татьяна Догилева «прочитала сценарий - и ни-че-го не поняла!»

Георгий Данелия прямо говорил Козакову, что сценарий неудачный и авторов может ждать провал. Телевизионный начальник Борис Хессин после первого показа спросил: «Миша, что за комедию вы сняли? Я ни разу не улыбнулся». Раскритиковал ленту и Марк Захаров, который, как вспоминал Козаков, обнаружил в готовом фильме сплошной «китч». После премьеры, рассказывала однажды Догилева, многие плевались: «Пошлость и ерунда! Что это вообще за «капустник»?!» А кто-то объявил: «Это Феллини для бедных!»

Путь к экрану

Но все это ерунда по сравнению с теми мучениями, которые ждали «Ворота» на пути к экрану. Несмотря на то что пьеса Леонида Зорина уже много лет шла в постановке Козакова на сцене Театра на Малой Бронной, а московский градоначальник Гришин требовал от деятелей искусства фильмов о столице, сценарий сразу вызвал у руководства смутное неприятие. Козакову доверительно порекомендовали сперва сыграть идеологически выдержанную роль Дзержинского, а потом уже попытаться пробиться с «Воротами». Козаков сыграл «железного чекиста» аж в трех фильмах и даже получил за эту роль две премии КГБ, но и после этого ленту никто не торопился запускать. Спасла положение всеми уважаемая актриса Софья Пилявская: она пришла к главному теленачальнику Сергею Лапину и уговорила его не вставлять Козакову палки в колеса.

«Бдительность» Лапина удалось усыпить лишь на время. Посмотрев готовую картину, телебосс пришел в ярость.

- Да, доложу я вам, мерзостную картину вы сняли! - объявил он Козакову. - Это какой-то Зощенко! По-вашему, со времен Зощенко у нас в стране ничего не изменилось! Такие картины делают люди, сбежавшие в Тель-Авив!

(Козаков, цитируя Лапина спустя много лет, отметил, что в одном тот не ошибся: после перестройки Козаков действительно уехал в Израиль.)

«Резать, к чертовой матери»

Не исправило ситуацию и то, что исполнительница одной из ролей Елена Коренева эмигрировала в США (а стало быть, оказалась персоной нон грата: выпуск картин с Кореневой либо задерживался, либо ее имя безжалостно вырезалось из титров.)

Просвет появился лишь после смерти Брежнева. Новый глава страны Андропов выказал желание видеть на экране побольше комедий. Тут-то о «Покровских воротах» вспомнили. И, заставив режиссера сделать ряд идиотских сокращений («а почему там так много немецких слов?..»), показали-таки ленту по ЦТ.

Но вскоре умер и Андропов, а у правительства Черненко фильм вызвал сомнения. Искусствоведы из ЦК партии вынесли «Воротам» приговор: «Формальные изыски режиссера Козакова приводят к идеологическим ошибкам. Куда в финале улетает мотоцикл?»

При Горбачеве фильм не показался безупречным по другим причинам: внимание партийного руководства привлек «бухарик» Велюров. Начиналась антиалкогольная истерия, и Козакову пришлось вырезать все сцены, где герой Броневого выпивает...

Впрочем, это были последние страдания «Покровских ворот». Вскоре Козаков восстановил картину - и никто никогда уже не называл ее дурацким «капустником»...

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Михаил КОЗАКОВ: Это кино - мое счастье и проклятие

На праздновании юбилея режиссер «иронической нетленки» пытался понять, почему ее смотрит молодежь

- Нравится вам праздник?

- Я никогда не отмечал юбилеи, но пять лет назад энтузиасты устроили гулянье в честь двадцатилетия фильма, и мне понравилось. Никто из нас, когда мы делали кино с кучей сложностей, не думал, что мы снимем так называемую «ироническую нетленку».

Самое забавное для меня вот что. Нам-то кино понятное - это наша молодость, юность. А то, что нынешняя молодежь смотрит, подростки, удивительно. Что они там находят? Я даже не пытаюсь анализировать.

Мне мой друг сказал как-то: «Мишка, это кино - твое и счастье, и проклятие: ты столько всего сделал, а знают тебя по «Покровским воротам». Не надо об этом думать - говорю я себе. Получилось так - и слава Богу.

- Слышала, что режиссер Сергей Соловьев советовал найти на роль Костика эдакого «шпаликовского мальчика». Нашли ли вы его в Олеге Меньшикове?

- Был такой поэт Геннадий Шпаликов. Этот тип молодых людей, которых называли «шестидесятниками», в восьмидесятые уже видоизменился. Поэтому нужна была такая актерская индивидуальность, и, слава Богу, появился Меньшиков, который смог сыграть «шпаликовского» героя.

- Меньшиков поздравил вас с юбилеем фильма? Все-таки «Покровские ворота» сделали его звездой.

- Олег всегда очень хорошо говорил об этом фильме, спасибо ему. Так же, как и все, кто остался в живых: Леночка Коренева, Виктор Борцов. Да, этот фильм дал Меньшикову хороший старт, но все остальное Олег делал сам. Мы иногда с ним перезваниваемся, к сожалению, наше время не предполагает тесного общения.

- Не хватает нашему кино «Покровских ворот»?

- Наверное. Но время сейчас другое, люди изменились. И я бы сейчас не снял этот фильм. Искусственно создавать мир, которого нет, - это кощунство.

РЕПОРТАЖ С ПРАЗДНИКА

К юбилею открыли одноименный ресторан

Гостей в новом столичном заведении «Покровские ворота» проверяли на знание цитат

Организаторы праздника постарались, чтобы новое заведение просто кишело реквизитом из «Ворот» и артефактами того времени: лыжи, прибитые к стене, коньки, на которых Костик катался со Светой, очки Велюрова, метла дворника Азиза, патефон, стоявший в коммунальной квартире, где жили герои фильма. Кстати, он в конце вечера ушел с аукциона поклоннику фильма.

Гости резались в домино, подпевали «велюровским» куплетам и соревновались на лучшее знание крылатых фраз из фильма.

Актриса Римма Маркова - помните: «Резать, не дожидаясь перитонита» - четыре слова, сделавшие ее роль одной из самых запоминающихся в картине, должна была выбрать лучшую «врачиху». Актрисы Эвелина Бледанс и Ольга Спиркина в медицинских халатах и с беломоринами в хирургических зажимах пытались повторить легендарный «приговор». Под общий смех победила дружба.

ЛУЧШИЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА

- Высокие, высокие отношения!!!

- Нормальные для духовных людей.

***

- Резать, к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!

***

- Ты права, моя дорогая, с этим отростком пора кончать!

***

- Людочка, вы слышали - Эмиль Золя угорел!.. Выключайте конфорки!

***

- Вы - служитель муз!

- Я служу Мосэстраде!

***

- Скажите, милочка, вы хотите, чтобы ваша жизнь пошла кувырком, чтобы она превратилась в хаос, где ежеминутно будут исчезать неведомо куда квитанции, счета, деньги, чулки и галстуки, где в батареях каждый миг решительно все будет взрываться, вспыхивать, портиться и где вам навсегда предстоит вернуться в ледниковый период - но только без шкур, потому что шкур он вам достать не сможет?!

***

- Я вся такая несуразная... Вся угловатая такая... Такая противоречивая вся!..

***

- Одно дело шпицштихель и совсем другое - больштихель! Щас я вам покажу, где здесь хунд беграбен!

***

- Напишите комедию в стихах, как Грибоедов!

- Он плохо кончил!

***

- Аркадий Варламыч, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?!

- Заметьте: не я это предложил! Идемте...

***

- Вы - будущий муж?

- Нет... Я - потенциальный!

***

- Наяда, я тоскую, как Блок, а это уже какой-то Херасков!

- Костик, не ругайся!

***

- Я входил в Мосэстраду, как в дом родной, а сейчас я иду туда, как на Голгофу!

***

Тогда - в кусты! Сегодня каждый должен проявить себя!...