Великая Мадемуазель Коко подарила женщине право быть естественной, стильной, желанной, женственной. В своей автобиографии она рассказывает о том, как ей это удалось и чего все это стоило… С разрешения издательства "ЭКСМО" мы публикуем фрагменты из автобиографии Коко Шанель.
Быть лентяйкой трудно
Я знала одно: я должна добиться независимости, а независимость - это деньги.
...Днем и по вечерам - работа за швейной машиной (хотя мне все больше и больше нравились ножницы), в выходные - чай или кофе с пирожными с приятелями в салоне, скачки или вилла Мод... Весело? Черта с два! Я дохла со скуки.
Интуиция Бальсана не обманула, он понял, что мне тошно. И вдруг...
- Ухожу в отставку. Поеду в имение, там почти отремонтировали дом. Буду разводить лошадей и готовить их к скачкам.
- Этьен, тебе не нужна ученица?
- Маленькая Коко хочет поехать со мной? Поехали!
Если честно, то зачем он взял меня с собой, не понимал никто, думаю, и он сам. Может, просто к слову пришлось?
Я прекрасно понимала все про деньги и свободу, которую они дают, как и то, что от Бальсана их не получу, но Этьен открывал мне хотя бы возможность побывать в Париже. Уже ради одного этого следовало поехать с ним в Руайо.
Бальсан оказался хорошим любовником, достаточно щедрым человеком, однако и самому Этьену, и тем, кто его окружал, я не была нужна. Все в Руайо жили своей жизнью и никто - моей. У меня было все: большая светлая комната, личная ванная, прислуга, еда, питье, развлечения...
Довольно быстро выяснилось, что ничегонеделание - тяжелый труд, мне он не под силу. Управлять хозяйством Этьен совершенно справедливо не доверял, да я и не стремилась. Оставалось примкнуть к его развеселой компании, увлеченной верховой ездой. Этьен не знал главной моей проблемы: отсутствия одежды для верховой езды. Я ничего не собиралась просить у Бальсана, пока у меня оставался хоть один собственный франк... Если для посадки в дамское седло нужны амазонка и шляпа, которые мне не по карману и будут сидеть, как на козле бриллиантовое ожерелье, значит, надо учиться ездить в мужском седле.
Но для такой посадки потребовались брюки и сапоги. К моему ужасу, оказалось, что экипировка жокея мне тоже не по карману, купить роскошные кожаные сапоги без поддержки Бальсана я не смогу.
Выход нашелся неожиданный, я увидела на одном из конюхов брюки английского покроя и заказала себе подобные, немало удивив сельского портного. Получилось замечательно!
Увидев меня в такой экипировке впервые, Бальсан замер с открытым ртом, потом все же мотнул головой:
- Только никому не показывайся...
...Мне категорически не шли женственные наряды с рюшами, оборками, перьями и прочей чепухой. Если тебе не подходит то, что носят все, разве это не повод, чтобы изменить моду? Не имея возможности ни сшить, ни носить дорогие платья с турнюрами, я попросту приучила остальных носить то, что шло мне!
...Все больше подружек Бальсана носили шляпки (работы Коко. - Прим. ред.), которые выглядели весьма непривычно для тех времен. Это вызывало жгучий интерес на ипподромах, привлекало внимание к девушкам из нашей компании и даже приводило к вопросам: где вы купили такую необычную шляпу?
В какой день мне пришла идея открыть свой магазин? Я точно знала, что на этом можно сделать деньги. Квартирка Бальсана, расположенная в весьма престижном районе Парижа, вполне подошла для шляпной мастерской...
|
О русских
В Венеции Серты познакомили меня с Дягилевым. Мы втроем в ресторане подсели за столик, где сидели русские - Великая княгиня Мария Павловна и Серж Дягилев, тот самый, от "Русских сезонов" которого Париж уже который год сходил с ума.
Меня потрясли глаза Дяга. Умные, полные восторга и тоски. При первой встрече Дягилев едва ли заметил меня вообще. Молчаливая женщина, сидевшая в уголке, не интересовала мэтра.
Красивый, вальяжный Дягилев не интересовался женщинами вовсе. Дяг любил молодых людей, и все об этом знали. Такая симпатия никого не смущала, а известна была только потому, что каждый следующий "протеже" Дяга становился солистом его "Балета".
Разговор за столом ресторана, видно, уже привычно, зашел о финансовых делах. И так же привычно выяснилось, что они ни к черту! Дягилев возлагал надежды на приезд Стравинского и новый балет "Пульчинелла", а еще на возобновление "Весны священной", но не хватало средств. Позже я поняла, что такая проблема для Дягилева обычна, он всегда был без денег, но тогда ужаснулась: как же столь гениальная труппа, как "Русский балет", может сидеть без средств?! Казалось, Мися должна сорваться с места и бежать, разыскивая деньги, но подруга спокойно потягивала вино..
Тогда Дягилева тайно от Миси и Серта выручила я, но об этом отдельный разговор.