28501
0
22 апреля
Загрузить еще

Фильму "Остров сокровищ" - 40 лет: На съемках актеры страдали от морской болезни

Фильму
Фото: В роли пиратской «Эспаньолы» - рыболовецкий парусник «Клим Ворошилов».

"А когда на море качка..." 

Для художника-гримера высшей категории Светланы Шарой съемки фильма о захватывающих приключениях Джима Хокинса, сквайра Трелони и доктора Ливси оказались самыми экстремальными из всех 102 кинокартин, в производстве которых она участвовала за 40 лет работы на Ялтинской киностудии.

- 4-5 ноября 1970 года прошли первые съемочные дни. Я тогда молодая была, и мне казалось, что съемки в море на средневековом судне мало чем отличаются от работы на берегу. Помню, как легко зашла на борт бригантины. Настроение отличное - вокруг много красивых актеров, жена композитора Таривердиева работала в картине художником-постановщиком... - вспоминает Светлана Иосифовна. - Но уже через 20 минут плавания я почувствовала, что не могу даже наклониться к сумке с париками. Под горой Аю-Даг по морю шла зыбь, и что килевая, что бортовая - все качки были нашими... 

Когда после первых съемочных дней "Эспаньола" вернулась в Ялту, на нее сбежалась посмотреть целая набережная народу. Вся группа, включая капитана, была серо-зеленого цвета, а первой на берег выпрыгнула собака - даже черный ньюфаундленд не выдержал экстремальной прогулки.

Кстати, один случай во время работы над "Островом сокровищ" аукается Светлане Иосифовне до сих пор. Она рисовала кровь на ухе Бориса Андреева, игравшего Джона Сильвера, а пиротехник тем временем решил проверить качество заряда пистоля. Проверил - выстрел получился громким. Прямо над ухом Шарой.

- Одно время у меня в левом ухе просто стреляло, а теперь уже и проблемы начались, - жалуется она.

Однако о том, что она участвовала в съемках первого в СССР блокбастера о морских приключениях в тропических морях, Светлана Иосифовна не жалеет. Вспоминает, что жили по тем временам небогато, но работали дружно, весело и творчески.

Светлана Шарая гримировала актеров в экстремальных условиях. 

- Платили крохи. Зарплата художника-гримера высшей категории была 120 рублей. Инвентаря не хватало, бывало, приходилось из дому приносить что-то из домашней обстановки. Но творили... За два-три месяца до съемок мы изучали историческую литературу и самостоятельно делали парики, бакенбарды, усы, бороды... А бутафоры, к примеру, покрыли бригантину специальным составом, и она выглядела по-настоящему старинным судном. А с какими режиссерами и актерами работали! Талантливый Евгений Фридман, неподражаемый Борис Андреев, эффектные прибалты Альгимантас Масюлис и Ааре Лаанеметс...

Пиратская бригантина начинала с арбузов 

Первым советским кинопарусником стало рыболовецкое парусно-дизельное судно "Клим Ворошилов". С 1953 года оно перевозило арбузы и виноматериалы в Черном и Азовском морях, а когда Фридману понадобился парусник для фильма, его нашли вмерзшим в днепровский лед и выкупили у Херсонского винзавода.

По требованию инспекции Морского регистра судно пришлось полностью перестраивать. Для чего в помощь местным мастерам с Ялтинской киностудии послали бригады сварщиков, слесарей, столяров, механиков, электриков под командование главного консультанта и автора проекта переоборудования шхуны, научного сотрудника Военно-морского музея в Ленинграде Андрея Ларионова. Но его отозвали, когда работа была еще не закончена, и строительство пришлось брать на себя инженеру-конструктору Ялтинской киностудии Валерию Павлотосу, который не был знаком даже с названиями частей старинных парусников. Через полгода строительства бригантина "Эспаньола" была готова. 3 ноября 1970 года она зашла в порт Ялты. 

Джона Сильвера сыграл неподражаемый Борис Андреев (на фото справа) . 

- После того как "Остров сокровищ" посмотрели за границей, в латиноамериканской прессе появились статьи, - вспоминает звукорежиссер фильма Николай Шарый. - В одной из них говорилось примерно следующее: мы удивлены природной красотой Ялты и тем, насколько достоверно фильм показывает Карибское море, на просторах которого разворачиваются события картины, и бригантиной, которую невозможно отличить от судов той эпохи.

"Остров сокровищ", "Русалочьи отмели", "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" - послужной список прекрасного парусника с деталями, выверенными по морским справочникам, на этом завершился. Режиссеры выстроились в очередь, однако крымская инспекция Морского регистра заявила, что деревянных судов в советском флоте не будет, и потребовала оснастить парусник антеннами, локаторами, спасательными плотами, обшить судно металлическими листами. В таком виде в кино "Эспаньола" была никому не нужна, и менее чем через два года ее кинокарьеры парусник передали в ведение "Интуриста". В 1972 году у пляжа гостиницы "Ореанда" в Ялте в нем открыли ресторан. 

Проблемы с пограничниками

Сниматься на открытой палубе в летних костюмах под пронизывающим ветром никто из актеров желанием не горел, но в кадр все же вставали, а вот в трюме, в котором качка чувствовалась еще сильнее, некоторые просто не могли сосредоточиться и войти в роль. Так что на площадке у ресторана в Приморском парке пришлось строить корму судна, в которой и отсняли часть сцен. Рабочие раскачивали декорацию, и создавалась полная иллюзия съемок в открытом море. Но режиссер в основном все же требовал живой натуры.

- Снимали далеко от берега, чтобы в кадре не было видно современных построек. Уходили в Гурзуф, Партенит, Судак... А как-то погнались за солнцем и не заметили, что приблизились к границе. "Эспаньолу" остановили пограничные корабли, - улыбаясь, вспоминает Светлана Иосифовна. 

С пограничниками у съемочной группы по началу отношения никак не складывались. "Что за хулиганство?" - строго спросили люди в погонах, когда бригантина первый раз зашла в ялтинский порт под пиратским флагом. Кстати, при выходе судна в море участники съемок проходили паспортный контроль, и в один из дней по возвращении бригантины в порт пограничники совсем опешили: "Уходило 35 человек, а вернулось 32. Вы что, троих на подводной лодке в Турцию отправили?" Объяснили - актеры люди занятые, и им иногда надо срочно улетать в Москву. Поэтому судно, чтобы сэкономить время и топливо, подходит к ближайшему причалу и высаживает артиста, где его уже ждет машина. Ну а когда в следующий раз на борту "Эспаньолы" оказалось больше пассажиров, чем при выходе в море, стражи границы просто махнули рукой: "Делайте что хотите!"

"Музыку писал на расстроенном пианино"

"Остров сокровищ" стал стартом звездной карьеры Алексея Рыбникова. К участию в фильме молодого композитора пригласил Евгений Фридман. 

Для Алексея Рыбникова работа над музыкой к фильму открыла дорогу к славе.

- На студии Горького и среди нас всех, таких советских, он считался "американцем". Он хотел сделать фильм международного уровня, не хуже западных, - вспоминал композитор. - Мне сообщили, что Фридман хочет со мной встретиться, поговорить. Тогда мне было 24 года, уже хотелось сделать что-то заметное и яркое, и это, конечно, был тот случай, которого я ждал.

Правда, попасть в Ялту, где уже шли съемки, оказалось не так просто. На юге Украины разразилась холера, и город оказался отрезанным от остального мира. Но добраться до съемочной группы Рыбникову все же удалось - с врачами и спецотрядом. Во Всесоюзной здравнице его ждал новый "подарок".

- Времени было в обрез, и мне выдали ключи от комнаты на киностудии с расстроенным пианино, чтобы я мог работать днем и ночью. Я привык сочинять в домашних условиях, на хорошем рояле, а тут - разбитый инструмент, непонятная комната, а через несколько дней надо показать режиссеру эскизы. 

У Рыбникова получилось: 

- Я и свистел, и подпевал, и топал ногами, изображая ритм, в общем, всячески пытался представить мое сочинение эмоционально. Все это сразу убедило режиссера, ему понравилось….

А вот партбоссы сочли музыку прозападной. 

- Песню "Малютка Дженни", написанную в стиле рок, из фильма выкинули, оставили только ритм. Но позднее, когда по радио ее передали целиком, это наделало много шума. Такой "пиратский" рок не должен был звучать в советском эфире, - вспоминал композитор. 

Народу песня понравилась, ее начали напевать по всей стране, и композитора заметил режиссер Марк Захаров. Результат их сотрудничества - рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось".

СПРАВКА "КП"

Фильм "Остров сокровищ" (1971 г.) - экранизация одно­именного романа Роберта Льюиса Стивенсона. В главных ролях - Борис Андреев (Джон Сильвер), Ааре Лаанеметс (Джим Хокинс), Лаймонас Норейка (доктор Ливси), Альгимантас Масюлис (сквайр Трелони).

Съемки проходили на Южном берегу Крыма: в урочище Сосняк, в Никитской расщелине, у Красного камня и под скалой Шаан-Кая. По сути, был снят первый профессиональный советский приключенческий фильм, не уступавший по качеству голливудским. 

Фото автора, с сайта kinopoisk.ru,  alexeyrybnikov.ru