Ольга ЛИЦКЕВИЧ, Елена САНДУЛ (3 марта 2011)

Здравствуйте, я ваша суперняня!

Героями программы станут родители, уставшие от постоянных конфликтов со своими детьми. В такие семьи на помощь приходит няня, которая помогает всем участникам конфликта найти общий язык. В роли няни будут выступать сразу две героини - Марта Штиль и Иванна Карпенко. У них - разные подходы к воспитанию. Прежде чем отправиться в семью, они будут вместе принимать решение, кому из них лучше удастся помочь родителям. 

«С любым ребенком можно договориться»

- Марта, какими качествами должна обладать настоящая суперняня? 

- Стопроцентной любовью к детям, педагогическими и психологическими навыками. Она должна быть доброй, справедливой и в меру строгой. Авторитетом для ребенка, при этом не забывая, что главные все-таки родители. Уравновешенной и обладать терпением, истоки которого - в понимании и принятии ребенка. 

- Вы в полной мере соответствуете этому образу? 

- Человек совершенствуется в процессе жизни. И я не исключение. Если я нахожусь на этом месте, то, наверное, да. Мне эта работа очень нравится, и самое главное - вижу тот результат, для достижения которого отдаю все свои силы, весь свой потенциал и знания. Для меня важно не останавливаться на достигнутом, идти вперед. Ведь в процессе жизни меняются не только дети, но и подходы к их воспитанию и развитию, обучению. И только тот человек, который  держит руку на пульсе и совершенствуется, может добиться звания «супер» в своем деле. Недавно мне ребенок, с которым мы снимали программу, сказал: «Марта, ты добрая и справедливая». А дети очень тонко чувствуют такие вещи… 

- Вам свойственно сомневаться в правильности своих решений? 

- Никогда не принимаю решения спонтанно. Как бы это банально ни звучало, если ошибки врачей видны сразу, то ошибки учителей и воспитателей проявляются позднее. И для того чтобы не возникало никаких сомнений, к решению любых вопросов подхожу очень взвешенно. 

- Вы видите разницу между воспитанием своих детей и чужих? 

- Конечно. Во-первых, мой сын уже достаточно взрослый человек, а современные дети уже совсем другие. Ныне возникает масса ситуаций с детьми, которые современные родители называют проблемами. Сегодня уже в 4 года ребенка могут назвать трудным, неуправляемым, а раньше такое могло быть лишь годам к 12. Это уже особенности нынешнего поколения. 

Из прошлой школы взято лучшее, но уходит авторитарность. Ребенок вырастает свободной личностью, более развитой, открытой. Метод, когда ты  разделяешь интересы ребенка, считаешься с его мнением, признаешь его право выбора в каких-то вопросах, сегодня тоже применяется с более раннего возраста. 

- С любым ребенком можно договориться? 

- С любым. Я не беру больных деток, рожденных с патологией. Если ребенок чувствует, что он тебе интересен и любим, вы найдете общий язык.

- Смотрели ли вы зарубежные аналоги «Суперняни»? Есть ли разница между украинскими и иностранными детьми? 

- Есть, безусловно. На Западе давно практикуется методика свободы, когда в определенный период раннего развития детям дают свободу во всем. С моей точки зрения, при полной свободе, когда ему все можно, ребенок чувствует себя еще более неуверенно. Должны быть рамки, ограничения в каких-то вопросах - это организовывает, быстрее формирует сознание, логическое мышление, ребенок четче понимает, что ему делать, что такое добро и зло, где хорошо, а где плохо. Понятно, что ограничения должны быть с учетом возрастных особенностей. 

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Марта Штиль

Возраст - 48 лет.

Образование - музыкальная школа, педучилище, пединститут, специализация «начальные классы».

Опыт работы - преподаватель начальных классов, завуч гимназии. Общий педагогический стаж - 16 лет. Последние 5 лет работала в семье. 

Семейное положение - 30 лет в браке.

Дети - сын 28 лет, работает, по образованию экономист.

Темперамент - сангвиник классический. 

Марта Штиль уверена, что полная свобода вредит детям.
Марта Штиль уверена, что полная свобода вредит детям.

«Из секса не стоит делать табу»

- Иванна, дома со своим ребенком вы мама или психолог? 

- Конечно, мама. И как любая мама, сталкиваюсь с разными вопросами и сложными ситуациями. Может, выруливаю из них легче, потому что понимаю процессы. А так как я мама-психолог, то моя дочь - дочь психолога. Она быстро раскусывает мои приемчики. 

- Чью методику воспитания из признанных детских психологов считаете наиболее правильной? 

- Я работаю в гуманистическом направлении. С точки зрения развития личности мне нравится Эрик Эриксон, специалист в направлении эго-психологии. Есть такое понятие, как стадии психосоциального развития человека, которое затрагивает не только детские вопросы, но и касается всех жизненных периодов - от рождения и до старости. Но я - эклектик, и потому из тех комбинаций, что мне нравятся,  выбираю уже на практике, что работает, а что нет. 

- Во сколько лет и как нужно рассказывать ребенку о сексе? 

- О половых различиях можно начинать говорить с 3 лет - в этом возрасте закладывается понимание своего пола. Со своей дочкой я говорила о том, откуда берутся дети (не о сексе, а о рождении ребенка), с 6 лет. А о сексе как процессе стоит говорить тогда, когда возникает этот вопрос у ребенка. В каком возрасте - тут все очень индивидуально. Я за то, чтобы это был открытый вопрос, не стоит делать из него табу или тайну. 

- Как отучить ребенка от нецензурных выражений? 

- В первую очередь самим дома не ругаться. Нецензурные выражения - своего рода мода. Если в компании вашего ребенка, среди его друзей они приняты, вероятно, что и он начнет их использовать. Тут вы можете договориться: дома мы не выражаемся. Вы должны быть наглядным примером. 

- Нужно ли поощрять ребенка деньгами и подарками? 

- Считаю, что поощрение важно для ребенка, но важен баланс и чувство меры. Если вам позволяют бюджет и желание поощрить свое чадо каким-то подарком за хорошие оценки в аттестате, почему нет? Это тоже мотивация хорошо учиться. Но не забывайте собственным примером показывать, что какие-то вещи, например, работу по дому, можно делать просто так. Выбирайте те мотивации, которые устраивают и вас, и ваших детей. Тогда все будут довольны. 

- В том, что ребенок вырос трудным, всегда виноваты родители? 

- Это очень спорный вопрос. Я считаю, что 50 на 50 - наследственность и окружение. Не только родители, но еще и школа, окружающая среда. Не надо закрывать глаза, если хотя бы у одного из родителей есть психические отклонения. В таком случае у ребенка очень большие шансы унаследовать болезнь. И в то же время здоровый ребенок может оказаться в таких условиях (сирота, брошенный, интернат, еще что-то), когда он вынужден будет адаптироваться к окружению так, чтобы быть трудным. Тут уже работают условия. 

- Программа «Суперняня» - это реальная помощь родителям? 

- Думаю, да. Важно, насколько родители готовы принимать наши рекомендации  и применять их на практике.  

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Иванна Карпенко

Возраст - 33 года.

Образование - факультет психологии столичного университета им. Шевченко, 3 года обучалась в Нью-Йоркском университете.

Опыт работы - практикующий психотерапевт с 10-летним стажем. 

Семейное положение - в браке уже 14 лет.

Дети - дочь 12 лет, школьница, учится петь, играть на фортепиано, занимается йогой. 

Темперамент - сангвиник. 

Воспитывать ребенка нужно на своем примере, считает Иванна Карпенко.
Воспитывать ребенка нужно на своем примере, считает Иванна Карпенко.

Фото предоставлено каналом «1+1».

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Светская хроника и ТВ

Спорт