Загрузить еще

Никита МИХАЛКОВ: «Я посоветовал кинокритикам поберечь навоз, ведь скоро выйдет продолжение «Предстояния»

Никита МИХАЛКОВ: «Я посоветовал кинокритикам поберечь навоз, ведь скоро выйдет продолжение «Предстояния»
Фото: В «Предстоянии» Никита Сергеевич и сам сыграл одну из главных ролей.

«Для меня любая власть - тяжелый труд»

- Никита Сергеевич, сначала о приятном. Как собираетесь встретить Новый год?

- В кругу семьи. Два праздника - Новый год и Пасха, которые абсолютно естественно вписывались в устав и устой нашей семьи. Соберемся все на даче. 

- Что вас подвигло написать манифест? («Право и правда. Манифест просвещенного консерватизма» был опубликован в октябре и вызвал в обществе споры. В этой работе Михалков высказывает мысли по поводу того, что России следует стремиться к просвещенному консерватизму, сократить партии и не требовать от политической элиты многого.)

- Я же не сидел год с умным видом, надев очки и часами выдумывая манифест. Это то, что я так или иначе где-то говорил или писал. Просто наступил момент, когда мне показалось важным это все собрать. Это не программа партии, не программа, связанная с властью или с моим желанием этой власти. Я просто думаю, что настала пора наконец определиться. Вы же видите, как строится наша жизнь и как мы движемся.

- Вы часто общаетесь с Владимиром Путиным. Ему созвучны ваши мысли?

- Я уважаю этого человека, и мне кажется, что он испытывает такие же чувства ко мне, нам интересно разговаривать. Я никогда в жизни не использовал его возможности для себя лично. Могу сказать одно - у нас никогда не было пустого общения с точки зрения душевного взаимопроникновения. Владимир Владимирович произнес потрясающую фразу: «Кто я был - кем я стал. Зачем Бог мне это послал? Неужели для того, чтобы я доел то, что не доели другие?» И эта фраза меня очень сильно тронула. Потому что я очень боюсь тех, для кого власть - это мечта, потому что власть - это тяжелейший крест. И кто воспринимает ее как крест, это тот человек, за которым можно идти.

- Пойдете следом в политику?

- Для меня любая власть - тяжелый труд. Будь эта власть хоть на съемочной площадке, хоть в политике. Это одно и то же. У меня нет таких амбиций.

«Деньги кончаются, а стыд остается»

- Как вы считаете, почему у вас так много недоброжелателей, особенно много после выхода фильма «Предстояние»? 

- Я кинокритикам сказал: поберегите навоз, ведь планируется еще выход третьей части, чем тогда бросать будете? Экономнее надо быть! Но, в принципе, я к этому отношусь спокойно. Русский характер «чем хуже, тем лучше». Если бы меня начали по шерстке гладить, я бы обленился, ничего не хотел, а сел бы в кресло и мурлыкал. А так у меня внутри стержень. Я могу ответить на любой вопрос, я не вру - я лукавлю, но по принципиальным вещам я не вру.

Когда главным событием киногода становится фильм «Гитлер, капут!» или «Наша Раша. Яйца судьбы», ну какое там «Предстояние»!

- Может ли кинопроизводство в России быть выгодным бизнесом?

- Пока нет. То есть зарабатывать можно, если ты снимаешь картину за три копейки, ну, то, что я назвал выше, и на этом получаешь уже 8 копеек. Зарабатывать можно, другой вопрос - деньги кончаются, а стыд остается. Вы посмотрите: нищее, унижающее достоинство непрофессиональное кино мгновенно объявляется арт-хаусом и становится священным. Арт-хаус - это Кира Муратова 30 лет назад, это Тарковский, Герман. Это все, что показывает русского человека и его ужасную жизнь. Но без любви, без сострадания в картине -  это не арт-хаус. Это разрушение.

- Что вы планируете снять в ближайшее время? 

- Хочу экранизировать историю о жизни и смерти Грибоедова, у нас уже есть замечательный сценарий. А вот еще Паоло Коэльо, когда приезжал в Москву, разрешил мне экранизировать своего «Алхимика». Правда, мы с ним выпили хорошо перед этим. А потом он сказал: вот тебе бы я доверил это дело. 

Михалков пожелал читателям «Комсомолки», дабы они всегда могли «выбирать, что читать».

 

 

«Я не молодящийся старикашка»

- Когда вам легче и спокойнее жилось - в пору вашей молодости или сейчас?

- В пору молодости спокойнее не живется по определению. Мне даже трудно это комментировать, потому что я не ощущаю ни своих картин, которые я снял, ни возраста. Ну как вам сказать? Я вроде бы не такой молодящийся старикашка, просто я делаю то, что мне нравится. Мне нравится играть в теннис - я занимаюсь 2-3 часа в день, мне это интересно. Что касается легкой жизни в молодости… Допустим, тогда деньги на кино были государственными. И если они заканчивались раньше, тебя могли наказать за то, что ты перерасходовал бюджет, но все равно давали возможность доснять картину. А сегодня можно оказаться в ситуации, когда фильм не закончен, потому что кончились деньги. Зато нет цензуры...

Фото Артема ПАСТУХА.