Загрузить еще

Хелен МИРРЕН: «Я получила удовольствие, сметая со стола сервиз во время ссоры с мужем!»

Хелен МИРРЕН: «Я получила удовольствие, сметая со стола сервиз во время ссоры с мужем!»
Фото: Хелен Миррен и Кристофер Пламмер здесь не просто так развлекаются, а играют Софью и Льва Толстых в фильме «Последнее воскресение».

Приехала в Москву Хелен Миррен к выходу фильма Майкла Хоффмана (где сыграла жену Толстого Софью Андреевну) на DVD. Утром 29 ноября актриса вышла к журналистам под руку с сопродюсером картины Андреем Кончаловским.

- В мире немало великих людей с бородой. Один из них - Лев Толстой, - заметил Кончаловский. - Надеюсь, после нашей картины кто-то отличит Толстого от Дарвина. Уже за это фильму надо сказать спасибо.

Сценарий написан по мотивам романа Джея Парини The Last Station, основанного на дневниках Толстого и его  родных. Писатель по сей день заставляет многих ломать голову: от чего бежал на старости лет - от своих страстей или от жены?  

- Хелен, вы лучше поняли Толстого, сыграв его жену? - спросили у нее.

- Да я своего-то супруга (режиссера Тейлора Хэкфорда. - Ред.) не понимаю, а вы про Льва Толстого! - отшучивалась Хелен. - А если серьезно, думаю, проблемы между Львом Николаевичем и Софьей могли возникнуть на почве религии. Он был не так религиозен. Хотя душа у него такая, что любой бог был бы рад видеть ее, эту душу, на своих небесах! Еще, мне кажется, уходя из дома, Левочка (так писателя звала жена. - Ред.) не оставлял Софью. Он просто ушел...

Хотя, чтобы покинуть жену, у писателя было множество причин. У нее характер непростой... Вот я играла королеву Елизавету (в картине «Королева». - Ред.), холодную, сдержанную женщину. И жену Толстого - полную противоположность. Помню, на примерке костюмов Софьи Андреевны мне говорили: в этом платье будете карабкаться по карнизу на балкон, в этом - разобьете сервиз при ссоре с мужем, а в этом - попытаетесь утопиться в пруду. Я подумала: «Оу! Характерная роль!» И, признаюсь, сметая со стола столовый сервиз, я получила удовольствие!

О чем рассказала «Комсомолке» актриса

Стас ТЫРКИН 

Мы беседовали с замечательной актрисой в библиотеке английского посла пару-тройку лет назад - и чопорность обстановки ничуть не передавалась моей собеседнице. Эта часть интервью - интересная, между прочим, - тогда не уместилась в газете. 

КАК МИРОНОВЫ СТАЛИ МИРРЕНАМИ

- Ваша семья бежала в Англию после революции. Чувствуете в себе русское начало? 

- Кажется, чувствую, но, возможно, это лишь работа моего воображения. Мы все склонны к романтике и самообману, а актеры - тем более. Разумеется, во мне сидят русские ДНК, наполовину я русская, но как они сочетаются с английским воспитанием, не знаю. 

- Отец учил вас русскому языку? 

- Нет. Его привезли в Англию, когда ему было два с половиной года. Он вырос среди белых политэмигрантов. Дед был одним из них, очень гордился историей своего рода, страдал оттого, что никогда не вернется в Россию... Отец разговаривал на двух языках, но о своем русском происхождении хотел забыть. Его целью была полная ассимиляция.

В то время очень трудно было иностранцам в Англии, в обществе процветала ксенофобия, боялись иммигрантов. Чтобы поступить на гражданскую службу, отцу пришлось скрывать свое русское происхождение. Стеснялся он и  необычного имени - Василий Петрович Миронов, но сменить его не мог, пока был жив мой дед. Но как только тот умер - папа сразу стал Базилом Мирреном! 

- А что же почувствовали вы, Елена Васильевна Миронова, когда английская королева жаловала вас титулом Дамы Британской империи? 

- Я потому и согласилась принять этот титул, что являюсь дочерью эмигранта. Для меня в этом особая гордость и честь - быть награжденной страной, ставшей пристанищем для моей семьи. Жаль, что отец не дожил до этого. Хотя в отличие от деда он и не был сторонником монархии, думаю, он все же был бы горд.  

КАК НЕТРУДНО РАЗДЕТЬСЯ ПЕРЕД КАМЕРОЙ

- Как-то я беседовал с Дайан Китон по поводу комедии «Любовь по правилам и... без» - и она призналась, что в 58 ей куда легче было раздеться перед камерой, чем в 30. У вас, кажется, такой проблемы не было никогда?  

- Да, мне удалось переступить чувство неудобства, но это не так уж приятно. А то, что чем старше актриса, тем легче ей играть обнаженной, - чистая правда.  

- ?!

- Потому что тебе все равно! Ты стала мудрее, перед тобой уже нет задачи потрясти всех своей красотой. Да и вокруг уже никто не видит в тебе сексуальный объект... 

- Только не в вашем случае! 

- Не знаю, не знаю. Может быть, в кино мы и выглядим еще ничего, но на съемках... Поймите, съемочная площадка - чисто мужское место. 95 процентов людей здесь - мужчины. Когда ты молода и красива, конечно, они смотрят на тебя. Разумеется, ведут себя как  джентльмены, и тем не менее. Когда женщина старше, она как бы обретает равенство с мужчиной. Секс уже ни при чем: «Вы не находите меня привлекательной, и мне наплевать на это!»

- Что вы думаете о новой тенденции - сексуальных комедиях для взрослых, в которых вы и сами снимаетесь? 

- Это знак времени, детка. Последствие беби-бума 60-х годов. Люди моего поколения сосредоточили в своих руках огромную экономичекую власть. Они были подростками 60 - 70-х, создавшими молодежную культуру того времени, они выросли на рок-музыке и кино. Сейчас им за пятьдесят, карманы ломятся от денег, но они хотят того же, чего и в молодости: слушать рок, ходить в кино. Вот почему «Роллинг Стоунз» до сих пор успешно гастролируют, вот почему Голливуд делает сексуальные комедии. Причина чисто экономическая. 

Хелен всегда была очаровательна, так что и стесняться камеры ей было нечего. С возрастом, уверяет, раздеваться даже легче стало. 

О СЪЕМКАХ НА ГРАНИ ФОЛА В «КАЛИГУЛЕ»

- Не могу не спросить о «Калигуле». Соглашаясь сниматься, вы догадывались, что картину ждет... дурная слава? 

- Да-да, догадывалась. Сценарий Гора Видала был экстремален, да и режиссер Тинто Брасс знаменит буйными эпатажными произведениями. Так что сюрпризом это не стало. И потом, работ в кино тогда у меня было немного, а сниматься очень хотелось... Если вы забудете о порносценах, в которых снимались модели «Пентхауса», все остальное так и задумывалось. Как-то я пересмотрела фильм - он ведь о Древнем Риме, а не о среднем классе в Британии или сказочных хоббитах! Думаю, в те дикие, жестокие времена жизнь была похожа на ту, что изображена в «Калигуле»...

Я никогда не жалела, что снялась в «Калигуле». Благодаря ему я купила свой первый дом. И до сих пор дружу с Тинто - он смешной и умный парень!

А что меня действительно поражает - в России все видели «Калигулу»! Если бы он был так уж плох, этого бы не случилось. 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Хелен МИРРЕН родилась 26 июля 1945 года в Лондоне. Настоящее имя - Илинея (Елена) Лидия Миронофф. В шесть лет Хелен осознала, что хочет стать актрисой. Дебютировала в Лондонском национальном молодежном театре ролью Клеопатры. После чего была приглашена в труппу Королевского Шекспировского театра. Одна из первых работ в кино - экранизация шекспировского же «Сна в летнюю ночь». Совмещает работу в кино (снялась более чем в 80 фильмах) с активной сценической деятельностью. Дважды лауреат Каннского фестиваля. Муж - постановщик голливудских блокбастеров Тэйлор Хэкфорд («Долорес Клэйборн» по Стивену Кингу, «Адвокат дьявола» с Аль Пачино и Киану Ривзом и т. д.). Имеет три дома - в Лондоне, Лос-Анджелесе и на юге Франции.  

Пять самых известных фильмов Хелен Миррен: 

* «Калигула»

* «Эскалибур»

* «Повар, вор, его жена и ее любовник»

* «Госфорд Парк» 

* «Королева»