28501
0
15 апреля
Загрузить еще

Гарри Поттер пошел лесом

Гарри Поттер пошел лесом
Фото: Очкарик-волшебник тянется за своей палочкой: пришло время атаковать очередного злодея.

Это экранизация последнего, седьмого романа о юном волшебнике. К моменту, когда начинается действие, власть в мире магов захвачена темным лордом Волан-де-Мортом - гением, эстетом и нацистом, ненавидящим магглов (т. е. обычных людей). Его антагонист, 17-летний хороший мальчик Гарри Поттер, бросает школу чародейства и волшебства Хогвартс и половину романа на правах подпольщика слоняется с друзьями по Англии, пытаясь придумать способ извести злодея. А извести его непросто: Волан-де-Морт в целях безопасности распилил свою душу на несколько частей и спрятал ее в разных артефактах и животных - так называемых крестражах. Чтобы убить Волан-де-Морта, надо уничтожить все крестражи. (Кощей Бессмертный поступил неосторожнее, доверившись одной-единственной иголке.)

Последний фильм о Гарри Поттере состоит из двух частей (как «Убить Билла» и «Обитаемый остров»). Первая серия выйдет в прокат 19 ноября, вторая - 14 июля 2011 года. Авторы объясняли это тем, что все события в многофигурном романе Роулинг вместить в одну картину просто невозможно. Впрочем, есть и более прозаическая причина: две серии соберут в два раза больше денег.

Десять лет назад студия Warner Bros. собиралась привлекать к экранизациям «Гарри Поттера» ярких и известных режиссеров. Первый фильм должен был ставить Стивен Спилберг, потом пытались зазвать автора «Амели» Жан-Пьера Жене, автора «Лабиринта Фавна» Гильермо дель Торо, индианку Миру Наир, Алана Паркера, Джонатана Демме, Вольфганга Петерсена… Из этой затеи ничего не вышло: режиссеры с именем наотрез отказывались работать иллюстраторами романов Роулинг (а Warner Bros. нужны были именно иллюстраторы - не дай бог зритель увидит на экране что-то неожиданное, отличающееся от полюбившейся ему книги). Безусловно, самый талантливый фильм из цикла - «Гарри Поттер и узник Азкабана», на постановку которого все-таки заманили выдающегося режиссера мексиканца Альфонсо Куарона, оказался самым коммерчески неудачным. 

Warner Bros. в конце концов плюнула и наняла ничем не примечательного ремесленника Дэвида Йетса, который и изготовил для нее экранизации трех последних романов цикла. Йетс не хватает с неба звезд. Для него поменять местами две сцены из романа - уже дерзкий поступок. Он ничем никого не удивляет, показывая зрителю ровно то, на что зритель покупает билет. Все довольны, особенно Джоан Роулинг, с радостью называющая первую часть «Даров Смерти» лучшей экранизацией ее книг. 

Впрочем, эта картина действительно симпатичнее предыдущих работ Йетса «Гарри Поттера и Ордена Феникса» и «Гарри Поттера и Принца-полукровки». Как минимум там есть очаровательный мультик, который идет на экране, пока Гермиона читает вслух сказку о Смерти, встретившей трех братьев и подарившей им три бесценных артефакта: волшебную палочку из бузины, камень, позволяющий оживлять мертвых, и мантию-невидимку. Эта анимационная вставка (сделанная не Йетсом, а молодым мультипликатором Беном Хибоном) чрезвычайно элегантна и словно заряжает своей энергией остаток фильма. Да еще на оставшихся минутах разворачивается в полную силу Хелена Бонэм Картер в роли Беллатрисы Лестрейндж; готическая красавица наконец-то вносит в картину жизнь, художественно пытая Гермиону.

 

КАК ЭТО БЫЛО

* Стивен Спилберг долго считался главным кандидатом на экранизацию первого «Гарри Поттера». Однако он считал, что из книги надо делать мультфильм, и мечтал позвать на озвучку Хэйли Джоэла Осмента (героя «Шестого чувства» и «Искусственного разума»). Но продюсеры, естественно, на такое пойти не могли, а версию с живыми актерами Спилберг делать не захотел. «Экранизировать эти книги просто, как два пальца об асфальт: тупо берешь и кладешь на свой банковский счет миллиард долларов. Я не вижу в этом ничего интересного».  

* Впрочем, Роулинг с самого начала хотела, чтобы фильмы ставил не Спилберг, а автор «Бразилии» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» Терри Гиллиам, которого она всегда очень любила. Но Гиллиам показался студии слишком рискованной, экзотической кандидатурой.  

* В конце концов Warner Bros. выбрала второсортного режиссера Криса Коламбуса. Конечно, трудно поверить, что начальники гигантской студии могут быть столь глупы, но все-таки говорят, что Коламбуса выбрали прежде всего потому, что он в 1985 году писал сценарий фильма «Молодой Шерлок Холмс», где герои чем-то были похожи на троицу из «Гарри Поттера». Студийные боссы решили, что раз уж Коламбус работал над подобной историей, и с «Поттером» как-нибудь разберется. В результате первые два фильма про Поттера остаются самыми неудачными в киносериале. 

* Роулинг настояла, чтобы все роли играли британские, в крайнем случае ирландские актеры: никаких американцев в экранизации она и близко видеть не желала. Это сразу отсекло массу кандидатур. Другая проблема заключалась в том, что многие актеры сразу отказались сниматься в «Гарри Поттере»: контракт предполагал их участие в экранизациях всех семи романов, и они не хотели себя надолго связывать. Например, замечательный актер Тим Рот отказался от роли Северуса Снегга (она в итоге ушла к не менее замечательному Алану Рикману). Теперь дети Рота его за это беспрестанно корят.

* Одного актера пришлось заменить: Ричард Харрис, игравший Альбуса Дамблдора, умер после съемок второй серии. Дамблдора с тех пор играет Майкл Гэмбон. Еще один, Джейми Вайлет, игравший совсем второстепенную роль подручного Драко Малфоя, попался на хранении марихуаны - его тоже от греха подальше заменили.

ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ С АКТЕРАМИ?

Дэниел Рэдклифф (Гарри) собирается активно продолжать играть в кино и театре. В планах у него - триллер «Женщина в черном» и драма «Путь является целью» - история про 23-летнего фотографа Дэна Элдона, забитого камнями в 1993 году в Сомали (этот фильм анонсировали еще три года назад, но съемки вроде бы до сих пор не начались). Пару лет назад нашумел спектакль «Эквус», в котором Рэдклифф появлялся на сцене обнаженным. (В новом «Гарри Поттере» актер раздевается только до трусов и ничего нового не показывает, но и эта навеянная «Эквусом» короткая сцена на лондонской премьере фильма сделала сенсацию).

Руперт Гринт (Рон), чем дальше, тем больше превращающийся в какого-то британского Юрия Никулина, собирается сняться в фильме «Эдди по кличке Орел» о штукатуре Эдди Эдвардсе, который решил переквалифицироваться в прыгуна с трамплина и с катастрофическими результатами представил Британию на Олимпиаде в Калгари. 

Эмма Уотсон поступила в университет, изучает там литературу и намекает, что готова вообще бросить кинематограф: «Меня выбрали на роль Гермионы, когда я была маленькой, и эта роль изменила всю мою жизнь, но это еще не значит, что я чувствовала себя счастливой. Я хочу заняться и другими вещами». Она пробовала себя в качестве фотомодели, а сейчас попробует и в качестве дизайнера одежды: у нее наклевывается совместный проект с Альбертой Ферретти. Впрочем, есть в ее планах и один фильм - «Неделя с Мэрилин» - о съемках английской комедии 1957 года «Принц и хористка» (ее поставил Лоренс Оливье, а главную роль сыграла Мэрилин Монро; но Эмме предстоит изображать не Монро, а некую Люси). 

Все три актера в принципе могут никогда больше не работать. Рэдклифф за прошлый год стал богаче на 41 миллион долларов и примерно столько же получит за роли в двух сериях последнего «Поттера». Гринт и Уотсон получат по 30 миллионов. Однако Рэдклифф, например, рассматривает работу как способ преодолеть стресс, которым стал для него уход из мира «Гарри Поттера», мира, в котором он вырос.