Первое, о чем попросил Феллини в Москве, - познакомить его с Хуциевым

Первое, о чем попросил Феллини в Москве, - познакомить его с Хуциевым

Слова «честь» и «достоинство» подходят Хуциеву в большей степени, чем многим его коллегам.

Пыталась обложить, как медведя. Телефон не отвечал. Попросила двух коллег, один - в том же подъезде, второй - на той же лестничной площадке, чтобы помогли связаться. Напрасно. Марлен Хуциев живет, избегая суеты, с отключенным телефоном, не мелькая в телевизоре, не принимая участия в глупой светской тусне. Склоняю голову перед его выбором.

За полвека он снял не больше десятка фильмов. Зато каких! В каждом - его жизнь. Но жизнь - и зоны молчания между ними. «…Я просто не хотел немедленно начинать другую картину, я хотел побыть в промежуточном состоянии», - открылся однажды. 

О нем известно, что любит бродить по городу, любит слушать джаз и классическую музыку, русское и грузинское пение, застолье. «Промежуточное состояние» - необходимая вещь для творца, когда философское раздумье перемежается экзистенциальным отчаянием, а розовый проблеск утреннего солнечного луча, рисуя первые длинные тени на асфальте, внезапно вселяет счастье. 

Его назвали как назвали, не в честь Марлен Дитрих, а в честь марксизма-ленинизма. Мать - дворянка, актриса. Отец - большевик. Отца расстреляли в 1937-м. Мальчик с идеологическим именем родился в старом Тифлисе и хотел стать художником. В Тифлисскую академию художеств его не взяли. Но он стал тем, кем хотел, отправившись учиться во ВГИК. Глаз художника - в каждом его кадре, почти документальном, настолько правдив и точен. Когда-то ему нравились «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки». Наследовать им не стал, обойдя советский гламур стороной. В висок били вечные вопросы, встающие перед каждым новым поколением: «Что делать?», «Как жить?». Бытийственные противоречия собирались в целое, чтобы составить судьбу худенького, темноглазого, похожего на птицу человека, с тем чтобы в нем заварилось большое искусство.

Когда Феллини приехал в СССР с картиной «Восемь с половиной», первое, о чем попросила мировая знаменитость, - о встрече с Хуциевым. Итальянский режиссер видел простую и пронзительную, берущую за живое «Заставу Ильича», которую советские чиновники, страшась невесть чего, приказали переименовать в «Мне двадцать лет», и признал в молодом мастере единоверца. Они объяснились как равные.

Для «Заставы» специально был организован вечер в Политехническом, где Хуциев снял своих товарищей, будущих звезд, которых тогда никто так не называл: Беллу Ахмадулину, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Булата Окуджаву, Наталью Рязанцеву, Андрея Кончаловского, Александра Митту, Андрея Тарковского. Потом будет считаться, что это документальная съемка. На самом деле реальная традиция вечеров в Политехе началась с художественной съемки. Хрущев не преминет поставить отметину на фильме, разгромив его на знаменитой встрече с интеллигенцией в Кремле в марте 1963 года и тем самым обеспечив ему славное место в истории «шестидесятников». «Застава» станет флагманом «шестидесятничества». 

«Весна на Заречной улице», 1956.
«Весна на Заречной улице», 1956.

Благородство Хуциева неоспоримо. Полученная им премия «Честь и достоинство» никому так не идет, как ему. Тем отвратительнее шаги людей, выжимавших его из ВГИКа с поста завкафедрой режиссуры игрового кино, через суд оспаривавших выбор его председателем Союза кинематографистов России. Многие краснели от стыда, видя и слыша это, - не краснели те, кто бесстыдство затеял.

Полвека назад в стихах «Прощание с Политехническим» Андрей Вознесенский написал печальное и мужественное:

Нам жить недолго. 

Суть не в овациях.

Мы растворяемся 

в людских количествах

в твоих просторах, 

Политехнический,

Невыносимо нам расставаться…

Поэт ошибся. Он прожил долго. И долгую прекрасную жизнь живет его друг Марлен Мартынович Хуциев.

«Застава Ильича», 1962.
«Застава Ильича», 1962.

С днем рождения, Марлен Мартынович! Мы вас любим! Мы ждем ваших новых свершений! Будьте здоровы и плюйте на ненавистников!

Лучшие фильмы:

* «Весна на Заречной улице»

* «Два Федора»

* «Застава Ильича»

* «Июльский дождь»

* «Был месяц май»

* «Послесловие»

* «Бесконечность»

* «Невечерняя»

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Марлен Мартынович ХУЦИЕВ. Родился в Тифлисе 4 октября 1925 года. В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Работал на Одесской киностудии, с 1965-го - на «Мосфильме». Помимо фильмов, Хуциев ставил в театре «Современник»  спектакль «Случай в Виши».

Народный артист СССР. В декабре 2008 года был избран председателем Союза кинематографистов России, но в марте 2009-го суд признал итоги съезда, на котором Хуциев был избран, незаконными. 

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени. 

загрузка...
загрузка...

Политика

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт