28501
0
28 марта
Загрузить еще

Евгений Петросян: «Накануне юбилея меня обокрали!»

Евгений Петросян: «Накануне юбилея меня обокрали!»
Фото: «Врач прописал водочку!»

 Евгений Петросян собирает аншлаги вот уже сорок лет и стал для зрителей родным, как член семьи. И всем нам кажется, что мы его хорошо знаем. Однако Евгений Ваганович - один из тех артистов, кто редко рассказывает о себе. Закрадывается мысль: а, может быть, мы его совершенно не знаем?

Накануне юбилея Евгений Петросян пригласил «Комсомолку» в гости. Мы попытались выяснить, насколько экранный образ юмориста совпадает с реальным. 

«Пышных праздников не люблю»
 
- Евгений Ваганович, как настроение перед юбилеем? - спрашиваю Евгения Вагановича.
 
Он  сидит в гостиной за большим дубовым столом. Встреча была назначена в квартире у дочери юмориста в центре Москвы. Виктория несколько часов назад прилетела из Америки. В московской квартире прохладно - батареи еще не включили. Виктория заботливо набрасывает папе на плечи теплый свитер.
 
- Может, водочки? - неожиданно шутит Евгений Ваганович. И тут же всерьез: - Вам чай или кофе?
 
Петросян - трудоголик. Поэтому первым делом, отвечая на вопрос, он рассказывает про свою сольную трехчасовую программу «65-ть - юбилей опять!», которую покажут 17 сентября по телеканалу «Россия».
 
 - К сожалению, это надцатый юбилей. Так что в этом смысле я человек опытный. Для меня дата — не повод, чтобы сесть в кресло и слушать комплименты. Я всегда пользовался юбилеем, извините за канцеляризм, чтобы отчитаться перед зрителем о проделанной работе.
 
Юбилей отсняли еще в начале лета. Евгений Петросян с чистой совестью уехал в отпуск. И вот напасть: студию юмориста обчистили воры. Ценную технику не тронули, а вот компьютер, в котором хранился юбилейный материал, украли. Милиция по сей день ищет грабителей (или недоброжелателей?). Но юмористу не это важно. Ему главное - не подвести зрителя. Поэтому в разгар московского смога, в прямом и переносном смысле в поте лица, Евгений Ваганович был вынужден переснять программу заново. На сцене Ваганыч (так по-доброму называют юмориста коллеги) появится в разных образах, от царя до бомжа.
 
- Евгений Ваганович, а кроме сцены как отмечать будете?
 
- Праздники в духе «Гуляют все!» не люблю, - говорит юбиляр. - Никакого царского размаха не будет, я не царь. Пригласил в ресторан семью, юмористов, друзей.
 
- Вы гурман?
 
- Я - то гурман! Но мне жирного нельзя, жареного нельзя. Можно только пареное. Гомеопатия, знаете ли, ограждает от многих продуктов. Когда прихожу в ресторан, даже в очень хороший, не знаю что взять. Прошу жену (актрису Елену Степаненко - Ред.) заказать за меня. 
 
- Вы соблюдаете диету?
 
- Я придерживаюсь правильного сочетания еды и алкоголя. Вина - с одними блюдами. Водку - с другими. Вообще, культура пития - это то, чему важно и нужно учиться. Понимать, когда пьется граппа, а когда текила. Чтобы процесс выпивания был в радость.
 
- Из спиртного вы предпочитаете вино?
 
- Сначала я был пивным человеком. Потом отдавал предпочтение виски, затем начал познавать вина. Но врач мне все это теперь запретил. И прописал... водку! (смеется). Так что выбор невелик. Как говорят на Полтаве: «Век ни пiй, а перед борщом выпiй!» А борщ они едят три раза в день (смеется)

«Дома я - домашний!»
 
- Интересно, какой вы дома?
 
- Домашний! Но дом у нас с Леной необычный. Все подчинено работе. В моем кабинете даже небольшая сцена имеется для репетиций (приступочек). Хозяйственными делами я почти не занимаюсь. Все на Лене. Хотя у меня есть, - почти на шепот переходит Евгений Ваганович, - своя маленькая слесарная. Там станочки, молоточки, пилочки, сверла.
 
- Это на случай, если жена попросит гвоздь забить? 
 
- Если что прибить, так у меня на это сотрудник есть. А слесарная  - для души. Бывает, нахлынет, хочется что-то подпилить, смастерить.  Этот закуточек находится в моей библиотеке, и о нем мало кто знает. Библиотека большая, закуточек - маленький.
 
- Так и вижу: приходит к вам серьезный человек, а вы в закуточке лобзиком вырезаете...Смешно.
 
- Более того, в синем рабочем халатике! - соглашается Евгений Ваганович.
 
1964 год. Евгений Петросян - конферансье в оркестре Утесова.

 

 

- И что из последнего вы в мастерской сделали своими руками?
 
- Я ее разобрал на части! - неожиданно сообщает юморист. -  Мне столяры, паразиты этакие, поставили вредную обшивку. Она так на весь кабинет пахла химией, дурно становилось. Вот ищу рабочих, нужно новую обшивку сделать. Так ведь обманывают, гады! Уже которая бригада берет предоплату на покупку материала, и исчезает бесследно.
 
«На юбилее буду во фраке, но без галстука!»
 
- Евгений Ваганович, знаю, что в вашем гардеробе много галстуков?
 
- Только не пишите, что я их коллекционирую! А то ведь зрители думают, что Петросяну галстуки нужны и начинают присылать.
 
- У нас правило: галстуки папе никогда не дарим! - подтверждает Виктория.
 
- Один зритель отправил мне китайский галстук 50-ых годов: серый, в каких-то пятнах, на веревках. И для чего мне он нужен? Галстуки я покупаю десятками, а потом «разбрасываю» по друзьям. Хочешь - пять возьми, хочешь - три. Я даже хотел сделать передачу, чтобы научить наших мужиков подбирать и вязать галстук. Только собрался, как мода на них прошла. В этом году на юбилей надену элегантный смокинг, рубашку, запонки, но появлюсь без галстука.
 
- Юморист Дроботенко говорит, что вы большой любитель живописи...
 
- Я люблю русских художников. Могу часами рассказывать о их жизни. Они для меня как семья. Даже не могу сказать, кто ближе: Врубель, Левитан, Нестеров, Сомов, Айвазовский...
 
- Картины коллекционируете?
 
- Это нельзя назвать коллекционированием. Конечно, у меня есть картины, которые в меру возможностей приобретены. Лет восемь назад мы с Леночкой находились в Лондоне. И зашли на аукцион «Сотбис». Лена купила, не бог весть за какую цену, там небольшую картину художника Рокочевского. На ней был изображен образ Спасителя (потом священник ее освятил, и она приобрела значение иконы). Там же оказались наши телевизионщики. Снимали репортаж. Перед нами сидела жена одного известного олигарха – владельца телеканала, журналисты которого и вели съемки. Она бездумно покупала многие картины. Но крупным планом показали только Лену. И пошло-поехало: Петросян скупает антиквариат! Это далеко не так. Но ежели на то пошло, что плохого в том, что русская актриса купила и привезла картину в Россию? Ведь мадам жена олигарха оставляет их в Лондоне!

«Самый заразительный смех  - у Брежнева»
 
- Евгений Ваганович, вам не раз приходилось выступать перед вождями. Властьимущие предлагали свою помощь?
 
- В 1974-ом году я выступал перед лично Леонидом Брежневым. Имел успех. Генсек аплодировал. После концерта один большой начальник вызвал меня и спросил: «Сынок, что тебе нужно?» Он мог помочь с квартирой, с машиной. Я был на своей творческой волне и умудрился попросить то единственное, в чем этот начальник мне помочь не смог. Ответил: «Репертуар!»
 
- Страшно было выступать перед вождями?
 
- Артисты редко видели лица вождей, потому что вожди предпочитали ложу. В партер садился разве что Хрущев, и то пару раз. Я не стремился выступать в правительственных концертах. Мало ли, что не так... При этом благодарности ноль - даже гонорар не заплатят. Но мы тогда не думали о гонорарах. Вождь пожелал - значит, надо! Помню, 5 ноября 82-ого года я выступал перед Брежневым. 10 ноября он умер. Но я не виноват! - разводит руками Петросян. - А 2 декабря я уже стоял на сцене перед Андроповым. Шел важный правительственный концерт.  Я вышел на сцену и впервые растерялся. В первом ряду сидели все члены Политбюро. Между ними – главы всего социалистического лагеря: Фидель Кастро, Эрик Хонекер и так далее…-. Ну я и брякнул по тексту: «У вас как на работе, товарищи? Все нормально?» Вижу, Громыко аж подпрыгнул. А Генсек заулыбался. Я испугался, потом успокоился и продолжил читать монолог о том, как люди бездельничают, прогуливая работу. С тех пор я мучаюсь вопросом: кто ж Андропова-то надоумил людей в рабочее время выискивать по баням и кинотеатрам? Видит Бог, я тут ни при чем!
 
- Кто из вождей смеялся громче всех?
 
- Брежнев. Он прям хохотал, взмахивал руками. Ельцин сдержано улыбался.
 
- В 90-ых вы смело шутили о политике. А последние лет десять перестали. Почему?
 
- К 88-ому-89-ому году в сатире просто буйствовала гласность. Мы ничего не боялись! Шутили о Ленине, о коммунистах. Нельзя сказать, что сейчас я совсем перестал шутить о политике. Но доза меньше. Признаю. Ничего удивительного. Политический юмор процветает когда? Во времена перемен.
 
Такими острыми, как во времена перестройки, юмористы не были ни до, ни после этих времен.
 
«Внуков вожу по Третьяковской галерее…»
 
- Евгений Ваганович, а Верка Сердючка с вашей легкой руки в народ ушла?
 
- Там была непростая история. В 94-ом году мне прислали пленку из Киева. На ней какое-то непонятное существо, неопределенного пола в вагоне поезда показывает странную женщину в «берэтке». Мне говорят: «Это проводница!» Я ответил: «Пусть развивается, но без меня!» Прошло четыре года. В 99-ом году Геннадий  Хазанов  со всем его авторитетом заявил, что жанр эстрады умер. Газеты вслед за ним протрубили эту мысль. Мы, юмористы, решили провести конкурс и убедиться на практике: так умер ли наш жанр?! Первый тур - просмотр записей. Дошли до Сердючки, комиссия стала на дыбы. «Не нужно трансвеститов поощрять!» Я возразил: «Подозреваю, он не трансвестит, а комический персонаж». Рука не поднялась вычеркнуть Сердючку из списка. Я предложил комиссии решить по-другому. Перед Данилко поставили задачу. Сыграть что-нибудь в мужском облике. Он сыграл милиционера! Он справился, имел успех и получил на конкурсе первую премию.
 
Тогда мы открыли массу известных сегодня имен - порядка пятнадцати.
 
Вся семья в сборе. Евгений Ваганович с женой Еленой Степаненко, дочерью Викторией и двумя внуками.

 

 

- Евгений Ваганович, у вас ведь двое внуков?
 
- Андрей и Марк. Они живут в Америке. Марк снялся в голливудском фильме. Был приглашен с этой картиной в Канны. Ему 12 лет, но это не помешало ему подойти к Фрэнсису Копполе и давать советы (смеется). Актером внук быть не хочет. Недавно отказался от двух ролей. Мечтает стать продюсером. Старший Андрей  - более общительный, организованный. Учится в школе для вундеркиндов. 45 колледжей прислали ему приглашение на бесплатное обучение. Поразительно, как американцы следят за одаренными детьми!
 
- Ваши внуки часто бывают в России?
 
- Редко. Я считаю, что дети должны расти рядом с родителями. Это наш старый конфликт с дочкой, который все же нашел примирение через душу (юморист категорически не хотел отпускать дочь в Америку, и даже несколько лет после отъезда мало общался с ней - Ред.)
 
- Вы часто бываете в Америке?
 
- Редко. Вот стану постарше, поеду (улыбается). Не факт, правда, что буду там внукам сильно нужен. Они ведь уже подрастут.
 
- Андрей и Марк говорят по-русски?
 
- Конечно! Я настаиваю, нужно читать русские книги. Когда они приезжают в Москву, вожу их в Третьяковскую галерею.
 
- Евгений Ваганович, за что вы могли бы сказать спасибо своим любимым женщинам?
 
- За понимание. Это в моем представлении и есть счастье. Жене большое спасибо за то, что она не искусственно, а искренне приняла мою концепцию жизни в доме. Она у меня жена-помощник. А дочери спасибо за то, что она моя дочь!
 
- Вы балуете своих женщин?
 
- Нееет! (то ли шутит, то ли всерьез). - Зато я предоставляю им полную свободу. Елена Григорьевна никогда не скажет мне: «Не покупай этого или того!» Я не спрашиваю, разрешит ли она мне, как это у многих бывает, вытащить деньги из семьи. Если, допустим, я покупаю одежду или книгу, Елена знает, что в первую очередь я хочу понравиться ей.
 
- Писали, что вы с Еленой развелись...
 
- Куплет из моего номера: «В желтой прессе мы на видном месте. Интернет не забывает нас.  Мол, недолго жить уже им вместе. Петросян в поклонницах погряз. Нам дана нелестная оценка. А на деле это все обман. Вот моя Елена Степаненко, вот он я  -  Евгений Петросян!». После паузы.
 
 - Недавно звонит Лене девушка. Говорит: «Я из салона цветов, скажите адрес, по которому проживет Евгений Петросян, мы букет должны прислать!» Лена дала адрес. В этот же день приходит к нашему дому корреспондентка. Девушка спрашивает у консьержа: «А Петросян ночует со Степаненко? Или они живут в разных местах?» Хватит спрашивать: живем, ребята, живем!
 

- Евгений Ваганович, Елена Григорьевна у вас четвертая супруга. Вы общаетесь с прежними женами?
 
- К сожалению, это невозможно: двоих уже нет в живых (первая супруга Евгения Вагановича была сестрой известной балерины Викторины Кригер, вторая - дочерью прославленного оперного певца Ивана Козловского.). С третьей женой не поддерживаю связь, хотя я ее очень уважаю. Она хороший человек. Наши взаимоотношения с Еленой Григорьевной нельзя назвать любовью с первого взгляда. Она шесть лет работала у меня в театре. Она была замужем, у меня тоже была супруга. И вдруг на гастролях в Семипалатинске у нас с Леной вспыхнули чувства. С любовью не поспоришь. Грязное белье в этой истории искать бессмысленно. Елена Степаненко - настоящая жена моя, венчанная. Мы вместе уже 24 года. Скоро у нас серебряная свадьба.
 
- Евгений Ваганович, говорят, что вы Елену Григорьевну заставляете придерживаться различных диет?
 
- Моя Леночка в любом виде хороша. Иногда она мне говорит: «Ты заметил, как я похудела?» «А я и не заметил, как ты поправилась!» Другое дело, когда в 98-ом году Лена похудела на тридцать килограммов, и мне удалось ее убедить выступать сольно. Я до сих пор считаю, что Елена – большая комедийная актриса, но мало реализованная. Где эти комедии сегодня?
 
- Как вы отреагировали на то, что к вашему юбилею актеры написали песню, положив слова на музыку композиции резидента «Комеди Клаб» Павла Воли: «Не важно кто ты сам. Не важно кто вы сами. Все хорошо, пока Петросян Петросянит»?
 
- Если честно, я не знал, что это музыка великого композитора Павла Воли - век воли не видать! (смеется)
 
- Какой способностью вы хотели бы обладать?
 
- Чувством юмора.
 
- Вы полагаете, что у вас его нет?
 
- У любого человека это чувство может притупиться при определенных обстоятельствах. Например, если юморист ведет себя по жизни неправильно – становится заносчивым, злым, неуважительно относящимся к зрителю, Бог его может лишить юмора. И этому есть примеры.
 
- Чему вы хотели бы научится?
 
- Игре на фортепиано. Как это делает мой старший внук.
 
- Что прощаете людям?
 
- Полигамию в любви (смеется) Но только когда чувства искренние, а не жажда плоти.
 
- Вы пробовали заниматься бизнесом или политикой?
 
-  Меня приглашали в бизнес во времена перестройки. Те друзья потом стали олигархами. А мне «олигархить» некогда! Я нахожусь внутри своего творческого процесса и не хочу отвлекаться.
 
- Что бы вы попросили у судьбы к следующему юбилею?
 
- Как это что?! Конечно же, репертуар!