Валентин ГАФТ: «В детстве я играл в шахматы с больными из психушки»

Валентин ГАФТ: «В детстве я играл в шахматы с больными из психушки»

Комментарии: 2
С Ольгой Остроумовой Валентин Иосифович нашел личное счастье.

Он сыграл в кино больше 70 ролей в знаковых для советского кинематографа картинах. При всем этом сам актер редко бывает доволен собой. А точнее - почти никогда. Он скромен, любит говорить, что не талантлив. «Нервный гений», - сказал о нем в эпиграмме Ролан Быков. Валентин Гафт - автор нескольких поэтических книг и многочисленных эпиграмм.

«ЮБИЛЕЙ - ЭТО ЧУШЬ»
 
- Валентин Иосифович, вы только что вернулись домой в Москву из Германии. Решили отдохнуть, набраться сил перед юбилеем?
 
- Да какой там юбилей? Все это чушь! Просто ездил на отдых в Баден-Баден. Германия - замечательная страна, я неоднократно там отдыхал. Особенно когда хочется сменить обстановку - еду в Германию: тишина, места прекрасные! Сейчас снова думаю куда-нибудь смотаться подальше от юбилея!
 
- Какие у вас самые первые впечатления о театре?
 
- Я тогда учился в 4-м классе, и нас повели в детский театр на пьесу Сергея Михалкова «Особое задание». Для меня это не было театром, это было реальностью, я верил всему происходящему на сцене! И хотя в то время в моей голове еще не было мысли стать артистом, но я решил, что в театр буду ходить постоянно. Этот поход в театр был сродни тому, как я впервые снимался в кино, фильм «Убийство на улице Данте», и мы выехали «за границу» - в Ригу! Я и Миша Козаков были еще студентами, но уже сидели в ресторане с Козыревой и Пляттом. Я ошалевал от всего! На десерт нам подали нечто белое, я подумал, что это манная каша, но потом попробовал и… решил, что буду есть это по три раза на дню! Это были взбитые сливки.
 
- Если не хотели стать артистом, чем же вы увлекались в школьные годы?
 
- В школе я учился плохо, но во время экзаменов собирал в кучу осколки знаний, которые каким-то образом задержались в моей неразумной голове, концентрировался и вываливал это на преподавателя.
 
Еще в те годы мы ходили на танцы либо кататься на коньках в Сокольники, играли в футбол. Помню, была одна девочка - Дина Василенок, я был к ней неравнодушен. В футболе я не был профи, но, когда Дина выглядывала в окно и смотрела на нас, я превращался… ну просто в Пеле. У меня менялась осанка, и я лупил по мячу с такой силой, что, казалось, мог убить вратаря. При этом орал на своих товарищей: «Мне мяч! Сюда! Вот я!», хотя обычно не мог позволить себе этого, меня просто убили бы. А когда Дина исчезала, я снова становился тихим игроком.
 
- В Москве вы жили на улице Матросская Тишина. Было ли там что-нибудь примечательное?
 
- Да, психиатрическая больница! С ней у меня связан курьезный эпизод. В начале 50-х годов было повальное увлечение шахматами, страна бредила первым чемпионом мира Михаилом Ботвинником. И в нашем дворе жили два персонажа - Юра, к которому я часто ходил слушать патефон, и Киса - весь в татуировках, он уже отсидел несколько лет в тюрьме. Они с энтузиазмом занялись моим образованием, и скоро я уже был чуть ли не второй Ботвинник, потому что во время моего обучения они то и дело вскрикивали: «Грандиозно! Потрясающе! Гений!» Но мне было неведомо, что они «прикололись» надо мной и научили ходить фигурами и ставить мат не по правилам.
 
Закончив этот дикий мастер-класс, Юра и Киса отправили меня в психушку - играть с теми, кто подавал надежды на выздоровление. Несчастные худые люди в больничной одежде, но некоторые из них тоже были увлечены шахматами. Я принес туда свою доску с фигурами, расставил их и объявил турнир. Один из выздоравливающих согласился сыграть со мной. Минуты за две я поставил ему мат. Потом я, перешагивая фигурами через все фигуры противников, поставил примерно за такое же время мат второму, третьему, седьмому... И только где-то двенадцатый сумасшедший после моего радостного визга «Мат!» засомневался и проговорил: «Вы простите, но, кажется, раньше не так играли». Удивленно посмотрев на него, я подумал, что этого выздоравливающего слишком рано выпустили в сад, и, по-моему, ему не вылечиться никогда...
 
СЕРГЕЙ СТОЛЯРОВ - ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ
 
- Вы могли бы вспомнить какие-нибудь судьбоносные встречи в вашей биографии?
 
- Одна из таких встреч произошла осенью 1952 года. Я гулял в Сокольниках, и вдруг неожиданно передо мной выросла фигура человека в черном пиджаке и белоснежной рубашке. Роскошные волосы, лицо - словно скульптура. Я подумал, что это сон, потому что заочно очень хорошо знал и любил его, особенно после фильма «Цирк». Это был Сергей Дмитриевич Столяров - кумир миллионов.
 
Я тут же подумал: не иначе как перст судьбы! Я в то время как раз поступал в Школу-студию МХАТ, и вдруг мне встречается настоящий живой артист, с которым можно посоветоваться, попросить о помощи. И я понял: медлить нельзя, нужно действовать. 
 
Подошел к Столярову и тихо пролепетал: «Простите, пожалуйста, не могли бы вы мне помочь? Я поступаю в театральное училище и уже прошел первый тур». Я настолько был зажат, что даже забыл его имя. По скучающему взгляду подумал, что сейчас он просто пошлет меня очень далеко. Но Столяров спокойно спросил: «А кто у вас курс набирает?» - «Василий Топорков». - «О-о, мой учитель! Я тоже был у него на курсе».
 
Мы шли молча, и, наконец, я спросил: «Вы могли бы послушать, как я читаю басню?» - «А какую басню вы выбрали?» - «Любопытный» Крылова». - «Ну, хорошо. Почему же нет?» И я тут же стал шарить глазами по окрестным пенькам, чтобы создать необходимую мизансцену, при этом думая, что Столяров сейчас оценит мое мастерство и даже, может быть, кому-то позвонит и попросит за меня. Но Сергей Дмитриевич сказал: «Молодой человек, что же вы здесь собрались читать? Приходите ко мне домой, и мы с вами позанимаемся». У меня чуть ноги не подкосились! Он дал мне адрес и номер телефона.
 
- Не было страшно?
 
- Все поначалу было как в тумане, но потом я обвыкся. И Столяров учил меня, как читать басню. Это были потрясающие, очень талантливые уроки режиссуры, впервые для меня, - сейчас подобное встречается крайне редко.
 
Поначалу я тарабанил все слова на одной ноте, но Сергей Дмитриевич разложил все по полочкам: в этой басне два разных персонажа, поэтому и показывать их нужно по-разному, на разных акцентах изображать события в басне, большое внимание уделять паузам. Он говорил: «Окончание басни: «А видел ли слона?» Большая пауза, второй немножко приходит в себя и говорит: «Слона-то я и не приметил!», - иначе говоря, не приметил самого главного. Тогда это становится смешно!»
 
Столяров учил меня несколько дней, а потом позвал жену, и они вдвоем оценивали мои успехи. Впоследствии я узнал, что в тот период Сергей Дмитриевич сидел без работы, ролей ему не давали, он сам писал сценарии и хотел снимать собственное кино, но на его пути возникали препятствия. И меня поразило, что в столь сложное и тяжелое для себя время он уделил много внимания мне, незнакомому мальчишке. Поэтому я считаю его своим первым учителем.
В культовом фильме «Чародеи» Гафт сыграл злодея Сатанеева очень реалистично.
В культовом фильме «Чародеи» Гафт сыграл злодея Сатанеева очень реалистично.

 
О ЛИЧНОМ

Счастье с 60 лет
 
Валентин Иосифович признается, что лишь на склоне лет, с третьей попытки, в 60-летнем возрасте, нашел настоящее личное счастье. А до этого был неудачный студенческий брак с актрисой Еленой Изоргиной. Второй раз актер женился на виолончелистке Алле, с которой развелся на свое 60-летие в 1995 году. Говорил друзьям, что больше не собирается жениться, но через несколько месяцев после развода произошла судьбоносная встреча. Гафта пригласили на вечер в одно кафе. Идти не хотел, но ему сообщили, что там будет актриса Ольга Остроумова, которая, между прочим, развелась со своим мужем. Она приглянулась актеру еще в 1978 году во время съемок фильма «Гараж». Но тогда была замужем, и Гафт решил не мешать ей своим вниманием. Встреча с ней спустя годы всколыхнула подзабытые чувства и вылилась в роман, а затем и женитьбу. «Каждый день с ним - как подвиг. Утром тороплюсь на работу, а Валентин Иосифович начинает читать мне новые стихи. Приходится слушать», - полушутя рассказывала Остроумова.
 
РЕЙТИНГ

Пять лучших фильмов с участием актера по версии «КП»
 
1. «Небеса обетованные»
2. «Анкор, еще Анкор!»
3. «Гараж»
4. «Здравствуйте, я ваша тетя»
5. «Чародеи»
загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт