«Они сражались за Родину»: В Тихонова палили из танков, чтобы создать в кадре нервную дрожь

«Они сражались за Родину»: В Тихонова палили из танков, чтобы создать в кадре нервную дрожь

Для Василия Шукшина (справа) роль в этом фильме оказалась последней - он умер незадолго до окончания съемок. На фото актер в окружении детворы хутора Мелологовского.

Сергей Бондарчук снимал «Они сражались за Родину» уже в статусе живого классика мирового кино - уже сняты и «Судьба человека», и четыре серии «Войны и мира». Так что права на ошибку у него не было. «Они сражались за Родину» вышел в прокат в 1975 году и стал самым посещаемым фильмом года. Накануне юбилея легендарный оператор картины Вадим Юсов рассказал «Комсомолке» о том, как снимали это кино. 

В ДУШ - СТРОГО ПО ИЕРАРХИИ 

- Я обычно никогда не выделяю фильмы, которые снимал, - рассказывает оператор Вадим Юсов (он  работал также на картинах  «Иваново детство», «Солярис», «Я шагаю по Москве». - Ред.). - Но фильм «Они сражались за Родину» действительно стал для меня особенным. Самым, пожалуй, тяжелым с точки зрения воссоздания боевых действий. 

Бондарчук настаивал на том, чтобы происходящее на экране было максимально близким к реальности. В повести Шолохова, по которой поставлен фильм, есть почти документальные описания местности - полупустыня с белым от соли песком. Бондарчук не стал ничего придумывать - просто отправился снимать в те места, которые описал Шолохов, - на донской хутор Мелологовский. А это ведь глушь. Душ был только на теплоходе, на котором мы все жили. Очереди после съемочного дня выстраивались страшные! Причем существовала строгая иерархия. Первыми мылись актеры, потом режиссер и его ассистенты, операторский цех и только потом все остальные. 

НЕПРАВИЛЬНЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ 

- Съемки шли всего-то около четырех месяцев. Работать приходилось очень быстро - в картине мы использовали много военной техники, которую надолго нам бы никто не дал. 

Особенно пришлось повозиться с самолетной атакой. Любители собирать киноляпы давно обнаружили, что самолеты, которые бомбили окопы наших солдат, совсем не те, что были во времена Великой Отечественной (действительно, в фильме вместо немецких «мессершмиттов» летают учебные реактивные самолеты L-29, разработанные чешскими конструкторами лет через двадцать после войны. - Авт.). Да мы бы рады были найти те самые немецкие бомбардировщики! Только к 1975 году они все уже не летали...

Ключевой эпизод фильма - контузия героя Вячеслава Тихонова.
Ключевой эпизод фильма - контузия героя Вячеслава Тихонова.

С теми самолетами, что мы снимали, пришлось повозиться: скорость у них была такой высокой, что заснять момент атаки было чертовски трудно. Мы разработали целую сигнальную систему: когда самолет вылетал со своей базы, люди со съемочной площадки по рации передавали друг другу информацию, где он сейчас находится. А операторский цех выстраивал свои камеры. И, когда они уже пролетали над нами, нужно было сделать так, чтобы ракурс съемки был понятен каждому стоящему за камерой человеку. Случись сбой у одного - и все потеряно. 

При съемках эпизодов танковых атак мы тоже не могли позволить десять по десять дублей - слишком дорого и тяжело гонять туда-сюда тяжелые машины. Актерам была поставлена задача играть так, чтобы не переснимать.  И Шукшин, и Тихонов, и все остальные справились безукоризненно - все-таки не зря их называли элитой советского кино. 

ВТОРОЕ НЕБО АУСТЕРЛИЦА

- Ключевой эпизод фильма - контузия персонажа Вячеслава Тихонова (он играет бойца стрелкового подразделения, ведущего в июле 1942 года бой за переправу через Дон. - Авт.), который многие называют «вторым небом Аустерлица». Бондарчук требует от меня показать в кадре напряжение и животный ужас. А погода, как назло, стоит прекрасная - ни ливня, ни облачка. То есть никаких дополнительных выразительных средств, чтобы описать состояние героя, нет. 

И, для того чтобы в кадре была едва заметная нервная дрожь, я попросил танкистов в строго определенные моменты стрелять в сторону Тихонова из всех орудий холостыми зарядами. Выстрелы были мощные, нам всем приходилось затыкать уши, но нужный эффект был достигнут: от каждого залпа земля вздрагивала, начинала немного дымиться, а картинка плыла. А чтобы усилить этот эффект, мы вокруг Тихонова поставили жаровни с углями. В итоге, когда вы видите крупный план актера, то изображение становится неустойчивым, напоминает мираж в пустыне. Выглядит очень эффектно, а нужно всего-то поджечь уголь!

Иван Лапиков, Юрий Никулин и Алексей Ванин (слева направо) отдыхают в редкие перерывы между съемками.
Иван Лапиков, Юрий Никулин и Алексей Ванин (слева направо) отдыхают в редкие перерывы между съемками.

Фото Генриетты ПЕРЬЯН.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Шукшина не стало во время съемок 

О смерти Василия Шукшина - его не стало на съемках «Они сражались за Родину» - ходили разные слухи. Его родные и близкие настаивают на версии, что Василия Макаровича убили. Однако очевидцы рассказывают, что в тот трагический вечер режиссер Сергей Бондарчук и актеры Ванин, Шукшин и Бурков по уже сложившейся традиции собрались попариться в бане у Павла Александровича Захарова. Хозяева заметили, что Шукшин парился мало: вышел быстрее всех и сказал, что больше просто сил нет. После бани товарищи отправились в дом по соседству смотреть футбол, а Шукшин остался на теплоходе. Вернулись около часа ночи. А утром узнали, что Василия Макаровича не стало.

К этому времени фильм был снят, и никого искать на роль Шукшина не пришлось.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе
Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе [фото] 7497 1

Долгие годы певец и продюсер Алексей Потапенко скрывал кардинальные изменения в личной жизни, но в конце года решился на сердечный "каминг-аут". Кто же она, тайная муза одного из самых успешных артистов Украины?

Спорт