28501
0
Загрузить еще

Режиссер «Исаева» Сергей УРСУЛЯК: «Дзержинского и Ленина я из фильма убрал»

Накануне премьеры нам удалось посмотреть первые серии фильма. И задать несколько вопросов режиссеру Сергею Урсуляку.

«Было очень тяжело»

- Интересный у вас, Сергей, получился фильм! Мне так понравилось, что события в Таллине сняты на цветную пленку, а то, что происходит в России, - на черно-белую…

- Я это сделал, исходя из личных ощущений. Стоило советскому гражданину вырваться за пределы Родины, и все становилось ярче. Вот в 80-е в Венгрии я очень запомнил ядовито-желтые уличные киоски. После серой обыденности этот цвет поражал воображение. И мне хотелось в фильме передать это ощущение другого мира. 

- А я думала, ход придуман потому, что воссоздать обстановку 1920-х годов в Москве сейчас невозможно…

- Ну, Москвы-то как таковой в фильме нет - буквально несколько объектов. А так где только не снимали столицу - в Костроме, Ярославле, Санкт-Петербурге... Реквизит искали по всей стране. Вообще реквизит - это наша боль, потому что найти хороших реквизиторов и хороший реквизит очень сложно в нашей стране. Когда я снимал в Чехии и Англии, проблемы не было. Там все в замечательной сохранности.

Но вообще мы не старались быть скрупулезно точными. У нас работал консультант-историк, но он помогал в общих чертах воссоздать ощущение эпохи. А любое ощущение подвержено некоторым неточностям. Так что критики найдут массу ошибок. После «Ликвидации» мне тоже задавали огромное количество вопросов по поводу историзма. Но у нас и тогда не было цели добиться 47-го года. 

- Съемки «Исаева» шли больше года. Сложно давалось кино?

- Поскольку для меня съемочный процесс никогда легким не бывает, то я всегда готов к тому, что будет трудно. Была очень трудная севастопольская экспедиция, потому что зима на море - это очень тяжело. В Таллине было полегче: комфортный город, хорошая погода, к нам очень хорошо относились. Из всех городов, которые я знаю, сложнее всего снимать в Москве. Здесь сложно договориться, так как у каждого метра столичной земли 54 хозяина. А еще здесь постоянно ездят машины. Могут въехать в кадр с мигалкой, и для них ни ГАИ, ни перекрытия, ни съемки - не помеха.

«Актеров утвердил без проб»

- Хотели бы вы продолжить снимать и по другим романам Семенова?

- Нет, не хотел бы. Я вообще против продолжений. «Исаев» получился как-то случайно. И я не предполагаю, что до конца жизни буду снимать Семенова. 

- Насколько точно вы старались воспроизводить текст книги? 

- Все очень близко к тексту. Убрано то, что принадлежало тому времени. Ушли персонажи типа Дзержинского, Ленина. Обязательные советские акценты убрали. А необязательные, где нет деления на «плохих белых» и «хороших красных», оставили. 

- Это правда, что вы всех актеров утвердили на роли без проб и Даниила Страхова - тоже? 

Сергей Урсуляк Юлиана Семенова больше экранизировать не хочет.

- Да, действительно так. Я же по первому образованию актер. И та психологическая травма, которую я испытывал, когда меня приглашали на кинопробы, заставила меня пойти в кинорежиссуру, чтобы отомстить всем (смеется). Если честно, проб я боюсь больше, чем актер. Я еще сам не понимаю, каким должен быть герой. Для чего я буду вымучивать из актера видение кого-то, кого я еще сам не вижу? Главное, чтобы я знал, что он играет хорошо. 

- Владимира Машкова вы в «Исаева» не звали?

- Звал. Я ему предложил роль в экранизации романа «Пароль не нужен». График съемок был разбросан на весь год. Но Володя же живет в Америке, это просто организационно было сложно. 

- В глаза бросается удивительное сходство Страхова со Штирлицем Вячеслава Тихонова. Специально так подбирали актера на главную роль?

- Конечно же, образ Исаева в сознании нашего человека связан с Вячеславом Васильевичем Тихоновым. Так что при всей моей любви к Филиппу Бедросовичу Киркорову я не мог взять его на эту роль (смеется). Действительно, круг пришлось сузить сразу. Но мне ни в коем случае не приходило в голову сказать Даниилу: «Выдай мне Тихонова». Это было бы нелепо. Так же, как и сравнивать этих двух актеров. Вообще чем меньше вы будете думать о «Семнадцати мгновениях весны», тем легче вам будет смотреть «Исаева».

1+1, «Исаев». Понедельник-четверг, 20.10.