За что вы, зрители, служивых любите?

За что вы, зрители, служивых любите?

Команда «ментов» - Соловец, Абдулова, Дукалис и другие - поразила всех своей близостью к реальной жизни.

Включите телевизор, пробегитесь по каналам. Если ни разу на экране не мелькнул человек в милицейской форме, ущипните себя - вы, вероятно, спите. Хотя, скорее всего, вон тот мужик, который только что дал кому-то по морде и проорал: «Удавлю, падла!» - наверняка милиционер. Просто он сегодня не в форме - в прямом смысле.

Для страны, слагающей анекдоты о скудоумии стражей порядка и считающей, что трудиться дворником престижнее, чем постовым, у нас подозрительно много сериалов про служителей закона. Казалось бы, сейчас, когда отношения общества с милицией обострились до предела, стоит сменить приоритеты, но… В телебой вновь идут одни «старики», то есть ветераны эфира - старлеи, капитаны и прочие парни в погонах. И вновь в этом бою побеждают.

Версий, объясняющих столь странное пристрастие изрядно напуганной (с помощью того же, кстати, телевизора) публики к прославляющим милицию «мыльным операм», много. Самая популярная: мол, у нас одна половина страны сидит, другая - сидела, отсюда и тяга к бандитской романтике. Но если все мы такие прожженные зеки, зачем нам ежевечерне с восторгом следить за успехами своих идеологических врагов?

Может, милицейскую тему лоббируют сверху, насаждая на экране правильный образ служителя закона? Но такая пиар-акция требует гигантских средств и не меньшего организаторского таланта. Есть ли все это у наших правоохранительных органов? Если и есть, то направлены они явно в другое русло.

Но, возможно, все гораздо проще. В нашем человеке удивительным образом уживается привычка всюду ждать подвоха с верой в высшую справедливость. И нет ничего проще, чем воплотить ее на телеэкране в мужественном субъекте в погонах. Да, он не похож на тех, кто потрошит автомобилистов или трясет деньги с уличных торговцев, - ну и пусть, былинный герой и не должен быть таким, как все! Зато если у тех, из реальной жизни, даже время спросить страшно, телемента можно и в дом пустить - он и сказку на ночь прочтет, и точно не обидит.

ЭВОЛЮЦИЯ МИЛИЦИОНЕРА НА ЭКРАНЕ:

От «Мухтара» до «Глухаря»

Милиционер в отечественных кино- и телефильмах очень разный: тихий, добрый, интеллигентный, хамоватый, крикливый, грубый, трусливый и алчный… Некоторые картины были особенно важны в становлении образа блюстителя закона.

1964-й. «Ко мне, Мухтар!»

Первый опыт в нестандартном моделировании образа милиционера удостоен идущего сейчас на НТВ телеремейка. Оказалось, люди в форме могут не только свистеть, махать жезлом и снимать показания. «Оживили» милицию с помощью безотказного хода (тандем сыщик - собака) и актерского таланта Юрия Никулина, сыгравшего сентиментального лейтенанта Глазычева, который приютил бездомного пса и вместе с ним стал охранять закон и порядок. После «Мухтара» уже никто не сомневался в том, что милиционер - друг человека.

1968-й. «Хозяин тайги»

Милиция становится все более колоритной: старшина Сережкин (Валерий Золотухин) обладает, помимо внешности деревенского простака, забавной привычкой потреблять молоко трехлитровыми банками. Что, впрочем, не мешает ему успешно бороться со злом в лице Владимира Высоцкого.

1968-й. «Деревенский детектив» (продолжение: «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин»).

Провинциальный детектив Сережкин сдает бразды правления участковому Анискину (Михаил Жаров). Сельский пейзаж оказался весьма выгодным «задником» для незатейливых житейских историй с легким криминальным уклоном. Милиционер Анискин здесь скорее не представитель закона, а отец семейства, наставляющий на путь истинный непутевых детей.

1970-й. «Возвращение «Святого Луки» («Черный принц», «Версия полковника Зорина» - 1978-й)

Полковник Зорин (Всеволод Санаев), мудрый старик с проницательным взглядом, - это некий апгрейд Анискина, уступающий, впрочем, сельскому коллеге в обаянии. Фильм стал классикой не только благодаря положительному герою, но и главному негодяю в исполнении Владислава Дворжецкого.

1971-й. «Следствие ведут ЗнаТоКи»

Первый телесериал о милиции, продержавшийся на экранах свыше 30 лет. Проект был для СССР новаторским: популярная западная схема с несколькими равноправными сыщиками, явный (и оправдавшийся) расчет на долгосрочность, наконец, женщина-милиционер, точнее, эксперт-криминалист, Зиночка (Эльза Леждей) не на втором плане, а в основном составе. В котором, впрочем, солировали патологически правильный следователь Знаменский (Георгий Мартынюк) и готовый на импровизацию (в рамках дозволенного) оперативник Томин (Леонид Каневский). Фильм подарил стражам порядка профессиональный гимн - песню про службу, которая «и опасна, и трудна». Но при этом некоторая схематичность героев, даже бодрого Томина, заставила заподозрить авторов в желании законсервировать нужный партии и правительству образ милиционера.

1974 - 1977-й. «Рожденная революцией»

Крестьянин Николай Кондратьев по зову сердца записывается в стражи порядка в 20-х и становится генералом милиции в 70-х. Лицо Евгения Жарикова олицетворяет честность и неподкупность блюстителей советского закона. Акценты расставлены четко - чужих со своими перепутать невозможно. Подозрения в регрессе укрепляются. Это уже настоящая агитка, которой, разумеется, в определенном шарме не откажешь.

1977-й. - «Золотая мина»

Чрезвычайно популярный фильм чуть не стал миной под пропагандистский бронепоезд: харизматичный преступник (Олег Даль) вызывает куда больше симпатий и сочувствия, нежели плакатные милиционеры в исполнении Евгения Киндинова и Михаила Глузского.

1979-й. «Место встречи изменить нельзя»

Главный отечественный фильм о милиции. Жеглов и Шарапов - доведенные до ума Знаменский и Томин. Оба прописаны и сыграны настолько ювелирно, что во всех более поздних милицейских теле- и киногероях прослеживаются параллели с одним из них. Попутно Станислав Говорухин подарил последователям готовые образцы для других персонажей правильного милицейского фильма: вечно хнычущий водитель (Копытин), фотограф (Гриша Шесть-на-девять), «слабое звено», или, позднее, продажный мент (дежурный Соловьев, который «не сознание, а совесть потерял»).

1980-й. «Петровка, 38», «Огарева, 6»

Романтизация образа стража порядка продолжается. Герои дилогии - обаятельно заикающийся подполковник Садчиков (Юматов) и статный майор Костенко (Лановой) - словно спустились к зрителю с Доски почета.

1987-й. «Визит к Минотавру»

Возвращение к традициям. Следователь Тихонов (Шакуров) ведет классическое расследование классического преступления и многогранностью характера не блещет. Правда, позволяет себе служебный роман с героиней Анны Каменковой. Единственная примета нового времени - разговор «за жизнь» между прокурором (Самойлов) и преступником (Пуговкин), в котором неофициальную победу одерживает последний.

1994-й. «На углу, у Патриарших…»

После долгого перерыва милиция получила сериал, работающий на поддержание ее положительного имиджа. Капитан Никольский (Игорь Ливанов) по-свойски ведет битву с криминалом - намек на некую духовную связь с Жегловым.

1998-й. «Менты» («Улицы разбитых фонарей»)

Сериал, давший старт моде на милицейские телесаги. В отличие от гламурного рассказа о приключениях капитана Никольского «Менты» сражали наповал серыми пейзажами Питера и невыспавшимися лицами главных героев. Казалось, что идет прямая трансляция из соседнего отделения милиции - настолько точно схватили сценаристы живой разговорный язык и специфический ментовский быт. Морально-этическими спорами а-ля Жеглов - Шарапов менты - Ларин, Дукалис, Казанцев, Соловец и прочие - не мучились. Просто работали, провоцируя эффект реалити-шоу. Сериал пережил девять сезонов, с годами все дальше уходя от действительности. Менялись актеры, названия и телеканалы. «Менты» раздваивались, превращаясь то в «Убойную силу», то в «Литейный, 4», декорации становились все богаче, но живость первых сезонов была уже безвозвратно потеряна.

2003-й. «Участок»

Сергей Безруков, словно готовясь к ролям Пушкина и Есенина, решил откреститься от «бригадира» Сани Белого и сыграл деревенского участкового Кравцова. Получился коктейль из «Хозяина тайги» и «Анискина». То, что на одном дыхании смотрелось в 60-е, в начале нулевых выглядело неубедительно.

2009-й. «Глухарь»

Максим Аверин в роли ушлого мента Глухарева, готового вольно трактовать закон, но не преступающий его, стал кумиром миллионов. Именно такой милиционер - веселый, слегка жуликоватый - патрулировал когда-то «Улицы разбитых фонарей». Люди явно по нему соскучились. А когда надоест - получим нового Шарапова…  

ДВОЙНЫЕ АГЕНТЫ

Я бы в оборотни пошел…

Актеров, ни разу не игравших на ТВ или в кино милиционеров, в России найти архисложно. Более того, многие сражались по обе стороны баррикад, то есть играли и преступников, и стражей закона. Вспомним самых известных из числа «двуликих».

Владимир Высоцкий - Рябой («Хозяин тайги») и Жеглов («Место встречи изменить нельзя»).

Сергей Безруков - Саша Белый («Бригада») и Павел Кравцов («Участок»).

Александр Абдулов - «авторитет» Лавр («Некст») и подполковник Клепко («Ледниковый период»).

Александр Пороховщиков - босс наркомафии («Следствие ведут Знатоки») и следователь Скуратов («Город принял»).

Сергей Шакуров - следователь Тихонов («Визит к Минотавру») и «авторитет» Крест («Антикиллер»).

Юрий Куценко - «авторитет» Артур («Мама, не горюй») и майор Коренев («Антикиллер»).

Юрий Кузнецов - убийца-наркоман («Колье Шарлотты», 1984-й) и Мухомор («Менты»).

Звезда «Глухаря» Максим Аверин - о причинах популярности милицейских сериалов: - Мне кажется, все идет из детства!  Ведь любимой книжкой нашей тогда  была «Дядя Степа». Может, все продолжают мечтать о некоем идеальном герое? А главные герои у нас, как ни крути, - это военные люди, люди в погонах, те, кто несет службу. Потому что все нуждаются в защите.

Кто-то нуждается в защите милицейской, воинской, кто-то - в защите просто души своей… 

ФОТОРОБОТ

Призрак опера

Попробуем нарисовать образ типичного телемилиционера.

Внешность

Лицо мужественное, волевое. Черты не слишком правильные, милиционер-красавец - это явный перегиб. Может быть лысоват, небрит и немолод - все это приветствуется, ибо делает героя ближе к народу. По той же причине и форму надевает крайне редко.

Работа

Принципиален, но в разумных пределах, не по-шараповски. Ради поимки опасного злодея может и улику подбросить, и на свидетеля надавить. Вызывает неприязнь у начальства, которое не любит его склонности к импровизации и вольной трактовке приказов. Среди коллег пользуется уважением.

Семья

Разведен или вдовец, возможно, в одиночку воспитывает ребенка. Или воюет с бывшей женой за право забрать сына/дочь себе. Если семья еще цела, то не исключены конфликты с супругой на тему: «Работа тебе дороже детей!» Посыл таков: человек настолько предан своему делу, что с личной жизнью просто нет времени разобраться.

Враги

«…называли орлом». Преступники испытывают к нему смесь ненависти и уважения. Ненавидят за то, что его нельзя купить, уважают за твердость и мужество.

загрузка...
загрузка...

Политика

Австрийцы выбирают президента
Австрийцы выбирают президента 153

Лидером страны может стать кандидат от правопопулистской Австрийской партии свободы Норберт Гофер или представитель "зеленых" Александер Ван дер Беллен.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт