Загрузить еще

Толкунова завещала похоронить себя в любимом концертном платье

Толкунова завещала похоронить себя в любимом концертном платье
Фото: Толкунова выступала более 35 лет. Фото: Валерий ШАХОВ

Народная артистка РСФСР Валентина Васильевна Толкунова скончалась в Боткинской больнице на 64-м году жизни.

Конечно, еще в  воскресенье всех обдало холодом. Когда  стало известно о том, что Валентина Васильевна снова в реанимации, что просила повидаться со священником, что соборовалась. Все еще пытались себя обмануть: ну что такого, таинство соборования – это обычная вещь для верующего человека, оно силы дает, исцеляет. Казалось, что ее вера в Бога и в себя магически передавалась окружающим, и мысль о том, что такой человек, как она, может быть конечен, отметалась как полный абсурд.

"Я НЕ МОГУ УЙТИ СО СЦЕНЫ"

Николай, сын Валентины  Васильевны, ее брат Сергей, коллеги  – до последнего говорили  планах, концертах, гастролях. Да и сама она говорила о том, как все будет хорошо. Внуков хотела. Дом строить собиралась. В общем, никто не подпускал и близко горестную мысль, что ничего уже не состоится, как будто призывали надежду и заклинали реальность отступиться, дать еще пожить чудесной женщине, певице маме, жене, подруге. Все бодрились. Ради нее. Но глаза-то, полные скорби, горя, осознания неизбежного, не спрячешь, как ни старайся...

Валентина Толкунова до последнего надеялась на выздоровление
Фото: Мария РЕМИЗОВА

Две недели назад  Валентина Толкунова устала. Просто устала. Отменила химиотерапию – сказала, что не надо, что и так все нормально уже. Вместо чудесного исцеления наступила кома. И через два - часа смерть. Диагноз пока неточный. Но известно, что у певицы был рак мозга. Осенью Толкуновой делали сложнейшую операцию, удаляли опухоль в височной доле. Потом химиотерапия, это тяжело и больно. Но Валентина Васильевна не сдавалась. Она снова взялась за работу – уж чего-чего, а работы у нее всегда было много.

 

ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА СОБИРАЛАСЬ ПИСАТЬ КНИГУ

Гастроли, концерты, сольный спектакль... Наконец друзья уговорили ее написать книгу.

- Как ни странно, о популярной певице не было написано ни одной книги, - рассказала нам редактор издательства «Зебра Е» Анна Староминская. - И я предложила Валентине Васильевне написать ее. Не скажу, что она пришла в восторг. У нее было много гастрольных поездок. Но от идеи  книжки все-таки не отказалась. Мы несколько раз встречались в ее квартире, которую Валентина Васильевна называла своей мастерской, или студией, - на Цветном бульваре. Мне показалась, что она человек очень закрытый, мудрый, очень глубокой, с богатой внутренней и духовной жизнью. В силу этого старавшейся быть терпимой, милосердной и доброжелательной к другим. Она была человеком с чистым сознанием, воспринимающим вещи в их сути (далее).

 

Анастасия ПЛЕШАКОВА

"ВАЛЕЧКА НЕ ОТКАЗЫВАЛАСЬ НИ ОТ ОДНОГО КОНЦЕРТА"

Ее сын Коля говорил: «Мамочка, вот когда ты перестанешь так усердно работать и будешь больше времени проводить дома, будут тебе внуки!” Валентина Васильевна сопротивлялась:  “Я не могу не работать, Коленька! Пока я нужна людям, я не могу уйти со сцены”.


Песня Пахмутовой «Я не могу иначе» принесла Толкуновой невероятную популярность. Фото: Ирина БАРЫШЕВА.

И Эдуард Хиль тоже сокрушенно нам жаловался на свою давнюю подругу:

“Валечка всегда приезжала на юбилейные концерты, никогда никому не отказывала. Вместо одной песни пела три. И никаких денег не требовала. Тут же на поезд, и на другой концерт, в другой город. Вот, когда она узнала о своей болезни, наверное, не надо было делать такое количество выступлений. Организм – он не беспределен. Иногда надо и притормозить лошадей. А она так и ушла – на лету!. Но навсегда осталась в моей памяти поющей красавицей с косой". 

 

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА: "КАК МНЕ ВЫЗДОРОВЕТЬ?"

Концертный директор Льва Лещенко и близкий друг Валентины Толкуновой Олег Александрович Дмитриев в субботу пришел в больницу к певице, чтобы поддержать ее, буквально за два дня до того, как ее не стало. 

- Навестить Валю  мы решили вместе с Львом  Лещенко. Принесли цветы. Два букета. Он от себя, я от себя. Вошли в палату. Я насторожился. Вдруг со входа прямо заметил, что Валя, увидев нас, как-то искусственно бодрилась. Обрадовалась, конечно: «Ой, ребята, спасибо, что пришли!» Думаю, она почувствовала наше напряжение. Заговорили о литературе. Валя увлекалась историей государства. Мы обсуждали Петра I. Рядом с кроватью на столике у Вали стояли иконы.

Слово за слово, у  Вали проскочила в голосе надежда. Она  спросила у меня:

«Олег, как мне  выздороветь? Думаешь, это возможно?» Я ей ответил: «Валя, все в голове! Ты должна поверить в то, что здорова. Мысль материальна. Своим телом можно управлять. Медитируй. А ты думаешь о другом!»

Напоследок, когда  мы уже уходили, Валя растеряно так  бросила в спину: «Так о чем  же мне думать?» Лева говорит: «Валя, думай о новой концертной программе. О совместной. Давай песню запишем на двоих. Мы через два дня придем и проверим, что ты придумала!».

Увы, ровно через  два дня Валечки не стало. Лева очень сильно переживает ее уход. Закрылся ото всех, не разговаривает. Нам всем очень больно.  

 

ВЛАДИСЛАВ ПЬЯВКО: «ОНА ЛЮБИЛА ГОВОРИТЬ О ЦВЕТАХ»

Все - ее друзья, артисты, певцы, - все говорят, что Валентина  Толкунова человек закрытый. Была. Но не столько она была скрытной, сколько не хотела нагружать своими проблемами близких и друзей.

Валечка удивительной души и теплоты человек. – рассказывал нам солист Большого театра Владислав Пьявко, - И всегда ранимая. Она могла закрыться, когда чувствовала, что ей наносят удар. Но она справлялась. Она очень сильная. И к людям относилась по-доброму, по-теплому. Ко всем. Но не все ей отвечали тем же. Ира (Ирина Архипова – оперная прима и жена Владислава Ивановича – ред.) говорила, что Валечка Толкунова – жемчужина, чистая, без всяких примесей и налетов пошлости. Валюша не эстрадная, нет. Она песенница. А Валя, скромная, считала это ужасно высокой оценкой, говорила, что Ирочка погорячилась.

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА: "У МЕНЯ ДРУГАЯ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ!"

Накануне 2010 года, когда была еще надежда на выздоровление Валентины Васильевны, Толкунова побеседовала с корреспондентом "КП".

- У меня другая цель в жизни: хочу прожить ее с пользой для своей души. Нет смысла прожигать отпущенный вам срок впустую. Лучше побыть наедине с собой, сходить в театр, послушать хорошую музыку или прочитать интересную книгу, чем терять драгоценное время за бутылкой спиртного.

- К такой точке зрения вы пришли с возрастом?

- Нет, мне всегда было интересно так жить. Зачем допускать в свой мирлишнее - то, что мешает и даже вредит?

- А что идет во вред именно вам?

- Пустопорожние беседы, сплетни, светский бомонд, бесполезное времяпрепровождение, пошлость, вульгарность, глупые люди...

- А вы не боитесь с такими требованиями к окружающим остаться водиночестве?

- Ни в коем случае: двери нашего дома открыты для всех и всегда.

- И что, никогда в эти двери не входили плохие люди?

- Случалось, но такие людишки около хорошего, как правило, незадерживаются. Мне кажется, что в ту минуту, когда они входят в дом, имнужно помочь. Появление любого человека не случайно, он в чем-тонуждается: в добром ласковом слове, в чашке чая, в дружеском совете или раскрытом сердце... Каждому - свое, и мы не должны отталкивать зашедшего "на огонек".

- Вас можно отнести к когорте деловых женщин?

- Абсолютно нет! Сегодня многие творческие люди занимаются бизнесом, и я рада за них, но они, ко всему прочему, имеют еще и коммерческий талант. Я  же больше романтик. Вот как-то недавно я ехала в поезде на гастроли и неожиданно задумалась: а чем еще я могла и хотела бы заниматься, кроме музыки? Сейчас время такое, что каждый может изменить профессию, возможностей для этого достаточно. С удовольствием преподавала бы, если бы было кому. Я часто общаюсь с молодыми, бываю председателем жюри многих музыкальных конкурсов, но те песни, которые сейчас поет молодежь, меня не трогают. Если бы можно было найти "созвучных" моей душе и моему творчеству талантливых исполнителей, то я с удовольствием помогла бы им. Я прожила довольно долгую жизнь, и мне есть что сказать молодежи, о чем поговорить и что обсудить.

Мария РЕМИЗОВА