Инна ИЩУК («КП» - Одесса»). (4 декабря 2009)
Авторство картины Тициана определили по третьему глазу

Авторство картины Тициана определили по третьему глазу

Тот самый «Портрет венецианского дожа Джироламо Приули».

Как уже сообщала «КП» (см. номер за 1 декабря), в Одесском музее западного и восточного искусства нашли «Портрет венецианского дожа Джироламо Приули» кисти великого итальянского художника Вечеллио Тициана. Полотно значилось в реестре галереи как картина неизвестного итальянского художника эпохи Возрождения. Четверть века назад сотрудники музея подняли вопрос о принадлежности этой картины кисти Тициана. Тогда были проведены исследования, в которых участвовали сотрудники Эрмитажа и Московского музея им. Пушкина, но мнения специалистов разделились. Пять лет назад к этому вопросу вернулись, но тогда не было ни средств, ни возможностей…

«Бог есть - это нам компенсация за Караваджо»

- Мы уверены в своей находке, - сказал директор музея Владимир Островский, - иначе бы не решились поднимать этот вопрос. Мы всегда знали, что в музее есть шедевр Тициана. Изыскали средства, чтобы направить полотно на экспертизу в Киевский национальный реставрационный центр, исследовали химический состав грунта, сделали рентгенографию. Отправили сотрудника в Эрмитаж. Там есть каталог рентген-снимков подлинных работ Тициана. У мастера были свои особенности в работе: он переделывал картину прямо на холсте, менял ракурс, голову переписывал. И на «Портрете венецианского дожа Джироламо Приули» был найден третий глаз - художник сдвигал изображение. Обнаружены и типично тициановские мазки. Кроме того, мы нашли каталог в Интернете, где указан номер картины, с которым она когда-то выставлялась на аукцион. Он совпадает с номером на нашем полотне. Поэтому теперь практически со стопроцентной уверенностью можно сказать, что это подлинный Тициан! Есть Бог! После похищения полотна Караваджо это в своем роде компенсация нам.

«Ждем подтверждения от итальянцев»

- В Эрмитаже уже сделаны основные экспертизы, - сообщил руководитель Одесского филиала Института социсследований Владимир Крыжановский. - Но еще должны провести свое исследование итальянцы, без них подлинник не подтвердят. Я думаю, картина Тициана оказалась в Одессе благодаря военным. После победы над Наполеоном офицеры русской армии под командованием князя Воронцова в 1815-м стояли во Франции. Видимо, они и привезли это полотно. И оно оказалось в доме известного одесского негоцианта, а потом в одесском музее.

Стоимость найденного шедевра, по различным оценкам, может достигать 200 млн долларов. После Эрмитажа полотно, возможно, отправится в миланский или флорентийский музей на экспозицию.

Пока же в Музее западного и восточного искусства установлена новая сигнализация и система охраны, поставлены мощнейшие решетки и работает круглосуточная видеозапись. Так что опасаться за дальнейшую судьбу картины Тициана не стоит.

А может, в музее найдется еще несколько подобных шедевров, когда на них пристальнее взглянут эксперты?


НАША СПРАВКА

Тициан Вечеллио родился в 1477 году в Италии. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился и как портретист. Ему делали заказы короли и Папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 года, заразившись от своего сына, за которым ухаживал. На сегодняшний день собственноручно созданными этим мастером признаны около 300 картин.

 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт