Загрузить еще

Он умел летать

Он умел летать
Фото: Дыховичный общался со зрителями, как с близкими друзьями.

Иван был некоммерческим режиссером и некоммерческим человеком. Он был просто Иваном Дыховичным. Работал много, но неспешно и несуетливо, словно собирался жить вечно, умудряясь при этом делать только лишь то, что ему нравится. Это звучит почти невероятно, если учитывать, что одна большая часть творческой жизни Ивана Дыховичного пришлась на эпоху развитого социализма, а вторая - на эпоху безумных рыночных брожений. Но именно социализм подарил ему счастье быть близким другом Высоцкого, выступать с ним в одних концертах и спектаклях, а рыночный беспредел просто тупо прошел мимо. Рожденный в семье поэта и балерины, Иван был интеллектуальным мажором и впитал в себя лучшие образцы мировой культуры, которые не позволили ему заниматься сувенирными поделками. Он всегда верил, что времена «самого смешного кино» пройдут и наступит эпоха профессионального, «другого кино». Он работал не для всех, а только для тех, кто близок ему по духу. А их, к счастью, как оказывается, не так уж мало.

Дыховичный умудрялся во все времена быть стильным, статным, привлекательным и востребованным. Его телепрограммы были остры, душевны и, главное, увлекательны, будь то «Невероятные истории», «Уловка 22» или просто кино с Иваном Дыховичным. У него не было никакой манеры. Он обращался к нам с экрана просто, как к своим близким друзьям, с которыми ему интересно, которым, собственно, и предназначалось его непростое кино.

Любопытно то, что, будучи человеком невероятно популярным, он так и не стал завсегдатаем модных тусовок и никогда не дал повода для грязного мусора сплетен. А ведь ему предлагали вести мегапопулярное шоу «Кто хочет стать миллионером?»! Казалось бы, вот он шанс снискать себе навеки всенародную любовь и обеспечить сытую старость на Канарских островах. Но Дыховичного это предложение не только смутило, но и огорчило. Он не изменил себе и нам. 

Иван любил риск и скорость, и оттого его страстными увлечениями были горные лыжи и самолеты. Он и сам, как элегантный, легкий самолет, сделав в небе над нами несколько сложных и красивых фигур, скрылся за горизонтом жизни. А мы, пораженные красотой его полета, задравши головы, застыв с открытыми ртами, сложа козырьком ладошку, чтобы солнце не слепило в глаза, провожаем восхищенным взглядом его полет.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Иван ДЫХОВИЧНЫЙ родился 16 октября 1947 года в Москве, в семье известных родителей - драматурга и поэта-песенника Владимира Дыховичного и балерины Александры Дыховичной. В 1969 году он окончил актерский факультет Театрального училища им. Б. Щукина и последующие десять лет играл на сцене Театра драмы на Таганке.

В 1982-м окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Эльдара Рязанова). В 1995 - 1996 годах был автором и ведущим программы «Уловка 22» на канале НТВ.

Иван Дыховичный (на фото он крайний слева) со своими друзьями - Иваном Бортником и Владимиром Высоцким.

КСТАТИ

Про друга закадычного

Иван Дыховичный дружил с Владимиром Высоцким. И великий поэт, который тоже так несправедливо рано ушел из жизни, посвятил ему детскую поэму «Про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного».

Вот что о школьных годах Ивана Владимировича сообщал Высоцкий в поэме:

У историка ходил

Ваня в званье лучшего,

В математике он был -

В роли отстающего.

Он - знаток литературы,

Тут четверки - ни одной;

На уроках физкультуры -

Притворялся, что больной.

А на всех соревнованьях:

«Кораблев - вот это да!»

Ну а Дыховичный Ваня

Был... болельщиком всегда.

ИЗ БЛОГА РЕЖИССЕРА

«Умирать  не страшно. Страшно быть одиноким...»

На сайте snob.ru Иван Дыховичный вел дневник.

«…Я не случайно выбрал пьесу братьев Пресняковых «Европа - Азия», в которой все действие происходит на одном месте. Для кино нет ничего более чудовищного - ты никуда не можешь отъехать, нет никакого разнообразия. Но когда ты в чем-то тесно сжат, то начинает работать фантазия. Поэтому я придумал очень много интересных ходов в этой пьесе, там много абсурдного. Я думаю, что это первая комедия такого яркого абсурда. Я никогда не делал ничего подобного. Всегда нужно идти вперед. У нас режиссеры тиражируют себя во времени, их картины похожи одна на другую. А я считаю, что человек должен быть разным, он должен открывать в себе новые вещи, как в отношениях, так и в творчестве, должна происходить большая работа, постоянное движение вперед. Большой поклонник моей картины Сергей Шнуров написал мне песню «Эй, ухнем!» и точно попал в тему. Мы в этой картине - по-разному, с разной скоростью, - но именно «ухаем».

...Мы вырастили мутантов. Я наблюдаю за этим процессом уже много лет и хорошо знаю такую породу людей. Это не мы с вами, не узкий круг людей, которые живут полноценной жизнью, пытаются что-то узнать, интересуются событиями и т. п. Такие, как мы, - это совсем небольшой круг. Есть какая-то часть молодежи, которая живет нормально и позитивно, и она мне очень нравится. Это моя публика, и я счастлив, что могу для них что-то делать. Но таких людей очень мало, уж поверьте мне. А у остальной массы - рабское сознание. И это сознание практически всего населения.

...В такой ситуации можно жить только изолированно. Я вот живу на даче и делаю то, что хочу делать. Но у меня жуткое настроение. Я вам могу сказать, что я задумался, для кого я работаю... Конечно, я работаю для себя, но я же должен иметь какую-то отдачу. Мне нужна какая-то живая стенка, с которой я могу разговаривать. Я ее давно почти не чувствую. Я обращаюсь к ней, но она мне не отвечает. И у меня нет ощущения, что это я чего-то не понимаю. У меня ощущение, что это у них что-то произошло. Я практически не чувствую обратной связи. И это страшная история».

***

Режиссер уже знал о своем тяжелом недуге и, по признанию друзей, часто повторял: «Если больно, значит, жив».

В одном из последних диалогов с блоггерами Дыховичный с грустью заметил: «Умирать - это не страшно, страшно быть бесчестным, не иметь друзей и быть одиноким...»

ВОСПОМИНАНИЯ

«Ваня не умел и не хотел ныть»

Писатель Виктор ЕРОФЕЕВ:

- Я бы особенно выделил его ум и талант, умение находить новые формы. Фильм «Копейка» - кино о жизни нашей в 90-е годы. Ваня отражал события, находясь не сбоку или внутри них, а как бы сверху. И этим мне бесконечно дорог. Есть выражение: «Он боролся до последнего дня со своей болезнью». У Вани это было действительно так. Но без пафоса и жалости. Мужественно. Но потом начались осложнения, он заболел менингитом. И его уволокло... Но он никогда и никому не показывал, как ему больно и трудно. Он не умел и не хотел ныть.

Актер Роман МАДЯНОВ:

- Когда утром узнал о смерти Ивана Владимировича, осознал, что что-то не понимаю в этой жизни. Это все не ассоциируется с Дыховичным. Он следил за здоровьем, вредных привычек не имел. Выглядел моложе своих лет. Человек он был замечательный, нормальный мужик! Царство ему небесное.

Ксения СОБЧАК:

- Для меня главная картина Ивана Дыховичного - «Прорва». Помимо того, что Иван невероятно талантливый человек, он был еще и невероятным другом. Когда рядом с тобой находится не просто талантливый человек, но и который может окружить своим теплом, вниманием, понять, помочь, - это невероятное счастье...

С Ваней мы действительно дружили, много времени проводили вместе. Меня восхищало, что в последние годы, поняв, осознав страшный диагноз, он так любил жизнь, так боролся за нее и был очень жизнерадостным.

Никогда не забуду: когда я приходила к нему в больницу, он лежал несчастный, я даже боялась смотреть на него, боялась выдать свои эмоции... А он травил анекдоты, смеялся и говорил мне: «Да, ладно, Ксюш, ерунда это все...»

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА

Шанс спасти Дыховичного был. Но он быстро растаял…

Больше года назад у кинорежиссера Ивана Дыховичного обнаружили онкологическое заболевание лимфатической системы. Что это за болезнь и каковы были шансы на выздоровление?

Сергей АНДРИЕВСКИЙ, онколог, врач высшей категории:

- Злокачественные лимфомы (в том числе лимфогранулематоз) - один из самых коварных видов рака. Считается, что есть два всплеска - либо в 20 - 25 лет, либо после 55. Мужчины страдают лимфомами немного чаще женщин. Причем развитие этого вида рака не зависит от вредных привычек или питания. Зато доказана их связь с вирусом Эпштейна - Барр (из группы герпес-вирусов).

Если «схватить» злокачественную лимфому на первой стадии, то шанс спасти пациента - процентов 70. Но, увы, нередко диагностируются лимфомы поздно. Ведь это безболевая форма рака и поначалу маскируется под затяжную простуду.

И только потом возникает увеличение лимфоузлов в подмышках, на шее или в паху. К тому же онкология лимфы стремительно ослабляет иммунитет, человек резко худеет и слабеет, подхватывает инфекции (например, менингококк). При запущенных лимфомах прогноз - год жизни. Дыховичный боролся дольше...

***

В 1999 году диагноз «злокачественная лимфома» был поставлен латиноамериканскому писателю Габриелю Гарсия Маркесу. Врачи отвели ему не более 11 - 12 месяцев. Но автор «Ста лет одиночества» победил болезнь. Он признался: «Я невероятным усилием воли задушил в себе рак!» Сейчас Маркесу 82 года.

5 фильмов режиссера:

  1.  «Черный монах»
  2.  «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2»
  3.  «Прорва»
  4.  «Копейка»
  5.  «Европа - Азия»