28501
0
18 апреля
Загрузить еще

Режиссер Майкл МАНН: На съемках фильма «Джонни Д.» меня консультировал чикагский вор

Режиссер Майкл МАНН:  На съемках фильма «Джонни Д.» меня консультировал чикагский вор
Фото: Режиссера Манна (справа) всегда вдохновляла темная личность Диллинджера (Джонни Депп).

Майкл Манн - один из самых уважаемых голливудских мастеров, делающий высококлассное зрелищное кино с проекциями «на что-то большее» - будь то социальные проблемы или библейские сюжеты. В своем новом психологическом триллере он, как некогда в «Схватке», противопоставил друг другу людей, твердо стоящих по разные стороны баррикады, - легендарного гангстера Диллинджера (Джонни Депп) и агента ФБР Первиса (в этой роли блеснувший только что в «Терминаторе-4» Кристиан Бэйл).

«Диллинджер был принцем»

- Вы явно увлечены личностью Диллинджера. Откуда такой интерес?

- Он был уникальным парнем, очень умным и харизматичным. По популярности в 1930-е годы уступал лишь президенту Рузвельту. За свою короткую, но насыщенную жизнь прожил 3 или 4 обычные человеческие жизни. Он вытворял вещи, в которые сейчас невозможно поверить. Планировал и совершал ограбление банка, потом, раненый, бежал через всю страну, а через неделю, едва оправившись, снова шел на дело. Интенсивность его деятельности до сих пор является для меня загадкой. Свои операции он планировал очень четко, но при этом не знал, что с ним будет в следующий четверг. Этим ребятам и в голову не приходило, что с украденными 250 тысячами можно свалить в Бразилию. Никакой концепции будущего у них не было. Саму идею будущего они отвергали. Люди, отсидевшие в тюрьме по 10 лет, предпочитали получать от жизни все и сейчас. Так было и с Диллинджером, пока он не встретил свою девушку Билли… Да, меня очень увлекла его судьба… К тому же я из Чикаго, где и происходили все эти события…

- Вы изображаете Диллинджера «последним самураем» эпохи великих гангстеров. Не идеализируете ли вы его?

- Нет-нет, я показываю все так, как было на самом деле. Диллинджер не был Робин Гудом, он не воровал у богатых, чтобы отдать бедным. Он все клал себе в карман. Он умел манипулировать средствами массовой информации, умел создать нужный имидж. Для этого нужно быть очень обаятельным человеком! Он хотел нравиться людям, он отчаянно нуждался в женском внимании. Все это можно понять, ведь в течение 10 лет он был этого лишен - сидел в самой строгой тюрьме США. Да, он был социопатом. Но возьмите любую газету 1933 года, и вы увидите, что репортеры пишут о нем так, как будто он был принцем - обаятельным, грациозным, способным за пару минут внушить вам, что он ваш лучший друг. Он был настоящей знаменитостью. Сейчас такое невозможно представить: преступник-звезда. Этому легко найти объяснение: жизнь людей в те годы была ужасной, и они поддерживали Диллинджера, ведь он грабил банки, которые ограбили их! Власти ведь четыре года ничего не могли поделать с депрессией! Голодные, замерзающие, беспомощные люди, разоренные песчаными бурями фермеры, дети-сироты были брошены на произвол судьбы. Власти, пытавшиеся покончить с Диллинджером, не находили в народе одобрения. Он был героем. Посмотрите: самые большие кинозвезды в 1933 году играли гангстеров. Три года спустя они все уже играли агентов ФБР…

В кризис он снова станет героем?

- Сейчас на дворе новая депрессия. Именно поэтому Диллинджер снова стал героем?

- Если бы фильм вышел пару лет назад, у зрителей мог бы возникнуть вопрос: почему он грабит банки? Сейчас таких вопросов не возникает. Хотя Великой депрессией сегодняшнюю ситуацию я бы все-таки не назвал. Сейчас в США 7% населения - безработные, в 1934 году их было 25%. Понимаете, в 1934 году Америка по развитию напоминала Европу 1834 года. Она все еще была Диким Западом. В те годы, если ты грабишь банки в штате Иллинойс и потом сматываешь удочки в штат Висконсин, то ты свободен как птица! Полицейские одного штата не могли преследовать преступника в другом. Почувствуйте разницу.

- И все равно люди обозлены на банковскую систему. Вся надежда на нового Диллинджера?

- Нет, вся надежда на Барака Обаму! Удастся ли ему выправить ситуацию - вот в чем вопрос.

- Согласны ли вы с теми, кто считает, что вы делаете из преступников привлекательных киногероев?

- Ничуть. Я не верю в плоских, двухмерных персонажей. Когда вижу таких на экране, то зеваю от скуки. И потом, я кое-что знаю о жизни, о том, что у каждого, даже преступника, есть или были мать и отец, чувства, амбиции… На протяжении долгих лет я вожу дружбу с одним знаменитым чикагским вором, ведь у нас в Чикаго лучшие в стране грабители. Он работал консультантом на этой картине. Его Джерри зовут. Я с ним общаюсь точно так же, как с вами. Для меня он не экзотический персонаж, а нормальный человек. Хотя он и украл в Лондоне бриллиант, принадлежавший семье Черчилля, величиной с это блюдце. Джерри с напарником потребовалось 45 секунд, чтобы спереть его с Бонд-стрит и переслать в Чикаго. Потом их, правда, кто-то заложил… Говорит он очень тихо, очень начитан (в тюрьме для этого всегда много времени), очень чувствителен. Его профессиональные советы были для меня бесценны. «В заключении ненавидишь патологию, что сделала тебя вором и привела к прозябанию в тюрьме. Я клялся, что никогда не вернусь к грабежам, - рассказывал он мне. - А выйдешь из тюрьмы, сядешь в машину, глянешь в зеркало заднего вида, и по мере отъезда тюрьма в нем становится все меньше и меньше… Вместе с ней исчезают и проведенные в ней годы. А значит, можно снова браться за дело!» Такой монолог ни один сценарист не придумает! Я спросил его как-то, почему он стал «медвежатником». «Потому, что это наркотик, - отвечал он. - Это наркотик, которому нет равных. Это адреналиновый взрыв». Джерри мог бы уйти в организованную преступность, но предпочитает действовать в одиночку. Потому что, когда дельце ему удается, он чувствует себя королем. А если сомневается в этом - кладет руку в карман и находит там 30 000 долларов. Это и есть наркотик.

Джонни Д. мог сыграть ДиКаприо

- Насколько я знаю, ваши предки родом из наших мест?

- Да, обе ветви моей семьи происходят отсюда. Отец родился неподалеку от Минска, в городке в 60 километрах от Чернобыля. А отец матери в 1912 году покинул Житомир.

- Правда ли, что Диллинджера должен был играть не Джонни Депп, а Леонардо ДиКаприо?

- Да, но что-то не срослось с нашими рабочими графиками. С Леонардо мы должны были делать вместе «Авиатора», но я решил сначала снять «Али». Снял, и делать еще одну биографическую картину мне расхотелось. Вот я и попросил сделать этот фильм Марти (Скорсезе).

- Вы со столькими мировыми звездами успели поработать. Кто из них был наиболее невыносим? Наверное, Рассел Кроу.

- Нет, со мной он вел себя почти безукоризненно. И вообще я никогда не работал с теми, кто мог бы быть невыносим. Настоящие, уверенные в себе звезды с большим талантом и равными ему амбициями - с ними проще всего. Это с актерами, у которых нет уверенности в себе, вот с кем трудно. Они бесятся именно по этой причине. С сильными актерами уровня Роберта ДеНиро или Рассела Кроу мне, напротив, работать очень легко.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Майкл МАНН родился 5 февраля 1943 года в Чикаго. Окончил Лондонскую киношколу. Долгое время работал над сценариями телесериалов, таких, как «Старски и Хатч». В 1981 году дебютировал в большом кино фильмом «Вор». А 3 года спустя прославился как автор остросюжетного сериала «Полиция Майами», крупнобюджетную киноверсию которого создал в 2006 году.