Лилиана ФЕСЕНКО, Фото Максима ЛЮКОВА. (7 апреля 2009)
Режиссер Станислав МОИСЕЕВ: «В Молодом театре живет привидение человека, замученного гестаповцами в годы оккупации»

Режиссер Станислав МОИСЕЕВ: «В Молодом театре живет привидение человека, замученного гестаповцами в годы оккупации»

Здание Молодого театра в XIX веке было доходным домом.

Станислав Анатольевич ждал нас на Прорезной, 8, напротив старинного голубого четырехэтажного здания в стиле модерн, где сейчас находится одна из самых почитаемых столичных сцен.

«ОСОБНЯКОМ ВЛАДЕЛ ЗНАМЕНИТЫЙ АРХИТЕКТОР ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ»

- А ведь здесь раньше был кинотеатр «Комсомолец»! - не удержалась я от реплики.

- Да, и довольно долго: с 1944-го по 1985 год. Я еще студентом в него ходил. Помню, что он был не очень хорошо технически оснащен, но залов для того времени было много - целых 4.

- Кому пришло в голову сделать из кинотеатра театр?

- Так ведь здесь изначально находился именно театр - в 1918-1921 годах. В 1918-м здание было реквизировано революционной организацией «Батькiвщина» и передано режиссеру Лесю Курбасу для создания легендарного Молодого театра. Но потом труппа отсюда переехала в Харьков, так как туда перенесли столицу Украины. И там, в новом здании на улице Сумской, был создан легендарный «Березiль» на основе киевского коллектива. Так что мы не являемся правопреемниками курбасовской сцены. Наш театр создан в 1979 году как Молодежный. А в это здание мы переселились в 1985 году, и только потом нас переименовали в Молодой театр в честь выдающегося украинского режиссера Леся Курбаса.

- А что находилось в этом здании до революции?

- Этот особняк построен в середине ХIХ века. Вначале он имел только два этажа, оформленных в стиле ампир. Но в конце XIX века, в 90-х годах, его купил почетный гражданин Киева Григорович-Барский, который обратился в Киевскую думу с просьбой разрешить надстройку в 3 этажа. А последующие хозяева решили особняк превратить уже в доходный дом. В таком виде он просуществовал до 1912 года, впоследствии начались бесконечные перепланировки. Здесь до революции появился офицерский клуб, потом два сезона был Молодой театр, позже - польский рабочий театр.

- А привидения тут живут?

- Да. В прошлом году я со своими студентами выпустил на малой сцене спектакль «В пылающей тьме». Актер, игравший главную роль, обычно ожидал своего выхода возле пульта, потом проходил через всю сцену и начинал говорить текст. А в этом спектакле используется принцип зазеркалья: для декораций мы взяли два зеркала - одно большое, фронтальное, направленное лицом к зрителю, а другое - на заднике сцены. За счет их взаимоотражений достигается принцип многомерности. Звукорежиссер сфотографировал артиста в момент его отражения в этом зеркальном коридоре. Когда он проявил фотографию, оказалось, что там запечатлен не только артист, но и привидение. Ведь это известный факт, что игра в зазеркалье вытягивает из потустороннего мира духов умерших. В этом здании во время оккупации находились гестаповские застенки. Привидение могло быть связано с этим периодом. Более конкретно о деятельности гестапо рассказать не смогу, потому как архивных свидетельств не видел. Только знаю, что резиденция гестапо находилась в нынешнем здании СБУ. Но, учитывая близость этих помещений и то, что в нем пытали людей, можно предположить: это место не очень благодатное.

Здесь, в ДК «Метростроя», родился Молодежный театр, ставший нынешним Молодым.

Здесь, в ДК «Метростроя», родился Молодежный театр, ставший нынешним Молодым.

«ПАМЯТНИК ЛЕСЮ КУРБАСУ ВЫГЛЯДИТ СТРАННО»

- А на создание спектаклей вас эти дома вдохновляли?

- Архитектура вряд ли может подтолкнуть к созданию театральной постановки. Но вот декоративные украшения на фронтоне дома вдохновили нас на создание логотипа театра, где использован барельеф лица, который действительно существует - на самой верхушке дома.

Полюбовавшись зданием, которое не очень удобно рассматривать на узенькой Прорезной, мы спустились вниз к памятнику Лесю Курбасу, основавшему этот театр. Мой собеседник театрально поцеловал ему ногу в знак особого пиетета перед творчеством великого предводителя лицедеев.

- О Лесе Курбасе я впервые услышал во время учебы в театральном институте. Он был тогда полузапрещенным, но реабилитация его и Мейерхольда уже состоялась - во времена хрущевской оттепели. Стали появляться и первые печатные материалы об их творчестве. Но все же главным источником информации были рассказы старых театралов. Вторая, более насыщенная информацией, волна реабилитации прошла в период перестройки. В связи с этим и появился этот памятник.

- Он вам нравится?

- Для меня образ спокойно сидящего Курбаса - достаточно странный. Ведь он был самым динамичным и энергичным режиссером своего времени. Это скорее памятник писателю. Впрочем, Курбас много написал как теоретик театра. Но в историю культуры он вошел все же как создатель великих новаторских спектаклей. Так что у меня возникает ощущение несоответствия оригиналу.

- Новаторский стиль появился еще в Киеве?

- Конечно. Все принципы нового театра закладывались именно здесь, а потом в театре «Березiль» активно развивались. Труппа существовала как актерское товарищество на паях: что-то вроде современного акционерного общества. А Курбас был его учредителем. У него насчитывалось 10 соратников: ведущие актеры театра создали его на свои средства. И совет учредителей назначил Курбаса главным режиссером и директором театра. А Молодежный театр, из которого возник нынешний Молодой, родился вот здесь - в ДК «Метростроя» (Станислав Анатольевич показал на неприглядную синюю табличку советских времен в окружении неоновой рекламы разместившегося в этом же помещении казино).

- В 1980 году здесь открылся первый сезон Молодого театра. Там очень маленькая сцена. Я в то время в Молодежном театре не работал, но эту сцену знаю неплохо, потому что тут начинался и частный театр «Браво». Я там поставил один из своих первых спектаклей. Не знаю, насколько все видоизменилось сейчас в связи с деятельностью казино «Сплит», но тогда здесь были небольшой зрительный зал на 300 мест и достаточно скромная по технической оснащенности сцена.

«ВПЕРВЫЕ СЛЫШУ, ЧТО У МОЛОДОГО РЕПУТАЦИЯ ГЕЙ-ТЕАТРА»

- Перед Курбасом склоняю голову!

- Перед Курбасом склоняю голову!

- А в связи с чем Молодой театр приобрел славу коллектива с нетрадиционной ориентацией? 

- Это для меня новость. И я сомневаюсь, что подобная слава была бы заслуженной. Думаю, что с таким успехом можно назвать любой творческий коллектив гей-театром. Что мы тогда будем говорить о Театре оперы и балета? Это ведь не имеет никакого отношения к творческим результатам.

– Но Роман Виктюк на этом построил политику своего весьма успешного театра.

- Театр тоже часть общества. И если он отражает эту жизнь, то для него не может существовать запретных тем, как для любого вида искусства. Для нас важнее другое: насколько общество толерантно и без каких-то предрассудков относится к подобным проявлениям частной жизни. Другое дело, когда на эстраде культивируется подобная сексуальная манера поведения, а центральные каналы демонстрируют людей, пропагандирующих свой нетрадиционный статус. Это тема для клубов и закрытых вечеринок, но не для широкого разглашения.

- А семьи в вашем театре рождаются?

- Не только семьи, но и дети. У нас в какой-то год за один сезон появилось 5 новорожденных! И скоро опять свадьба. Вот только торжество постоянно откладывается из-за кризиса.

И Станислав Анатольевич пригласил нас пройти в свой кабинет на чашечку кофе.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Главные новости 28 марта
Главные новости 28 марта 148

Дайджест наиболее интересных событий прошедшего дня. Чем запомнился вторник, 28 марта: продажа "Сбербанка", пропавшие эксперты ООН и создание тканей сердца из листьев шпината.

Светская хроника и ТВ

Спорт

Месси дисквалифицировали на четыре матча
Месси дисквалифицировали на четыре матча 557

Дисциплинарный комитет ФИФА принял данное решение в связи с инцидентом с участием футболиста, который произошедшего 23 марта. Там посчитали, что футболист оскорбил помощника судьи.