28501
0
15 апреля
Загрузить еще

Владимир БОРТКО: «Тарас Бульба» - русский фильм» ФОТО

Владимир БОРТКО: «Тарас Бульба» - русский фильм»  ФОТО
Фото: Режиссер Владимир Бортко: - Это самая главная работа в моей жизни.

Жизнь Гоголя была полна мистики, странных совпадений, трагических поворотов. И, похоже, даже после смерти писателю нет покоя. Сейчас, когда отношения Украины с Россией напряжены, имя Гоголя используют как политическое орудие.

Фильм «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко еще до премьеры вызвал бурные споры. И далеко не художественные - режиссера обвиняют в том, что фильм получился «прорусским», с нападками на католиков, антисемитскими нотками, националистическим оттенком… О том, какие идеи вложил Бортко в свой фильм, как проходили съемки, рассказываем сегодня.

«Лучшее, что я снял!»

- Владимир Владимирович, вас обвиняют уже чуть ли не в русском национализме. Вы как-то по-своему интерпретировали Гоголя?

- Взгляд Гоголя на патриотизм и его отношение к Родине полностью совпадает с моим! Мы не лезли в политику, просто хотели передать дух произведения. Но при переводе художественного текста на язык кино что-то меняется. Как получилось - пусть скажут зрители. Но только сначала пусть посмотрят! А то фильм еще никто не видел. А Интернет полон разборов!

- Те немногие, кто уже видел фильм, упрекают вас и в жестоком натурализме - особенно в сцене казни Остапа.

- Казнь Остапа - центральная сцена фильма. Артист Вдовиченков, когда его хотели поставить на табуреточку, сказал: «Вы что, с ума сошли? Я же приехал сюда играть, а не на табуретке стоять». И остался на цепи висеть. И я понимаю почему. По сюжету отец видит мучения сына, а потом говорит: «Добре, сынку, добре». Сцена жестокая - чтобы было понятно, почему он это говорит. Он видит, что терпит сын! Гоголь написал: «Не будем смущать читателей картиною адских мук...» Но нам-то что делать? У нас кино! Мы должны показать.

- Ну да, и как Бульбу на костре сжигали... Это как снимали?

- Разожгли костер и сожгли к чертовой матери артиста Ступку! Естественно, делали так, чтобы он не сгорел. Но был ветер, ему бросало в лицо огонь. Тяжело. Богдан Ступка, по-моему, блистательно справился с ролью! Ему было сложно - и сознание того, что это Гоголь, и сознание того, что это финальная сцена. И слова: «Ну что, съели, подлые ляхи. Знают уже дальние и ближние народы, что поднимется с русской земли свой царь, и не будет силы, которая не покорилась бы ему». А тут вступает Безруков и говорит голосом Гоголя: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу?!» Конец фильма. И конец повести.

Выбрал польку

- Но не конец спорам! Представляю, сколько всего на вас обрушится!

- Пожалуй, это самая главная работа в моей жизни. Думаю, лучше ничего я не сниму, а значимее - точно. Это же очень серьезно. Идет разговор о судьбе народа, причем впрямую. Не так: знаете, вы можете догадаться, что это о русских, - а на уровне общения с народом впрямую!

- Почему Ступка стал Бульбой?

- Только благодаря таланту. Больше ничего не было - ни взяток, ничего. Только талант!

- А полячку, из-за которой Бульба сына убил, кто сыграл?

- Магда Мельцаж, польская актриса. Очень красивая девушка, умная. Снималась до этого в одном польском кинофильме. Взяли полячку не потому, что, не дай бог, девушки у них красивее. Но менталитет ощущается сразу. А это важно.

- Во время работы Гоголь не снился?

- Лучше бы девушки приснились! А Гоголь приходит ко мне днем. Маленький такой, с чубчиком, с усиками. И говорит: «Все ли ты сделал? Есть ли еще порох в пороховницах? Не прогнулась ли еще казацкая сила?» Я ему отвечаю: «Есть еще порох в пороховницах. Не прогнулась еще казацкая сила».

Кадр из фильма: Тарас Бульба (Богдан Ступка) и два его сына (убитый им Андрий, которого сыграл актер Игорь Петренко, и Остап в исполнении Владимира Вдовиченкова).

- А снимали в Украине?

- Да, конечно. В Западной Украине - Каменец-Подольский, Восточная Украина - Киев, Запорожье, Аскания-Нова, Крым.

- В массовке снимались украинцы?

- Конечно. С теми же лицами, которые были еще 400 лет назад.

Фильм стоит $16 млн

- Были непредвиденные обстоятельства на съемках?

- Знаете, бухгалтеры пишут: непредвиденные расходы. По масштабу это превышает американский фильм «Александр». Тот стоил за 100 миллионов, а у нас 516 миллионов рублей, то есть 16 миллионов долларов. Это третья часть бюджета «Острова».

- Украина давала деньги на съемки?

- Они что, сумасшедшие? Это на 100 процентов русский фильм. Продюсеры - канал «Россия» и кинокомпания «Централ Партнершип».

- У вас был конфликт из-за трюков?

- У меня был постановщик трюков Ник Палуэлл - он делал фильмы «Храброе сердце», «Последний самурай», «Гладиатор». Он у нас тоже сделал много, но на съемках поработал неделю. Дальше мы с ним разошлись по идейным соображениям. Я вообще люблю сам все делать. И ставил трюки в «Тарасе Бульбе», но с помощью специалистов из Словакии, Украины, России. Участвовали 100 каскадеров!

- Никто не пострадал?

- Ни одна лошадь, ни один человек. Михаил Боярский только сломал себе два пальца. Он пытается сделать все сам. Там есть трюк, когда он держит в руках два копья и, управляя лошадью ногами, на полном скаку летит вперед. Это уникально. Он это сделал. Но в следующем трюке должен был вести одной рукой трех лошадей на полном скаку, а лошади в отличие от танков плохо управляемы...

 


Польскую красавицу, в которую влюбился сын Бульбы, сыграла полячка Магда Мельцаж. Фото ИТАР - ТАСС.

Там нет национализма!

Вот что говорит гоголевед Юрий МАНН:

- Повесть «Тарас Бульба» украинофильская - Гоголь любил украинскую культуру, юмор, но считал себя русским писателем. Никаких националистических оттенков в произведении «Тарас Бульба» нет. Но герои Гоголя действительно с неприязнью относились к католикам, не симпатизировали евреям. Традиции были такие. Думаю, Бортко покажет картину объемную, более соответствующую исторической правде.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

- Я играл в фильме запорожского казака, украинца. Я играл про свою Родину, только сегодня она называется Украиной. Бульба - патриот, который любит Родину. И эта любовь настолько сильна, что… заводит в тупик - и своих детей, и войско свое потерял, и самого сожгли. Для него была самая высокая честь - умереть в бою. Это патриотизм такой крайний, самурайский. По-человечески, наверное, я бы с сыном так не поступил. Это очень трагическое произведение Гоголя.

- А в Украине будут этот фильм показывать?

- Да, 2 апреля премьера. Все ждут. Хотят посмотреть.

- Я разговаривала с Бортко, он сказал, что вы играли мощно.

- Так написано у Гоголя. Я старался. Я никогда не думал, что могу это сыграть. Поэтому я с таким комплексом ходил: какой же я Бульба? Во-первых, у Гоголя написано «20 пудов». А пуд - это 16 кг. А если 20 пудов, это 320 кг. Это гипербола, я думаю, гоголевская. Я для роли немножко поправился, на 4 кг.

Съемки были сложными. Лошади, грязь, болото, обрывы, буераки. Однажды меня лошадь сбросила, чего-то она испугалась, и я ей под задние ноги упал... Чуть она меня не затоптала. Если бы не каскадер Саша Филатов, который накрыл меня тут же, рискуя собой… Потом я уже одевался, только сидя на лошади. Теперь решил, что никогда не буду сниматься там, где лошади!

- Вы украинец. Как вы думаете, фильм в свете нынешнего российско-украинского конфликта что даст?

- Я не политик. Это политики решают. Я играл про Родину. Где Запорожская Сечь находится?! Может быть, не хватает сейчас патриотизма ни вам, ни нам?

Может, перевелись уже такие люди, как Тарас Бульба?

- Если перевелись, это хорошо или плохо?

- Я думаю, что, с одной стороны, это плохо, а с другой стороны, зачем воевать? Тарас Бульба был в звании полковника. А можно найти какие-то мирные решения, уважать друг друга. Надеюсь, фильм получится миротворческим: объяснит нашим народам, что война - это страшно. И лучше дружить, чем враждовать!