28501
0
18 апреля
Загрузить еще

Из-за Гоголя Киркоров едва не сгорел от ветрянки, а Милляр проверял нечистую на прочность ВИДЕО

Из-за Гоголя Киркоров едва не сгорел от ветрянки, а Милляр проверял нечистую на прочность  ВИДЕО

Наталья ВАРЛЕЙ: «Я понимала, что роль греховна»

Пожалуй, наиболее пострадавшей можно назвать «активистку, комсомолку, спортсменку и просто красавицу» Наталью Варлей. Уже прогремев на весь СССР благодаря Нине из «Кавказской пленницы», Наталья согласилась сыграть Панночку в «Вие» (интерпретация Константина Ершова и Георгия Кропачева). Вначале на роль утвердили Александру Завьялову, но после начала съемок она внезапно слегла, и ее тогдашний ухажер - кинорежиссер Резо Эсадзе - категорически запретил актрисе сниматься.

Зато Варлей зловещий образ едва не стоил жизни. В сцене, когда гроб с панночкой на скорости несется по кругу, она вывалилась из него прямо вниз головой! Если бы партнер по съемочной площадке Леонид Куравлев чудом не успел словить «ведьму», то все могло бы завершиться плачевно.

 

После Панночки Варлей не появлялась на экране несколько лет.

- Когда я играла в «Вие», то была еще некрещеная, - неоднократно вспоминала Наталья. - Если бы сегодня мне предложили изображать Панночку, я бы отказалась!

Зато Куравлев в одном из своих немногочисленных интервью отметил:

- Я горжусь тем, что был приглашен в «Вий», потому что он написан великим Гоголем. Это один из моих любимых писателей.

Но и Варлей, откровенно говоря, спустя время ко многим вещам относится с изрядной долей скептицизма.

- Это все журналисты расписали, будто после картины на меня посыпались несчастья и я обратилась к Богу. Я собиралась креститься еще до съемок, когда всем сердцем почувствовала, что хочу этого. Как только родился мой первенец, он без конца болел, и я горячо за него молилась, ходила в храм, хотя не была крещеной. Скорее всего, мои ноги привели меня в церковь из-за недугов Василия, а не, как растрезвонили, после «Вия». Я понимала: роль греховна, много думала об этом, но поскольку была в самом начале своего воцерковления, снялась в такой страшной ленте.

Ни болезнь сына, ни свое исчезновение с экранов на несколько лет, ни прочие превратности судьбы, совпавшие по времени с участием в «Вие», Наталья сегодня с фильмом не связывает.

Георгий Милляр был с нечистью на короткой ноге.

Милляр загримировался Мефистофелем в семь лет

А вот заслуженная Баба-яга Советского Союза Георгий Милляр не только не страшился очередной «темной» роли, но, наоборот, активно провоцировал всевозможные неприятности, которые грозили с ним приключиться во время съемок.

В экранизации «Вечеров…» (1961 год) режиссера Александра Роу есть сцена, где Вакула активно макает хвостатого пакостника в исполнении Милляра в прорубь. Человеколюбивый Роу предложил снимать эпизод в павильоне - ведь на дворе трещал не киношный, а самый натуральный мороз.

- Какая прорубь в павильоне?! Опускайте в настоящую! - возмутился неустрашимый Георгий Францевич.

Но то ли черт неправдоподобно мерз, то ли Вакула недостаточно круто с ним разобрался, дубль режиссеру не понравился.

- Второй неплохо бы снять, - объявил Роу только что вытащенному из ледяной ванны лицедею.

- Надо - снимем, - сбрасывая накинутый на плечи тулуп, отозвался Милляр.

Не согласился актер и на добротный меховой костюм, который ему cшили специально для того, чтобы действо не закончилось для Милляра воспалением легких. Взамен потребовал более легкий и обтягивающий, как бы насмехаясь над вероятными злоключениями.

Очевидно, артист столь часто перевоплощался во всевозможных кощеев, леших и прочих, что нечистая уже всерьез воспринимала его как своего, а ворон ворону, как известно, глаз не выклюет. Или, впервые наложив на лицо в семилетнем возрасте грим Мефистофеля из «Фауста» и изрядно позабавив тем самым своих родителей, маленький Жора четко понял: смешное никого не способно напугать.

 

Теперь Боярский не обращает внимания на скверные приметы.

Мушкетеры на ерунду не отвлекаются

Лицедеи в большинстве народ впечатлительный и на плохие приметы реагируют крайне негативно. Но разве способна гибель в кадре напугать бравого рубаку и отчаянного дуэлянта, главного носителя плаща и шпаги Михаила Боярского? Получив ранение ядром у режиссера Хилькевича в «Возвращении мушкетеров» и тут же воскреснув, чтобы вновь отправиться к Всевышнему в финале, Михаил Сергеевич легко расстался с жизнью и в картине Владимира Бортко «Тарас Бульба». И хотя в гоголевской повести нет героя, которого воплотил на экране Боярский, зрители увидят собирательный образ казачества, который Бортко реализовал в лице Мусия Шило.

- «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная русская земля, и будет ей вечная честь!» - с этими словами умирает мой персонаж, - делится Боярский. - Вот если бы мне предложили сняться в 100-серийном фильме с огромным количеством текста или произнести одни эти слова, я бы выбрал второе.

На вопрос, верит ли храбрый д'Артаньян в приметы и мистику, звучит однозначный ответ:

- Нет! Однажды у нас в доме ни с того ни с сего упало огромное зеркало. Разбилось вдребезги. Я побежал в церковь. Меня спрашивают: «Крещеный?» - «Да». - «Православный?» - «Да». - «Вера всуе - это не вера». С тех пор я ни на зеркала, ни на черных котов не обращаю внимания.

Киркоров променял амплуа Потемкина на черта и пожалел об этом.

После Лукавого Филя начал играть святых

Поп-легенда российской эстрады Филипп Киркоров даже не сомневается, что именно по причине гоголевской бесовщины в его шевелюре появились седые волосы. Всему виной - мюзикл Семена Горова по мотивам повести «Ночь перед Рождеством», в которой певец по сценарию обзавелся рогами и хвостом.

- Я сыграл нечистого в «Диканьке», а через два дня заболел так, что едва не умер. Тогда пошел жуткий период в моей жизни - все кувырком! - поделился с «Комсомолкой» Филипп Бедросович.

«Смертельной» хворью, которую подхватил певец, оказалась банальная ветрянка. Но учитывая, что эту практически незаметную в детском возрасте заразу взрослые люди переносят крайне тяжело да и температура под 40 - уже не шутки, Гоголь аукнулся Киркорову не по-детски.

К слову, поговаривали, что нехорошую роль посоветовала Зайке Алла Борисовна (Горов предлагал ему Потемкина).

Несмотря на то что в 2002-м на «Кинотавре» Филиппа Бедросовича за яркое перевоплощение назвали актером года, с лукавыми духами он завязал, похоже, крепко.

- Меня после «Диканьки» звали на похожие роли, - говорит Филипп. - Даже сулили главную в мюзикле «Иствикские ведьмы». Я обожаю Николсона и этот фильм, но отказался, потому что - честно говорю! - побоялся. Поверил в легендарные истории про Варлей и других актеров, которые играли нечистую силу, лежали в гробу, после чего у них в судьбе случались ужасные перемены. В подобные игры я больше не играю.

Теперь Киркоров примеряет на себя образы святых людей, как, например, в недавно вышедшей ленте «Любовь в большом городе». В ней он предстал святым Валентином.

 

Читая сценарий «Вия», Чадов ни на секунду не усомнился в том, что соглашаться на роль стоит.

Чадов просит благословения перед каждым фильмом

Несмотря на то что в активе Алексея Чадова уже есть роль вампира в «Ночном дозоре», к мистике он относится осторожно.

- Всегда стараюсь быть внимательным, потому что в жизни очень много знаков как внутренних, так и внешних. К ним нужно прислушиваться. Внутренние знаки, допустим. Бывает, читаешь сценарий, и появляется какое-то сомнение…

Судя по всему, изучая сценарий «Вия» режиссера Олега Степченко, где актер сыграл одну из главных ролей, никаких сомнений не возникло. Более того, в трилогии по мотивам гоголевских произведений Алексей поработал в паре со своей возлюбленной Агнией Дитковските. Уж кого-кого, а дорогого человека вряд ли станут подвергать опасности.

Кстати, и саму повесть Чадов считает глубоко христианской:

- Я бы не относился к Гоголю так категорично. Он был нездоровым человеком, мучился от психических отклонений. Но, возможно, именно они вдохнули сумасшедшую энергию в его произведения. «Вий» при всей его чертовщине очень христианское произведение, где показана вечная борьба добра со злом, борьба с соблазнами и страстями.

Впрочем, подписываясь на участие в экранизации романа со столь неоднозначной репутацией, Чадов надежно прикрыл тылы.

- Я перед каждым фильмом прошу благословения, - признался актер.

В ТЕМУ

Бортко - о необычном на площадке «Тараса Бульбы»

- Меня часто спрашивают о мистике, - делится режиссер. - Так вот, я вспомнил, что у нас было такого.

Снимали сцену последнего боя, когда погибают казаки. Там должен звучать закадровый текст: «И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам. Хорошо будет ему там. «Садись одесную меня! - скажет Христос. - Ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал Мою церковь». Замечательные слова! Я предполагал, что камера поднимется над боем и начнет фиксировать его сверху. Но я даже не мог предвидеть, что в этот момент откуда ни возьмись журавль кругами заходит над площадкой! Кричу оператору: «Снимай!» И он снял. Кадры вошли в фильм. Без них было бы хуже.

МИСТИКА

Создателей Музея писателя на Полтавщине преследовало число 13

Фото с сайта www.travelua.com.ua.

1 апреля - юбилей не только у литератора, но и у музея-заповедника на родине его родителей.

Воссозданной усадьбе в селе Гоголево Полтавской области всего 25 лет. Восстанавливать дом, флигель, беседку, грот, сад и даже могилы родителей писателя пришлось практически заново. Еще до войны варвары разгромили усадьбу Гоголей-Яновских, а позже немцы сожгли дотла и само село… Но трудности у создателей музея были и другого плана, мистического. Они постоянно чувствовали присутствие мрачного писателя, часто блудили по селу, хотя отлично знали дорогу. А когда везли в Киев утверждать проект музея, уже в поезде заметили, что у них 13 планшетов, едут в 13-м поезде и 13-м вагоне!

ОБСТАНОВКУ ВОССТАНОВИЛИ ПО РАССКАЗАМ 92-ЛЕТНЕГО САДОВНИКА

Воссоздать поместье родителей Николая Гоголя придумал известный полтавский архитектор Лев Вайнгорт. Именно он сгруппировал вокруг себя художественную элиту Полтавы и жителей Васильевки (так раньше называлось Гоголево) и предложил построить музей. В 1979 году власти дали на это «добро».

- Работа длилась лет десять, - рассказывает художник Евгений Путря, который отстроил не один музей на Полтавщине. - Задолго до строительства музея мне довелось повстречаться с 92-летним старичком Линником, который еще мальчишкой работал в доме Гоголей - ухаживал за растениями. Его воспоминания впоследствии очень пригодились. Он рассказал, что в имении родителей Гоголя витала дивная, добродушная атмосфера. В нем всегда было много цветов. Сестры и маменька Гоголя собирали гербарии. Библиотека была тоже немалой. Все это мы старались передать, создавая музей.

ВАРВАРЫ ИГРАЛИ В ФУТБОЛ ЧЕРЕПАМИ

Отец писателя Василий Гоголь-Яновский (1777-1825) служил при Малороссийском почтамте, позже был секретарем уездного маршала. В свободное время писал пьесы для семейного театра и играл роли в них.

- Сам дом просуществовал до 1918 года - местные нам рассказали, что усадьбу уничтожили крестьяне: разгромили дом, мебель, с книг содрали кожаные переплеты, - продолжает Евгений Васильевич. - Даже раскопали могилы родителей Гоголя, которые находились неподалеку. Наверное, золото искали. Но найдя всего два перстня, стали играть в футбол черепами…

 
А уже в войну немцы сровняли с землей и дом, и все село. Поэтому собирать вещи писателя пришлось с нуля. Художники заново рисовали картины, которые висели в доме, делали оттиски икон. Им очень помог журнал Йозефа Хмелевского «Гоголь на родине», в котором были фотографии и семьи, и дома.

Часы времен Гоголя привезли из Музея Пушкина, а вот жилет и трость действительно принадлежали писателю. Также удалось отыскать его любимые шейные платки. София Данилевская, правнучка писателя, передала некоторые предметы мебели, рукодельные вещи и гербарии.

- Мы решили отказаться от всех современных материалов, возводя дом и флигель поместья. Как полагается, поставили мазанку с крышей из камыша, - вспоминает художник. - Чего нам это стоило... В селе мы нашли только одного старичка, который умел обращаться с камышом. Он так затянул строительство - целый год ждал подходящего времени для сбора и сушки камыша.

Мать Мария Косяровская (1791-1868), по преданию, первая красавица на Полтавщине. Занималась воспитанием шестерых детей. Кроме Николая в семье росли сын Иван и дочери Марья, Анна, Лиза и Ольга.

Садовники в то время работали над созданием пруда, сада, отстроили беседку и грот, в котором молился писатель, когда приезжал к родным.

ВО ФЛИГЕЛЕ ЖИВЕТ ПРИЗРАК?

Последний раз Николай Гоголь приезжал в Васильевку за год до смерти (1851 год). Он опоздал на свадьбу сестры и, переждав зиму, решил навестить ее. На родине писатель почти ни с кем не общался. Его любимым местом был флигель. Там находились его рабочий стол и кровать. У создателей музея тоже вошло в привычку ночевать во время стройки во флигеле. Но даже в новом помещении постоянно чувствовали присутствие Гоголя.

- Работники музея до сих пор боятся ночью заходить туда - видят там какие-то огоньки и слышат шум. Необыкновенное это место, - говорит Евгений Путря. - Может, это как-то связано с портретом грозного пророка, который висит над кроватью. Это копия работы римского художника, а оригинал привез родителям сам Гоголь из Италии. Он очень любил его, ведь нашел сходство между собой и пророком на картине. Вы знаете, копия удалась! Смотреть на нее страшно даже взрослым, а дети вообще начинают плакать. Мы между собой пророка иначе как Гоголь не называли.