Лилиана ФЕСЕНКО, Фото Максима ЛЮКОВА. (10 марта 2009)
Художник-реставратор Инна Дорофиенко: «Набережно-Никольская церковь чуть не сгорела  из-за бомжей»

Художник-реставратор Инна Дорофиенко: «Набережно-Никольская церковь чуть не сгорела из-за бомжей»

По солнечным часам Могилянки можно и сейчас сверять время.

Рассказать их историю я попросила Инну Дорофиенко - главного художника-реставратора института «Укрпроектреставрация». Ведь она как никто другой знает историю возвращения из небытия всех древних памятников столицы.

Мы спустились по улице Григория Сковороды вниз до пересечения с Ильинской и направились к церкви, давшей название самой улице. Инна Пантелеевна остановилась у входа в Ильинский храм, где толпились молодые семьи, приехавшие крестить своих младенцев.

«ИЛЬИНСКУЮ ЦЕРКОВЬ ИСКАЛЕЧИЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСЬЮ»

- Это памятник 1692 года, - начала она свой рассказ. - Храмы, как и  люди, тоже имеют тяжелую судьбу. Поэтому на примере двух церквей - Ильинской и Набережно-Никольской - хочу показать вам, какими разными могут быть истории культовых сооружений в зависимости от того, в чьи руки попадают. Девиз нашей прогулки: «Историческая среда нам очень нужна, так как влияет на внутренний мир и дает нам силы жить». На месте Ильинской церкви стояла деревянная, но потом ее перестроили из-за пожара и разрушений. Правда, еще до пожара тут были достроены южная и западная части храма. А вот этот декор фасада здания - наслоение поздних времен, портики и колокольня - еще более поздних лет. Во время Великой Отечественной войны, когда все вокруг разрушалось, нашлись люди, которые сделали все для сбережения старинной архитектуры. И для этого создали в 1946 году наш институт. А потом реставраторы нашли в церкви живопись ХVIII века. Но мало только один раз выполнить реставрацию, нужно постоянно следить за состоянием здоровья живописи. Это так же, как и нам необходимо ходить к врачу не один раз, а всю жизнь.

- А вы не знаете, кто тут крестился из великих? - спрашиваю, рассматривая взволнованных мамочек с пищащими конвертами.

В Ильинской церкви крестят детей уже несколько веков.

В Ильинской церкви крестят детей уже несколько веков.

- Нет, не знаю. Но весь Подол ходил сюда, как и сегодня. Приятно, что вековая традиция не прерывается. Но, к сожалению, сейчас снизился контроль государства за тем, что делают священники с оформлением церквей. Настоятели меняются очень часто и считают, что их вкусы должны быть главными. Но все-таки художественный уровень памятника и его значение определяют ученые - архитекторы, реставраторы, научное общество. Из-за того что здесь этого не произошло, Ильинскую церковь покалечили.

Инна Пантелеевна подводит нас к мозаикам на фронтоне у центрального входа.

- Вы посмотрите, здесь использована современная синтетическая смальта, что не является благородным уровнем оформления. Еще и изображена копия с Владимирского собора. Но ведь сюда нельзя давать современное, потому что оно не отвечает архитектурным особенностям. Постройте новый храм и украшайте его! Мы должны сохранять святое место в том виде, каким оно было.

Мы с Дорофиенко входим внутрь собора, где центральное место занимает белый иконостас, имитирующий мрамор.

- Меня поражает, как можно было поставить этот гипсовый иконостас внутри собора. Это безвкусица! Нельзя допускать подобное. Но церковь считает, что это красиво, и за бешеные деньги все это заказывает. Сейчас старинная живопись закопчена, потому что денег на настоящую реставрацию нет. Советская власть очень провинилась перед церковью. Из-за этого независимая Украина стала почему-то делать перед священниками реверансы. Но нужно придерживаться общечеловеческой позиции сохранения аутентичных памятников.

Раньше на берегу Днепра пространство всегда оставалось открытым и не допускали таких строительных громадин, - Инна Пантелеевна махнула рукой в сторону Речпорта.

«ХРАМОВАЯ ИКОНА НАБЕРЕЖНО-НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ - ЧУДОТВОРНАЯ»

По заледеневшей дорожке наш гид предложила пройтись к началу улицы, где за оградой расположен уникальный памятник ХVIII века - Набережно-Никольская церковь.

- Она и называется Набережной, потому что стоит на берегу Днепра. Создана по проекту известного украинского архитектора Ивана Григоровича-Барского и считается гордостью Киева. Григорович-Барский был выпускником Киево-Могилянской академии. А его храм интересен тем, что в нем отражен период перехода от стиля барокко к классицизму. Рядом колокольня, построенная позднее, в конце XIX века. Это образец епархиального стиля, типичного для всей Российской империи, и сегодня колокольня очень разумно используется как дополнительная церковь, посвященная всем украинским святым. Кстати, вокруг церкви было кладбище, о чем напоминает казачий крест во дворе.

На противоположной стороне улицы Сковороды мы замечаем современное, полностью стеклянное здание.

- Такая архитектура не должна здесь быть, - негодует наш экскурсовод. - Вы видите, как она диссонирует, не говоря о том, что фактически уничтожает удивительный уголок, где раньше открывался обзор всего Днепра.

- А как вы оцениваете реставрацию живописи внутри Набережно-Никольского храма?

Старина нуждается в постоянной реставрации.

Старина нуждается в постоянной реставрации.

- Реставрацией 70-х годов старая живопись была законсервирована, там ведь обнаружена аутентичная роспись XVIII века с изображениями украинской старшины в казацких строях. Это чрезвычайно интересные композиции, которые свидетельствуют о том, что храм во времена Григоровича-Барского был разрисован. Более того, там есть иконы XVIII века, хотя сам иконостас более позднего времени. А храмовая икона святого Николая - чудотворная. Это шедевр украинского искусства XVIII века. К чести этой общины и священника, отца Стефана, без квалифицированных реставраторов они ничего не решают.  Мы постоянно наблюдаем за состоянием памятника, потому что в 90-е годы храм чуть не погиб из-за того, что бомжи там разводили костры. Подгорела  южная сторона иконостаса. Но, к счастью, все вовремя было ликвидировано. 

«ПО СОЛНЕЧНЫМ ЧАСАМ МОЖНО И СЕЙЧАС СВЕРЯТЬ ВРЕМЯ»

Мы тихим шагом возвращаемся к Контрактовой площади, где останавливаемся у церкви на территории Киево-Могилянской академии.

- Это церковь Святого Духа с трапезной, - рассказывает наш гид. - Очень долго тут длилась реставрация. А напротив здания - солнечные часы, уникальный памятник XVIII века.

Инна Пантелеевна подходит к башне со старинным механизмом.

- Ничего подобного нигде нет, а тут они сохранились. И самое интересное - идут правильно. Мы специально проверяли, когда реставрировали такие же часы на фонтане Самсона. Но тут хотя бы снег вовремя чистили, - и реставратор попыталась перчаткой снять ледяную корку с постамента.

- А здесь что было? - спрашиваю, указывая на полуразрушенные трехэтажные помещения рядом.

- Учебные корпуса, ведь в академии занимались Мазепа, Могила, даже Ломоносов. Целая плеяда известных культурных деятелей! А в честь Петра Могилы она и стала Могилянской академией.

В этом месте мы попрощались. Инна Пантелеевна поехала на службу - охранять памятники, а мы в редакцию - писать практически научную статью.

загрузка...
загрузка...

Политика

Австрийцы выбирают президента
Австрийцы выбирают президента 68

Лидером страны может стать кандидат от правопопулистской Австрийской партии свободы Норберт Гофер или представитель "зеленых" Александер Ван дер Беллен.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт