Снежана ПАВЛОВА Фото Александра ШЕПЕЛЕВА. (2 марта 2009)

Высоцкого ругали за «бандитскую физиономию», а Юнгвальд-Хилькевича обвиняли в распутстве

«Осторожно! Опасные гастроли!». Такими кричащими заголовками в 1969 году встретили премьеру фильма столичные критики. Прокатчиков, которые разрешили показ, обвинили в неразборчивости, режиссера фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича - в распутстве, а его творение назвали «уникальным образцом пошлости». Ныне эти статьи хранят в Музее кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины.

- Кинокритики тогда здорово ополчились! - вспоминает директор Музея кино, режиссер Вадим КОСТРОМЕНКО. - В рецензиях бесконечно все говорили о пошлости фильма. Считали, что режиссер, вместо того чтобы внедрить своих героев в большевистское подполье, показать его жизнь, так сказать, изнутри, увлекся дамскими ножками. В 69-м году «революция с канканом» была просто недопустима. Хотя, по мнению Костроменко, картину сделали в строгом соответствии жанру водевиля.

В недавно вышедшей книге «Владимир Высоцкий и Одесская киностудия: сыгранные роли и песни, написанные для фильмов, материалы и документы, мнения и воспоминания» авторов Галины Лазаревой и Владимира Миненко приводятся выдержки из гневных писем.

Ефим Копелян сыграл в фильме шефа жандармов Бобруйского-Думбадзе, влюбленного в танцовщицу Софи (Лионелла Пырьева).

Ефим Копелян сыграл в фильме шефа жандармов Бобруйского-Думбадзе, влюбленного в танцовщицу Софи (Лионелла Пырьева).

Из письма студентов приборостроительного института г. Севастополя:

«Уважаемые товарищи!

Хорошую сделали вы картину «Опасные гастроли». Только очень неудачен у вас выбор актера на главного героя - Высоцкий. У него же физиономия бандита! Как можно было выбирать на такую роль его? Неужели не нашлось артиста? Да целый ряд и обаятельных, и певучих, и плясучих! Например, Андрей Миронов…»


 

Владимиру Высоцкому выпало по роли быть и бесстрашным подпольщиком...

Владимиру Высоцкому выпало по роли быть и бесстрашным подпольщиком...

Анонимное письмо:

«Пошлость - гадка сама по себе. Пошлость, проповедующая развращение человека порнографией, - гадка вдвойне. Но пошлость, притянутая защищать марксизм, революционную деятельность - гадка безмерно. Только Одесская киностудия может создавать такие фильмы!»

...В итоге лента «Опасные гастроли» получила третью категорию - хуже некуда. Как результат - низкие зарплаты всей киногруппе. Впрочем, в этом потоке критики, выплеснувшейся на создателей фильма, были и благодарные письма от зрителей любых возрастов, даже от совсем юных школьников. Народ, в отличие от правительства, картину принял и полюбил!

В Музее кино до сих пор хранится письмо московской зрительницы, приближенной, как говорится, к управлению Госкинопроката, где она указывает занимательные цифры, которые и свидетельствуют о неимоверном народном успехе картины: за семь месяцев проката фильм посмотрели 27 миллионов 900 тысяч зрителей! Автор письма удивляется, почему картине не присвоена первая категория… Более того, именно после «Опасных гастролей» к 35-летнему одесскому режиссеру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу (в Москву он уехал в 90-х) пришла популярность. А уже позже он покорил зрителя своими знаменитыми картинами «Узник замка Иф», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Мушкетеры: двадцать лет спустя». Кстати, в этом году режиссеру исполняется 75 лет!

БУДЬ В КУРСЕ

«Опасные гастроли» - героико-приключенческий музыкальный фильм. В основе сценария - события, происходившие в Одессе в 1910 году. По заданию загранбюро РСДРП в город приезжает видный большевик-подпольщик. Под видом французского лесопромышленника он должен организовать доставку нелегальной литературы через Одесский порт в Россию. Задание удается выполнить.

В Одессе был создан театр варьете, который, получив известность, гастролировал по России и получал из Франции «театральный реквизит».

Бобруйский-Думбадзе - шеф жандармов в Одессе - страстно влюблен в танцовщицу Софи. Ему невдомек, что она и обворожительный шансонье Жорж Бенгальский (Владимир Высоцкий) распространяют подпольную литературу, прячась за масками блестящих артистов.

...и артистом театра варьете.

...и артистом театра варьете.

БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

Марине Влади пришлось есть алюминиевой ложкой

В фильме сыграл и народный артист Украины Семен Крупник (факир Али-Баба в труппе Бенгальского). К сожалению, он недавно ушел в мир иной. В интервью прошлых лет артист любил вспоминать о своем знакомстве с Мариной Влади, которая приезжала к Высоцкому на съемочную площадку.

- С Высоцким работалось легко. Он был простым в общении человеком. А вот знакомство с Мариной Влади было занятным. Все знали, что у Высоцкого с ней роман. В Доме ученых в подвале работала столовая. Там во время обеда и сидел Высоцкий за столом с какой-то женщиной, которая преданно, с любовью смотрела на него. Я подумал: «Очередная поклонница, но могла быть и лучше…» Хотя и Высоцкий смотрел на нее с обожанием. Он меня представил ей - это оказалась сама Марина Влади! Марина была рыженькой, веснушчатой, без макияжа - в жизни не такая красавица, как на экране. Она ела борщ. Помню, тогда еще подумал: «Это же надо, француженка, и ест алюминиевыми ложками в нашей столовой…»

Через пару дней мы выехали на съемки в Николаев. Марина была при Высоцком. После съемок мы отдыхали на берегу лимана: вино, бычки... И я видел, как она спасала своего любимого. Высоцкий был «в завязке», и Марина, не давая пить возлюбленному, брала из его рук стакан вина и пила за него.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Сделайте что-нибудь, чтобы вас не утвердили…»

- «Опасные гастроли» для меня - это прежде всего Володя… - вспоминает режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Пробы Володи к фильму были просто потрясающими. Актерские, с песнями. И вот я привез их в Москву. В Госкино посмотрели пробы, и меня вызвали к начальству. И что же я услышал? «Попробуйте других актеров. Высоцкий сниматься не будет. Даем тебе две недели». Расстроенный, я вернулся в Одессу и продолжил пробы. Каждому пробующемуся актеру откровенно говорил, что хочу снимать только Володю: «Вы претендуете на его место. Сделайте что-нибудь, чтобы вас не утвердили…» Пробовались Каморный, Шалевич, Громадский. Настоящие классные актеры. И они мне помогли. Каждый нарочно допустил «киксу». Высоцкий оставался лучше всех.

…Когда я начал снимать, секретарь местного обкома издал распоряжение «не пускать» в Одессу Высоцкого. Правдами и неправдами его поселили в «Аркадию». И вот в разгар застолья Высоцкий взял гитару и вышел на сцену. И пошло: «Охота на волков», «Протопи ты мне баньку по-белому». Люди снаружи, услышав его голос, как завороженные мчались в «Аркадию». Привалило столько народу, что выдавили витринное стекло ресторана. Но народ тут же собрал деньги и отдал директору ресторана. Все было сделано тихо и без участия милиции.


Материалы предоставлены Музеем кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины. 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт