28501
0
Загрузить еще

Роман Балаян: «Олег Янковский часто предлагал мне взять у него деньги, ну хотя бы в долг» ФОТО

Роман Балаян: «Олег Янковский часто предлагал мне взять у него деньги, ну хотя бы в долг» ФОТО
Фото: 2008 г. Янковский и Балаян на съемках «Райских птиц».

При упоминании имени Олега Янковского, которому на этой неделе исполнилось 65 лет, сразу вспоминаются два режиссера, создавших с ним лучшие драматические истории. В театре это Марк Захаров, а в кино - Роман Балаян. Именно благодаря Роману Гургеновичу мы увидели легендарное «говорящее молчание» Янковского. Его роли в балаяновских «Полетах во сне и наяву», «Поцелуе», «Храни меня, мой талисман» давно вошли в историю кино, а недавние «Райские птицы» встряхнули общественность, вызвав самые неоднозначные отклики.

Накануне юбилея великого артиста «Комсомолка» встретилась с Романом Балаяном с просьбой рассказать историю их многолетней дружбы.

ГОВОРЯЩЕЕ МОЛЧАНИЕ

- С чего началось ваше знакомство с Янковским?

- Дело в том, что сценарий «Полетов во сне и наяву» писался под Никиту Михалкова. Мы с Никитой договорились, что в августе-сентябре 1981 года он освобождается от других занятий, чтобы всецело сконцентрироваться на ленте. Но во время подготовительного периода я случайно увидел фильм «Мы, нижеподписавшиеся», где в купе вагона герой Янковского общается с другими персонажами. Меня поразило: он словно есть и одновременно его нет в этой сцене. Я спросил жену, считается ли Янковский хорошим артистом. «Замечательным!» - отозвалась она.

Тогда я позвонил Виктору Мережко с просьбой познакомить меня с Олегом. Виктор сразу закричал, что было бы здорово взять Янковского.

Янковскому передали сценарий «Полетов...», который ему понравился. Я приехал к Олегу в Театр «Ленком», где мы неплохо посидели в буфете. И я его сразу обнадежил: фильм наверняка получит на кинофестивалях приз за главную мужскую роль. Этим я его, видимо, и купил, потому что до этого он не видел ни моего «Бирюка», ни «Каштанку».

Чем мне Олег нравится? Через его удивительное умение на экране недосказать, недотворить, недоиграть и создается тот характер, о котором зритель сразу не догадывается, каков же он на самом деле.

- Говорящее молчание?

- Да, именно такое состояние. Вся его актерская органика соответствует моему внутреннему миру, моим мыслям. Считаю, что только через него я смог рассказать истории фильмов «Полеты во сне и наяву», «Поцелуй», «Храни меня, мой талисман», «Филер», «Райские птицы».

«У НАС БЫЛО ПОЛНОЕ СЛИЯНИЕ РЕЖИССЕРА С АРТИСТОМ»

- Как складываются ваши личные отношения?

- Нет такого артиста, с которым после съемок мы бы не стали друзьями. Но с Олегом особенно! Я тогда беден был, поэтому, приезжая в Москву, ночевал всегда у него. Его жена принимала меня замечательно. Ведь истинные друзья те, жены которых тебя тоже любят. Мой звонок ему или его звонок мне становился радостью. И нам не обязательно было часто видеться, но он мог обидеться, если я ему сразу не звонил, бывая в Москве. И с ним я раньше виделся чаще, чем с другими, хотя обязательно встречался и с Абдуловым, и с Збруевым…

- Вы обсуждаете премьеры, фильмы?

- Нет, мы шутим, дурачимся. Сидим обязательно за столом - то ли дома, то ли в ресторане. Говорим о чем угодно, но о фильмах редко, еще реже о пьесах.

- Янковский легкий на подъем?

- Это единственный артист, которому я отдавал очень много времени, рассказывая, каким должен быть весь фильм. В этот период мы с ним почти не расставались. Два месяца провели во Владимире. Но он регулярно ездил на машине в Москву к семье - 200 километров пути. У нас было полное слияние режиссера с артистом. Он даже невольно добавил значимости роли. В финале «Полетов...» Олег побежал в кроссовках на красной подошве. Я тогда недоумевал: «Что он, не мог другие надеть?» А критики потом писали, что так режиссер показал: под ним земля горит.

- У вас есть такие моменты, когда вы звоните Янковскому, скажем, денег одолжить?

1986 г. В перерывах между дублями фильма «Храни меня, мой талисман»: Янковский, Абдулов и Адабашьян носят Балояна на руках.

- Нет, денег не просил. Наоборот, он мне первым предлагал: «Ромка, деньги у тебя есть?» Покупал мне красивые рубашки и пиджаки, ведь мы стали вместе ездить на всякие кинопоказы.

Мне очень нравится стиль одежды Янковского. Олег настолько худой, что напоминает мне о словах известного модельера, считавшего, что модель должна быть похожей на вешалку. На Олеге все сидит безукоризненно. Он всегда фирменно смотрелся, лучше любого западного денди. Аристократизма у него не отнять!

- О детях говорили?

- Конечно. Его сына Филиппа я знаю с 1981 года. Он у меня бегал на съемочной площадке фильма «Леди Макбет Мценского уезда» в 1988 году - Олег попросил приютить. Филипп кур гонял, за свиньей присматривал. Мы строили декорации прямо на натуре, так что погулять было где. Я очень рад, что Филипп получил много призов за свой дебют «В движении». Других его картин я не видел, но уверен: мальчик - режиссер.

В ПЛОХИХ ФИЛЬМАХ НЕ СНИМАЛСЯ

- А какая главная человеческая черта Янковского?

- Он очень порядочный, жутко семейный в лучшем смысле этого слова. И потом у него есть одна замечательная актерская черта - он не снимался в плохих фильмах: настолько ответственный у него отбор и профессиональная интуиция.

Вспомните, «Служили два товарища», «Щит и меч», и дальше покатилось… Разве что фильм «Шляпа», на мой взгляд, мог бы быть лучше. А ведь в биографии любого артиста есть проходные роли.

- У вас есть в Киеве памятные места, куда вы обязательно вместе ходите?

- Олег очень любит Киев. Впрочем, все, кто у меня снимались, влюблялись в мой город. Актеры знают, что Киев - лучше Москвы. Но вот любимые места? Мы просто объезжаем город, а потом идем в ресторан и сразу за стол. Что вы хотите! Человек приехал всего на день-два.

- В фильме «Райские птицы» у Янковского неоднозначная роль старика, влюбленного в молоденькую девочку. Он сразу принял этот образ?

- Я ему предлагал гораздо интереснее образ - следователя. Но Олегу захотелось сыграть именно эту роль. Мы не обсуждали причины его решения, но я в картине немного недобрал его образ, не выписал подробностей. Да и эпизод со следователем в окне, когда его допрашивают, можно было жестче решить. И потом, когда знаменитый артист снимается и на 30-й минуте уходит из фильма, то обманывает надежды зрителя.

Помню, я смотрел фильм со Стайгером в главной роли. Он играл мужа, где жена со своим любовником бросили его в море на 5-й минуте. Но я не поверил. Ну не мог Стайгер согласиться на работу в 5 минут! И правильно: он таки появился. (Смеется.) А Олега в «Райских птицах» ждет зритель, ждет, а его нет. Мой прокол.

- А ему понравилось в «Птицах» летать?

- Нет, он боялся, что зрители будут смеяться. Я ответил: «Будут смеяться - еще лучше!»

- Вы когда-то ссорились?

- Нет, с артистами нельзя ссориться. С ними нужно обходиться, как с детским садиком. Это для зрителей главный - артист, но на площадке хозяева мы.

АБДУЛОВ ЗА ВАРЕНИКИ И ПЕЛЬМЕНИ МОГ ДУШУ ПРОДАТЬ

- С кем он сопоставим в мировом кино?

- По проникновению в характер - с Де Ниро, Харрисоном Фордом, с Айронсом. С Энтони Хопкинсом - по аристократизму и глубине. Янковский всегда замечательно играл в постановках Марка Захарова, хотя я чаще всего пропускал эти премьеры. Я не люблю ходить в театр - вдруг не понравится спектакль, и не знаешь потом, что говорить. А вот неожиданным Янковский для меня стал в фильме Георгия Данелии «Паспорт». Он там урку играет, где показывает не свою органику, а совсем другой характер

- А самый смешной эпизод?

- Мы ночью в первый съемочный день «Полетов…» поехали в ресторан во Владимире, а к утру у обоих понос. Вот и все приключения.

- Какая у вас любимая еда?

- Лично я бы ел зеленый лук, овечий сыр и наш кавказский хлеб. Вино люблю «Пино-Гри». Янковский любит виски. Он разборчив, долго просматривает меню. Гурман! Но это в ресторане. А дома может съесть кусок хлеба - и все. Кстати, я его научил пить кофе натощак.

- Но это же вредно!

- Разве я чему хорошему научу?!

- Украинскую кухню он любит?

- Нет, вареники и пельмени у нас обожал Абдулов. Он мог за них душу продать!