Раиса Рязанова: Перед молодым любовником я в жизни не разденусь!

Раиса Рязанова: Перед молодым любовником я в жизни не разденусь!

Комментарии: 2

Наверняка все помнят добрую и непосредственную Тоню из фильма «Москва слезам не верит», которая очень отличалась от двух других героинь. У девушки не было особых амбиций и претензий, она довольствовалась простым женским счастьем. До сих пор Раису Ивановну Рязанову ассоциируют с ее героиней. И, думается, недаром. По словам актрисы, она никогда никого не отталкивала локтями, живя по принципу «сами придут и все дадут». И действительно дают: на счету Рязановой более 60 ролей в кино.

Сегодня она снимается в Киеве в сериале «Ангел-хранитель» (совместный проект «Стар Медиа» и «Киевтелефильма»). Корреспондент «КП» встретилась и побеседовала с артисткой.

В 22 года сыграла 14-летнюю Гулю

- Раиса Ивановна, сколько вам было лет, когда вы воплотили образ Гули Королевой в знаменитой картине, снятой по мотивам повести Ильиной «Четвертая высота»?

- Это случилось на втором курсе театрального института, то есть мне исполнилось 22 года. Да-да, все верно: когда я поступала в ГИТИС, то представлялась: «Я Рая Рязанова из Рязани, мне двадцать лет». (Смеется.) В этом фильме я еще и музицировала: пригодилась наука, полученная в училище. Самой Гуле по сюжету было 14 лет, а в 17 она ушла на войну. Но, если помните, у нее к этому времени родился сын Сережа, которого она оставила со своей мамой. Выходит, родила девушка в шестнадцать. А в двадцать лет погибла на фронте.

- Вам, тихой и скромной, не сложно было играть такую романтическую непоседу?

- Что вы, о подобной роли в молодости можно только мечтать! Помню, прочитала «Четвертую высоту» еще в школе на одном дыхании. В библиотеке выстояла очередь за этой книжкой: выдавали ее только на день, поскольку на всю школу имелось всего два экземпляра, которые зачитывали до дыр. Всю ночь читала, чтобы успеть сдать ее утром.

Я тогда находилась под сильным впечатлением от образа Гули, но даже представить себе не могла, что когда-нибудь ее сыграю. Когда репетировала роль, то на съемочную площадку приходила Елена Ильина и подолгу беседовала со мной, рассказывая о том, чего нет в книжке, чтобы я представляла себе Гулю не как литературного персонажа, а как живого человека. Ну а вся та неисчерпаемая энергия, которая из меня прет в картине, полностью заслуга режиссера. Она очень много со мной занималась.

Знаете, когда начались съемки, мы с мужем и его братом, капитаном дальнего плавания, отправились в выходные в Подмосковье на Шатурские озера, чтобы половить из лодки рыбу. Возвращались поздно, и нашу моторку захлестнуло волной. Она перевернулась, и мы стали тонуть. А я плавать не умела. Не знаю, что было бы, если бы не провидение: у лодки отвалился мотор, и она всплыла дном кверху. Я вцепилась в нее, как в спасательный круг. Барахтались всю ночь. Огоньки города мерцали далеко-далеко… Как было страшно! Только к пяти утра добрались до берега, а там уже думали, что нас нет в живых. Но самое интересное, что к восьми утра мне нужно было находиться на съемочной площадке.

- Неужели могли сниматься после такого шока?

- А куда деваться? Еще и рассказывала бодренько так и радостно, что, мол, чуть-чуть не утонула этой ночью. Режиссер Ия Александровна Миронова даже побледнела: «Ты вообще соображаешь, что делаешь? Ты же играешь главную роль, я тебе запрещаю лишний раз из дома выходить!» В общем, опекала меня по-матерински.

Госпремию дали за компанию с Алентовой и Муравьевой

- Интересно, вы своего сына баловали?

- Ох, мне сложно было это делать: я деньги зарабатывала. Звонила, конечно, постоянно, спрашивала: как дела в школе, в какой рубашке ходишь, что ел на обед? Попросила классного руководителя, чтобы она абсолютно все записывала ему в дневник. И он как огня боялся этих записей!

В результате самостоятельным вырос. Поступил в театральный тайно от меня, пока я была на гастролях. Когда вернулась, выдал: «Я прошел в школу-студию МХАТ». Я в ответ: «Не верю, покажи бумажку». Он объяснил, что студенческие билеты выдадут первого сентября, и я не успокоилась, пока не увидела документ.

Моя родная тетя очень много с ним занималась, положила на него жизнь, заменив и маму, и бабушку. Когда я приезжала со съемок или фестивалей, тетка все время мне твердила: «Да, вот судьба у тебя, какая же ты счастливая!»

- Прямо как в фильме «Москва слезам не верит» - «Вот это жизнь, вот это счастье!» - восклицают провинциалки, видя актрис в мехах.

- Ну, для моей героини Тоси как раз другое виделось счастьем: она посвятила себя мужу и детям. На фоне ее спокойной судьбы жизнь двоих подружек била ключом. После выхода фильма на экраны зрители мне признавались, что думали, будто Тосю не артистка сыграла, а какая-то девушка из деревни. Но самый большой для меня комплимент - это когда подходят дети и говорят: «Ой, вы так похожи на мою маму!»

- Если не ошибаюсь, за роль Антонины вам дали Государственную премию Советского Союза…

- Я ее получила просто за компанию. Сначала должны были вручить только Баталову и Алентовой, но потом чиновники решили включить в список еще и Муравьеву. И уже в самый последний момент кто-то заметил, что картина-то про троих девчонок. Так и я попала в эту компанию.

Нелли Уваровой некогда было выйти замуж

- Говорят, после окончания съемок в сериале «Не родись красивой» все актеры выкупили реквизитный гардероб. Вы приобрели себе что-нибудь из киношной одежды?

- Да, тогда практически все что-то взяли: вещи же были подогнаны по фигуре, хорошо сидели. А у меня вообще смешно получилось. Я как-то оказалась в Вологде с творческими встречами, и меня сводили на фабрику вологодских кружев. Там я купила несколько трикотажных вещей, в которых потом играла в «Не родись красивой». А спустя некоторое время мне пришло письмо от хозяйки фабрики: «Раиса Ивановна, вы не представляете, что случилось у нас в Вологде! Когда по телевизору вас увидели в наших изделиях, то народ толпой повалил! Вы стали лицом предприятия, поэтому все новинки будете получать первой». И они выполнили свое обещание: прислали мне два потрясающих льняных пончо с кружевами.

- Как работала Нелли Уварова?

- Просто на износ, бывали дни, когда на площадке дежурила карета скорой помощи. Ведь она же и в театре играла, и в сериале снималась по двенадцать часов в сутки. Ей некогда было даже замуж выйти!

Наконец выпал один день, и они с Сережей Пикаловым, режиссером сериала, быстренько побежали в загс и зарегистрировались. Так что судьба самой Нелли практически совпала с судьбой Пушкаревой.

- Сегодня считается модным, когда у зрелой женщины имеется молодой бойфренд. Как вы к этому относитесь?

- Разве я похожа на сумасшедшую? Перед молодым любовником иногда ведь нужно раздеваться, правда? Ну, разденусь я перед двадцатипятилетним парнем, и что будет? Он же в обморок грохнется! Это в лучшем случае, а в худшем - в будуаре будет один труп и один подследственный.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Раиса Рязанова родилась 31 октября 1944 года в Казахстане (г. Петропавловск). После окончания в 1969 году Государственного института театрального искусства им. Луначарского постоянно снималась в кино. Будучи студенткой 2-го курса сыграла главную роль в фильме «Гуля Королева». С 1979 года - актриса Киностудии им. М. Горького. Лауреат Государственной премии СССР, народная артистка России.

РЕЙТИНГ

Пять лучших фильмов с участием актрисы по версии «КП»

  1.  «Гуля Королева»
  2.  «Белый Бим Черное ухо»
  3.  «Москва слезам не верит»
  4.  «Конец операции «Резидент»
  5.  «Не родись красивой»
загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт