Загрузить еще

Эльдар Рязанов: Отношения с Эммой начались с коридорного флирта

Эльдар Рязанов: Отношения с Эммой начались с коридорного флирта
Фото: Жена Нина (ушедшая из жизни) была опорой Рязанова и дома, и в киноискусстве.

18 ноября знаменитый режиссер, легенда отечественного кинематографа Эльдар Александрович Рязанов отметит свой 80-летний юбилей.

Скольким людям он украсил жизнь своими фильмами - «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Жестокий романс», «Служебный роман»...  Многие и сейчас, когда нахлынет плохое настроение, устраиваются поудобнее и пересматривают его удивительные комедии, в которых словно плещется атом солнца. Его героям подражали, фразы из фильмов расходились в народ, и сейчас вся страна с радостью готова поздравить великого киномага с днем рождения. Читатели «Комсомолки» присоединяются к поздравлениям. Скоро в продаже появится новый двухтомник Рязанова: «Мчатся годы-непогоды» и «Чем живу и жив». С разрешения издательства «ЭКСМО» публикуем отрывки и рассказываем малоизвестные факты биографии юбиляра.

О семье

Родители будущего режиссера в 20-х годах жили в Тегеране, работая в советском торгпредстве Персии. Когда Софmя Михайловна забеременела, решила, что рожать будет на Родине, и уехала в Самару, где жили ее родственники. Едва малышу исполнился месяц, молодая мама увезла его в Москву. Чуть позже в столицу приехал Александр Семенович. Однако личная жизнь родителей Эльдара не сложилась - у отца появилась другая женщина, а Софья Михайловна вынуждена была с трехлетним сыном остаться у своей хорошей знакомой. С детства Эльдар Александрович мечтал стать моряком, зачитываясь романтическими новеллами. И после окончания школы даже отправил заявку в Одесскую мореходку, но с другом из любопытства подал документы во ВГИК на режиссерский, сдал экзамены, и его зачислили.


 

Эльдар Александрович с любимым внуком Митей.

Три жены

Первой женой Рязанова стала Зоя Фомина, которая вместе с ним училась во ВГИКе. Окончив институт, они поженились, а в 1951 году у счастливой пары родилась дочка Ольга (это единственный ребенок Рязанова). Однако вскоре их брак распался, и Эльдар Александрович женился на коллеге по «Мосфильму» Нине Скуйбиной. Рассказывают, Рязанов очень красиво ухаживал за Ниной. Молодая жена помогала в создании его картин, редактировала материал. Когда ей поставили страшный диагноз - «рак», - она мужественно боролась до последнего. Ее уход из жизни в 1994 году стал самым большим испытанием для мастера. Он носил траур по любимой Ниночке.

С будущей женой Эммой Абайдуллиной сначала встречался, не решаясь на третий брак.

Рязанов так рассказывает о своих женах:

- Существует житейское наблюдение: если мужчина был в браке счастлив, то он, став вдовцом, женится повторно очень быстро. Как же так? Это повергает многих в ужас! А память о прошлой любви? А верность? А горе? Действительно, поведение вдовца кажется нелогичным, почти аморальным, и даже закрадывается подозрение: а так ли уж он был счастлив? Однако психологи это объясняют просто: если мужчина имел прекрасный опыт совместной жизни, то он убежден, часто не логически, а в подсознании, что так же замечательно будет и в следующий раз. И наоборот: если у мужчины брак был горький, многострадальный, то такого после смерти жены вторично в загс уже не затащишь. И он, освободившись от брачных уз, как правило, остается холостяком.


 

Супруга Эмма во всем помогает знаменитому мужу.

Оказалось, что я - живое подтверждение этого житейского вывода.

Мы были очень счастливы с Ниной. Когда ее не стало, мне казалось, жизнь кончилась. Впереди - старость, болезни, опустившийся, облезлый тип доживает свои последние годы в хандре и унынии. Но, по счастью, так не случилось. Я встретил Эмму. Могу сказать одно, Бог, наверное, ко мне относится очень неплохо, если он организовал Эмму в моей жизни.

Никто из моих друзей и близких не ожидал, что я выкину такой фортель. Я помню, как представлял Эмму  моим  друзьям.  Честно  говоря, мы оба волновались. Тогда я Эмме сказал: «Ты не дрейфь! Я тебя в обиду не дам». Однако мои друзья все как один приняли ее безоговорочно и сердечно. Дальше, куда бы ни забрасывала меня судьба, Эмма ездила со мной. До смерти Нины мы с Эммой были знакомы только шапочно. Она мне была явно симпатична. Мне кажется, что и я ей тоже. А потом опять несколько месяцев до следующей случайной встречи в коридоре. Уже после я обозвал наши тогдашние отношения «коридорным флиртом».

...Если бы не Эмма, то, может, и не стоило бы жить, но, по счастью, Эмма рядом - благородное сердце, замечательная женщина, родной, ненаглядный друг.

Она говорит мне часто:

- Ты за меня держись...

Говорит как бы в шутку, а на самом деле очень серьезно. А я отвечаю тоже как бы с юмором, а на самом деле всерьез, всерьез:

- А я только за тебя и держусь...

Что еще режиссер рассказывает об актерах, читайте в следующем еженедельнике.

О себе

Осенью 1972 года мы с Эмилем Брагинским сочиняли сценарий фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Чтобы работать поплотней, решили поехать на сентябрь в Дубулты, где находился комфортабельный Дом творчества. ...В этом девятиэтажном писательском доме сложились странные обычаи. По неписаным местным законам комнаты распределялись по этажам в зависимости от положения писателя... - чем выше этаж, тем выше авторитет. Я приехал с недельным опозданием. Cестра-хозяйка, извиняясь, сказала:

- Знаете, сейчас нет свободных комнат. Вам несколько дней... придется пожить в холле! ...Вам даже очень понравится. Он просторный. Холл закрывается. Вас никто не будет беспокоить...

...Помещение было странное. В холле, как водится, стоял рояль, на тумбочке - телевизор, штук восемь кресел. Диван был превращен в койку и застелен. И я покорился.

На следующее утро я надел тренировочный костюм, кеды и выскочил на утрамбованный морем песок Рижского залива. В то благословенное время я бегал каждое утро перед завтраком сорок минут. Вернулся весь мокрый от пота и, естественно, хотел сунуться в душ. Но в холле душа не было. Раздевшись до трусов, я... юркнул в туалет. Там с грехом пополам над раковиной произвел частичное, крайне неудобное омовение... Перед завтраком надо было побриться. Я достал свою электробритву и стал искать глазами электрическую розетку. Ее не было ни на одной стене. ...Схватив бритву, я, прыгая через две ступеньки, понесся вниз по лестнице. Рывком распахнул дверь приемной директора Дома творчества.

- Директор у себя? - спросил я у секретарши.

- Да, но у него совеща...

Я не дослушал и без спросу ворвался в кабинет директора. Там действительно шло какое-то заседание.

- В чем дело? - обратился он ко мне.

- Где у вас тут розетка? - полюбопытствовал я.

Не обращая ни на кого внимания, я подошел к розетке, всунул вилку электробритвы и начал бриться как ни в чем не бывало. Совещание замолчало. В тишине было хорошо слышно, как жужжит моя отечественная электробритва.

Потом я подчеркнуто буднично выдул волосы из бритвы и сказал:

- После завтрака я уйду на рынок. Вернусь через час. Так вот, чтобы к моему приходу была комната. Или я поселюсь здесь, у вас в кабинете.

И пошел завтракать. Директор, видимо, поверил в мою угрозу. Когда через час я вернулся с рынка, меня ждала сестра-хозяйка. Почему-то чудом нашлась свободная комната. При этом ощущалось, что несколько дней в ней никто не жил. Комната оказалась на пятом этаже. Это было случайностью - директор, если бы его воля, заточил меня бы в подземелье.


 

В «Жестоком романсе» Мягков рисковал жизнью.

Мягков чуть не утонул

«Хобби у Мягкова творческое и очень нестандартное, несколько лет назад он вдруг купил холсты, масляные краски и неожиданно для всех занялся портретной живописью. Я видел его портреты. Они совсем не вяжутся с нашим представлением о Мягкове. Его живописная манера резка, моделям своим художник отнюдь не льстит. На его холстах люди выглядят скорее неприятными, приближенными к недоброй карикатуре.

...Была у меня с Андреем Васильевичем еще одна встреча, когда он играл Карандышева в «Жестоком романсе». Хочу поделиться страшным воспоминанием. Это случилось 20 сентября 1983 года. В этот день мы снимали кадр, как Карандышев нанимает лодку и отправляется на «Ласточку», куда компания богачей увезла его невесту. И когда он отгребает от берега, мимо его лодки проплывает колесный буксир «Самара». Сняли первый дубль. Но не очень удачно, буксир прошлепал своими колесами довольно далеко от лодки. Началась съемка второго дубля. Мягков прыгнул в лодку. Он сидел спиной к буксиру и не видел, не ожидал, что произойдет через мгновение. Мы, стоящие на берегу, вдруг замерли в предчувствии ужасной катастрофы. Никто не подозревал, что огромные, трехметровые в длину чугунные лопасти пароходного колеса образуют сильное течение. Этот водяной вихрь неумолимо засасывает под пароход все. Буквально в течение двух секунд лодка с Андреем Мягковым исчезла под лопастями колеса. Капитан на мостике скомандовал «стоп-машина», но было уже поздно. На поверхности воды никого и ничего не было. Мы застыли в шоке. Наконец через несколько секунд (минут, часов?) всплыли на поверхность раздробленные доски - то, что осталось от лодки. И стало окончательно ясно, что Андрей погиб. Жуткая пауза повисла над Волгой. И вдруг из глубины всплыл Андрей. Он отфыркался и поплыл к берегу. Это было невероятно! Мягков сам подплыл к месту, где стояла кинокамера. Его вытащили на причал. Он дрожал от холода - дело происходило осенью. На нем не было ни царапины. Андрей позже говорил, что его спас Бог, ибо перед съемкой он гулял по Ипатьевскому монастырю. Надо отметить и комедийную деталь, которая вспомнилась позже. Когда голова Андрея появилась из водоворота, какой-то мальчик на берегу вдруг закричал:

- Смотри, а дядя-то стал лысый!

Где-то там, в глубине, вода смыла с головы Мягкова парик...»