Лилиана ФЕСЕНКО. Фото Павла БАГМУТА. (5 октября 2007)
Юрий Одинокий: Я никогда не возьмусь за дешевую постановку

Юрий Одинокий: Я никогда не возьмусь за дешевую постановку

Комментарии: 3

Режиссер Театра украинской драмы, лауреат восьми премий «Киевская пектораль» ответил на наши вопросы.

В Молодом театре состоялась премьера спектакля Empty trash («очистить корзину» - компьютерный термин). Это тот редкий случай, когда основой постановки стала пьеса современного украинского драматурга Татьяны Иващенко. А воплотил ее на сцене ведущий столичный режиссер Юрий Одинокий. Каждая его работа собирает букеты театральных премий и дипломов. Сразу после премьеры Одинокий пообщался с «КП».

Театр душевнобольных

- Юрий, в вашем спектакле Empty trash поднимаются темы секса и извращений. Вы считаете, что ничем иным зрителя в театр уже не затащишь?

- Я эти темы в своих спектаклях никогда не поднимал, потому что уверен: зрителя можно привлечь только хорошей режиссурой, драматургией и мастерской игрой артистов. Я сам выбрал пьесу Татьяны Иващенко, которая сначала называлась «Проклятие цыганки». Но в процессе работы тема была существенно изменена. И поднимаются там вопросы не секса, а людей, нуждающихся в помощи психотерапевта. По большому счету эта пьеса о том, как любовь помогает ближнему. Я не хочу сейчас пересказывать сюжет, потому что это будет похоже на аннотацию к фильму Тарковского «Сталкер», которую я увидел в Одессе: «Картина о трудной судьбе трех контрабандистов, попавших в зону, из которой им не выбраться». Наш спектакль тоже не вписывается в несколько предложений. Это поток современного бытия. А суть сюжета в том, что психотерапевт лечит больных ролевыми играми. Это известная в психиатрии методика. Такой вот театр душевнобольных.

- Почему вы стали театральным режиссером, ведь эта профессия не приносит таких дивидендов, как кино?

- Судьба такая. Я много чего умею, но театральная режиссура у меня получается лучше всего. А это счастье, когда работа дарит радость. Каждый новый спектакль я начинаю с чистого листа - никаких навыков или наработок. Ты словно окунаешься в другой мир со своими правилами и законами. И твоя задача - угадать правила драматургии. Это тяжело. Но самое большое наслаждение состоит именно в том, чтобы открыть новый мир. Об этом писал еще Кастанеда.

- Увлекаетесь эзотерикой?

- Увлекаются коллекционированием. А я верю в законы мира, во влияние планет и энергий на все, что с нами происходит. Я в свое время немного все это изучил, даже занимался китайской энергетической гимнастикой цигун.

«Братья Карамазовы» - это переломный момент

- Какой поток энергии несет телевидение?

- Здесь нет однозначного ответа. Есть канал Discovery, несущий положительную энергию. А есть мелкие и пошлые каналы, не обладающие таким качеством. Главное, чтобы был выбор. Я люблю программы о животных. Сюжеты о природе всегда чисты.

- Вы долгое время были лицом Театра драмы и комедии на Левом берегу. Почему перешли в Театр украинской драмы?

- Я уволился с «Левого берега» еще в 1999 году и потом долгое время работал приглашенным режиссером в театрах Украины и России. И только после «Братьев Карамазовых», получивших в 2005 году восемь премий «Киевская пектораль», дирекция Театра имени Франко пригласила меня в штат. Сейчас тружусь в лучшем театре мира, хотя и продолжаю ставить спектакли на стороне - вот в Молодом театре, например.

- Можно сказать, что «Братья Карамазовы» стали для вас переломной постановкой?

- Да. Ведь я всю жизнь мечтал воплотить на сцене такое огромное полотно. Сам сделал инсценировку по роману Достоевского. Рад, что спектакль получился ансамблевым, а не бенефисом одной звезды.

Детей нельзя обманывать

- Не страшно после такого успеха приступать к весьма фривольной комедии «Фигаро»?

- Не страшно. «Фигаро» - это совершенно другой мир, который мы заново постигаем. Любовь, деньги и предательство актуальны всегда. Хотя спектакль даже не об этом, а о человеческом духе! Это история о человеке, попадающем в сложные обстоятельства и преодолевающем их. Я ставлю трагикомедию по мотивам пьесы Бомарше. Зрителю будет интересно увидеть другую, весьма трагическую сторону этого произведения. В спектакле заняты ведущие актеры: Остап Ступка, Алексей Богданович, Лесь Заднепровский, Ирина Дорошенко.

- А правда, что на роль графини Альмавива вы хотели пригласить Ольгу Сумскую, но руководство театра запретило?

- Неправда. Сумская действительно предложила эту идею, но у нас не театр приглашенных звезд. Среди франковцев немало прекрасных актрис, поэтому я разделяю позицию руководства, которое на это не пошло.

- Не хотите ли поставить детский спектакль? Все-таки у вас у самого двое детей...

- Уже поставил - в московском театре «Каскадер». Спонсоры в мою постановку вложили 100 тысяч долларов, поэтому удалось наполнить сказку трюками, полетами, цирковыми фокусами… Здесь же сделать такой спектакль - проблема. Но я никогда не возьмусь за дешевую постановку, которую потом еще обязательно прокатят по Крыму, чтобы «накосить капусту» на детях. Детей нельзя обманывать. Для них нужно выкладываться по полной - с дорогой сценографией, хорошими костюмами, интересным сюжетом. Чтобы спектакль стал праздником.

Спектакли

  • «Комедия о прелестях греха»,
  • «Мелкий бес»,
  • «Зрители на спектакль не допускаются»,
  • «Женитьба»,
  • «Братья Карамазовы».

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Юрию Одинокому 42 года. Окончил сначала актерский, а потом режиссерский факультет Киевского театрального института. Работал в Театре драмы и комедии на Левом берегу, Театре русской драмы, московском Театре Романа Виктюка. При посредничестве Алексея Горбунова ездил на смотрины к Олегу Меньшикову, но… не сошлись характерами. С 1 января 2006 года - режиссер Национального драматического Театра им. И. Франко. Заслуженный артист Украины. Есть двое детей: сыну Роману - девять лет, Веронике - тринадцать.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт