Композитор Николай Мозговой: «Олег Скрипка мою песню «Минає день» не споет – попка лопнет!»

Композитор Николай Мозговой: «Олег Скрипка мою песню «Минає день» не споет – попка лопнет!»

Комментарии: 2

Гость редакции как всегда честно и очень смело объяснил читателям «КП», почему у нас в стране артисты скоро вымрут как класс

Дополнительные фото смотрите здесь>>

На юбилей жена подарила машину

- Добрый день, Николай Петрович! С прошедшим вас! (Композитор 1 сентября отпраздновал свое 60-летие – прим. ред.). Казацкого здоровья вам желаю. Ну а остальное все приложится! И если не секрет, расскажите, как отметили день рождения? Что-нибудь оригинальное ваши родные или коллеги подарили? Ну и кто из знаменитостей пришел в гости?

- Из близких мне людей не пришли только те, у кого гастроли, другие лечились. Еще кто-то ловил рыбу на Дальнем Востоке – так совпало… Потом звонили, извинялись… А отметил как заведено – за столом, в пьянке (смеется)! Выслушивал бесконечные хвалебные оды, потом головная боль под утро… А надо же было, не опохмеляясь, умудрится выйти на работу! Но ничего – душ, речка: поплавал и пошел.

Что дарили? Дарили всякую всячину, кто что мог придумать – то и дарил. Жена умудрилась машину мне подарить, а я теперь ее выплачиваю (в шутку хмурится)… Но бантик на ней был красивый!

- А где отмечали?

- «Пользуясь служебным положением» – на безбрежных просторах банкетного зала Дворца «Украина» (улыбается в усы). Только там и сумел вместить всех, кто пришел ко мне в день рождения… Но предупреждаю сразу всю четвертую власть: в кассу за все уплатил!

«Сейчас мы живем во времена дичайшего капитализма»

- Здравствуйте! Я поклонница вашего таланта. И мой сын, кстати, тоже поет. Он окончил эстрадно-цирковой колледж в Киеве на бюджетном отделении. Но в данный момент нигде не может устроиться на работу. Может, вы ему чем-то сможете помочь?

- Ну чем я могу помочь? Если бы я был «поющим» ректором известного вуза или продюсером, либо же эдаким миллионером с причудами, который просто помогает, - это был бы другой разговор. Но я ни то, ни другое, ни третье. Я просто менеджер. Так что, к сожалению, помочь я тут не могу даже советом. Поскольку мне стыдно за страну, которая за 16 лет растеряла все, что было при советской власти, и у нас теперь нет ни одной музыкальной организации, куда бы ваш сын смог прийти после окончания колледжа на прослушивание на предмет принятия на работу. Раньше были художественные советы, которые решали: артист ты или нет. Сегодня этого ничего нет… Поэтому даже не знаю, что посоветовать. Увы, сейчас мы живем во времена дичайшего, неразвитого капитализма.

Враги – это… большая радость!

- Здравствуйте! Николай Петрович, наверное, у вас очень много друзей, но наверняка и врагов хватает. Есть ли у вас какой-то защитный амулет, или оберег? И вообще, как вы находите выход из трудных ситуаций?

- Да никак! От врагов не защищаются, враги – это… большая радость! Если они есть, значит, ты прогрессируешь, живешь. Поэтому враги – это не так уж плохо. Если их нет, то неинтересно жить.

- Ну, а вас враги стимулируют?

- Я думаю, не только меня – всех. Враг, по большому счету, это соперник, альтернативщик. Он что-то представляет в противовес тебе. И тебе приходится развиваться, чтобы достойно ответить на его вызовы.

- Спасибо вам, творческих успехов!

«Я уже 16 лет не «в формате»

- Здравствуйте, Николай Петрович! Меня зовут Владимир, я вам из Киева звоню. Сколько ни ищу ваши диски на киевских рынках или в магазинах, никак не могу найти. Подскажите, пожалуйста, где можно их купить?

- Их не было.

- А почему?

- Не было, поскольку они не востребованы. Все это не «в формате». 16 лет уже этой стране - и все это время я не «в формате».

- Кто вам сказал такую глупость, что вы не «в формате»?

- Судя по тому, что крутят в эфире все наши радиостанции FM, телевидение, которое называется национальным, в этой стране есть только Козловский и «Цигель-цигель, ай-лю-лю». Правда, есть еще один «шикарный» вокалист - Олег Скрипка. Сопли до пола и на баяне якобы играет – вот и все наше нынешнее украинское «мистецтво». Попробовал бы он спеть мою «Минає день»! Там же надо зацепить си-бемоль - так у него бы, бедного, попка лопнула от этого… Ну а если хотите послушать меня, приглашаю вас на концерт во Дворец «Украина» 10 и 11 октября на свой творческий вечер.

Где талант – там хамство отдыхает

- Добрый день! Это Маша из Херсона. Николай Петрович, как директор Дворца «Украина» скажите, кто больше капризничает: наши артисты или зарубежные? Тот же Гарри Мур сильно помучил вас?

- Вы знаете, самые капризные - звезды ближнего зарубежья, в основном Московия. А дальнего - те нет. Гари Мур - что вы, это милейший человек! Видимо, там, где больше таланта, хамство отдыхает.

- А курьезы со звездами у вас случались?

- Да сколько угодно! Однажды директор Юрия Антонова на мой вопрос взял и ударил меня. Надо было в суд на него подать или просто избить. Представляете, полупьяный сопляк смог себе такое позволить?! Или еще «курьез»: некоторые, только приехав и ничего не послушав, сразу же заявляют: «У вас плохой звук»! Ох уж мне это великороссийское хамство… Но за два с лишним года моей работы этой спеси у них поубавилось. Стало поменьше подобных гастролеров, и наши концерты очистились от всякой грязи. А Дворец «Украина» стал таким, каким он и должен быть - передовой сценой, где с успехом работают великие артисты. Для таких мы делали прямо за сценой гримуборные, чтобы им было удобнее. Имею в виду того же Лучано Паваротти. Год назад он работал на нашей сцене, а сегодня его не стало. Это для меня было большим ударом…

Как стать звездой

- Николай Петрович! Вы – патриарх украинской эстрады. Скажите, пожалуйста, как стать звездой? Для этого же сейчас надо не только голос иметь, но еще и много чего другого – деньги, связи и т. д.?

- Не знаю, что вам и ответить… Чтобы стать звездой, надо угадать с песней. А чтобы стать певцом, надо иметь голос, талант от Бога. И учится, учится – долго учиться: в музыкальной школе, училище, консерватории. А потом много практиковать: вначале по селам, потом по ЖЭКам, заводам и т.д. А когда наберешься масти, вот тогда уже и...

При Ющенко живется лучше

- Это Андрей из Донецка. Николай Петрович, вам при какой власти лучше жилось: при Кравчуке, Кучме или при Ющенко?

- За последние 16 лет лучше всего мне живется сейчас.

- А при Союзе как?

- Нет, все же мы лучше живем сейчас. Страна развивается, мы стали лучше одеваться, появилось много машин. При Союзе всего этого не было. Союз – это была одна длинная очередь: в ресторан, в гостиницу, за билетами, на пляж, в туалет… И сплошное НЕЛЬЗЯ! Но, с другой стороны, это моя молодость, юность… Помните старый анекдот, когда у старого дедушки спрашивают: «Когда вам лучше жилось: при царе или сейчас?» Он говорит: «Конечно, при царе». - «Как?! Сейчас же компьютеры, разносолы, что хотите!» А он отвечает: «У меня ж тогда писечка стояла». Вот так и я… Конечно же, сейчас при Ющенко лучше. Я не агитирую, а констатирую факт. При Кучме нельзя было свободно о чем-либо говорить, а сейчас - говори что хочешь. И чувствуешь себя теперь вольнее, чем раньше.

- А если не секрет, сколько у вас пенсия?

- Пенсия?! Я про нее еще не думал – «хай мене Бог боронить!»

- Ну у вас же там всякие надбавки… Мне интересно, сколько артисты у нас получают?

- Сложно сказать, сколько наши артисты получают. Я б ответил, если бы знал, где эти артисты работают. Они сегодня сами себе вредят. И хрен когда пенсию получат. Потому что пенсия предполагает какие-то отчисления в Пенсионный фонд. А если артисты оформлены какими-то дворниками, поварами, слесарями... Не существует государственной концертной организации, куда бы они сдали свои трудовые книжки. Вот в чем проблема! У нас класс артиста скоро вымрет, и они превратятся в каких-то там работников Жоры Григоряна, директора некоего ресторана…

Размер же моей пенсии будет соответствовать тому, сколько я отпел. Я, кстати, уже давно на вокальной пенсии (ведь проработал вокалистом 20 лет), но не получаю ее. Так как, чтобы и дальше получать зарплату, я должен был отказаться от этой пенсии и переквалифицироваться. Кроме того, я не пошел на вокальную пенсию еще и потому, что меня устраивает другая моя пенсия – чернобыльца-ликвидатора ІІ категории, которая «зашкаливает» за 360 гривен (саркастически улыбается).

Про личное

- Это Олег, Киев. Николай Петрович, если не секрет: вы поддерживаете отношения со своим бывшим зятем Александром Пономаревым?

- Поддерживаю.

- А вы с ним общаетесь?

- Когда нам общаться? Он где-то ездит, а я работаю. Иногда встречаемся… Внучка нас объединяет. Он любящий отец, прекрасный мужик, который понимает, что он отец.

- А в профессиональной сфере вы видитесь, сотрудничаете?

- Нет, у нас сотрудничества никогда не было. Единственное, когда я был председателем жюри (конкурса молодых исполнителей им. Ивасюка – прим. ред.), мы оценили его как победителя. Но это не только я, это все члены жюри приняли такое решение. А как сейчас? Это дело такое… Нет, я не вмешиваюсь в их жизнь.

- Алексей, Киев. Какая музыка вам по душе, как композитору?

- Как композитору, мне больше по душе моя музыка (усмехается). А как слушателю, музыканту, мне нравится разная, но очень хорошая музыка (в моем понимании): Бах, Бетховен, Моцарт – вообще все те, на которых я воспитывался. Мне нравятся наши песенники-классики – Билаш, Сабодаш, Михайлюк, Володя Ивасюк…

А вот не нравится рок-группа «ВВ». Зато очень нравится «ДДТ», «Братья Карамазовы». Да, они поют всего по одной песне – Шевчук про осень, а те – про «куда-то полетели». Но я ничего не могу с собой поделать: хочется взять под это немножечко виски, или коньячку потянуть и задуматься… Потому что со мной что-то происходит – душевная музыка!

- А когда вы только начинали свой путь в музыке?

- Я 1947 года рождения. В юности, где я рос, рядом была румынская граница. И музыку «из-за бугра» не мог заглушить ни один советский глушитель. В свой детско-юношеский период (от 14 до 17 лет), мы все слушали Джанни Моранди, Риту Павони, они пели тогда рок, и это казалось клево! Мы воспитывались на этой музыке, хотя звучал тогда же и советский гламурчик: «В московских окнах негасимый свет», «Домино, домино». Но мне это не нравилось. А нравились итальянцы, мы повторяли их, примитивно играли на самопальных гитарах. Это были 60-е годы… А потом, когда появились у нас первые настоящие инструменты, мы начали шлепать на гитарах «Биттлз». Мне казалась в те годы, что это так – школьники собрались и ковыряются в трех аккордах. Собственно говоря, если разобрать эту музыку, то так оно и есть. Но она доступна обывателю.

…Очень нравится джаз – всю жизнь. Но об этом можно долго говорить – прямой линии не хватит!

Украина Россию перепоет!

- Вопрос от Андрея из Киева. Почему шоу-бизнес Украины, всегда славившейся своими голосами, проигрывает в популярности зарубежным конкурентам? Той же России, например.

- А что сравнивать? «Великолепный» вокал «Тату» и «супер-вокал» «Воплей Видоплясова»? Так, по-моему, они на одном уровне. Если в таком вот они выигрывают, тогда нам лучше проигрывать! Коль победой считать то, как поется российская попса (вместе с их «генералом» Крутым – под фанеру у рояля), то на хрена нам такое искусство?!

Если же вы хотите сказать, что у нас плохо поют Ани Лорак, Повалий…

- Нет, наоборот! Я и сам назову вам много других наших достойных певиц…

- Ну так вот! Значит, кто выигрывает? Мы!!! У них таких певиц нет! Правда, исполнителей-мужчин у нас маловато… А уж если коснуться оперного искусства: вы, часом, не знаете, кто поет в опере, например в Большом театре? Да в основном хохлы! Поэтому тут бабка надвое гадала: у кого что лучше…

Другое дело, у нас нет стремления, чтобы в Украине появилось свое Сан-Ремо. Чтобы своих талантливых артистов мы возили за рубеж, пропагандировали их, прославляя Украину…

- У кого это «у нас»?

- У государства! У тех, кто руководит культурой, кто должен этим заниматься по долгу службы. В конце концов у вас – у которого нет желания увидеть, что у нас не хуже, чем в России!

- Катя, Киев. Вы говорили, что во Дворце Украины не место «фанерщикам». Как вы боретесь с теми артистами, которые хотят петь под фанеру?

- Я никак не борюсь, мне на это плевать. Это вы должны бороться, как потребитель. А моя вся борьба состоит в том, что если кто-то что-то нарушит из условий контракта, то на этом его гастроли у нас и закончатся, и никогда их больше не будет. А как распознать фонограмщика? Это очень просто. Смотрите на афишах: если написано, что будет телевизионная съемка концерта, так и знайте, что это под «фанеру». А если это живой концерт – то на афишах пишут «живой звук».

250 гривен за Криса Ри – разве это дорого?

- Меня звать Николай, а фамилия моей бабушки, кстати, Мозговая. Мне 52 года. Скажите, пожалуйста, «Біла лілея» – это ваша песня?

- Моя.

- Я ее ищу 10 лет! И нигде не могу купить кассету…

- Я не торгую своим искусством, иначе меня ограбят. Я написал когда-то «Білі лілеї» для дочери, она ее успешно пела, ходила по всем базарам – бесплатно дарила. И мне это было приятно. А выпускать свои альбому – я не выпускаю.

- А почему на концерт Криса Ри во дворце были такие цены – 250 гривен за билет?

- Да вы что, разве это цены? Вот на Аллу Пугачеву цены! А 250 гривен – это сегодня обычная цена, чтобы пообедать в обычном ресторанчике. А в отношении Криса Ри? Ну, что же, он – выдающийся музыкант! Он показал, и все мы увидели, как надо играть акустический рок! Мы услышали такое, что не могли бы здесь услышать ни от кого другого. Просто приехал выдающийся музыкант, дал всем мастер-класс, и все музыканты, звукорежиссеры, которые присутствовали на концерте, поняли как надо работать.

- Это хорошо, но почему его запись с этого концерта не продавать?

- Ну, кто будет этим заниматься? Не Дворец же. Другие организации должны заниматься этим: знать, что продавать, что записывать… Но что вы хотите? Тут вопрос стоит так: нужен ли вообще этому государству Крис Ри, да и другая качественная музыка? Вон, был у нас в столице магазин «Ноты», но Омельченко (бывший мэр столицы – прим. ред.) взял да и продал его. И теперь там пуговицами торгуют… Увы, «маємо те, що маємо».

«Пишу «в стол»

- Здравствуйте, Николай Петрович! Каких новых песен ждать из-под вашего пера в скором времени? И где их можно будет послушать, по каким телеканалам посмотреть?

- 10-11 октября приходите во Дворец «Украина» на мой творческий вечер. А пишу ли я что-то? Я пишу всю жизнь, но, в основном, «в стол». Поскольку себя реализовать невозможно ввиду отсутствия спроса, вот и пишу для себя.

- А для других исполнителей не собираетесь в ближайшее время написать что-то свое?

- Да хоть бы перепели все то, что я уже написал ранее!

Практически все наши певцы – «фанерщики»

- Николай Петрович, признайтесь, кто из наших певцов любит петь под фанеру?

- Ох, чувствую – сейчас выйду из редакции и меня побьют… Практически все!

- А случайно не назовете их по именам?

- Я «случайно» промолчу.

Не люблю убивать и другим не советую

- Здравствуйте, Николай Петрович! Это Алексей из Конотопа звонит. Хотел бы узнать, чем вы еще любите заниматься, кроме как петь, сочинять музыку?

- Люблю собирать грибы. Готовить… Да что я только не люблю! Плавать. Побегать в дыр-дыр (поиграть в футбол), правда, недолго – дают себя знать поломанные ноги… Пить люблю!

- А что предпочитаете?

- Водку! Страшно люблю ее пить, а запивать шампанским брют и кушать собственного приготовления баранину. Это вершина!

- А любимое блюдо?

- Баранчик! Это для меня мясо детства. Как украинец, до безумия люблю свинину. Но утром страшно люблю ростбиф из говядины или телятины! Люблю котлеты из смешанного фарша. Это можно одуреть!

- А рыбалка, охота?

- О, нет! Я не люблю убивать. Мне рыбу жалко. Я ее жрать люблю!.. Но бить, убивать что-то – это для меня это катастрофа! Не могу! И вам не советую! А то есть у нас один такой, все время с ружьем – бывший депутат Волков. Так этот придурок столько зверья поубивал – и хвастается!

- Вопрос от Владимира из Киева: Николай Петрович, вы по характеру, кажется, холерик. Наверное, с таким характером тяжело приходится в отношениях с людьми…

- Холерик, не холерик – а человеку надо следить за своими эмоциями и поступками. Чтобы не натворить чего плохого. Обуздывать страсти. И в чем-то себя ограничивать даже.

- А у вас депрессии бывают? По какому-нибудь житейскому поводу? Какие-то неудачи, например? В том же руководстве дворцом…

- Дело в том, что неудач не должно быть. Если бы я хоть один раз проиграл – меня бы уже проглотили… Например, такие негодяи, как Кобзон. За то, что у нас во дворце во время его концерта случился пожар, он бы меня просто сожрал! Но у него не получилось. Я сумел доказать, что это был поджог. И теперь весь мир, вся страна знает, что Кобзон был неправ по отношению ко мне. И что он не имел права меня оскорблять на следующий день после пожара.

Но я себя сдержал. И не нахамил ему, когда он снова приехал к нам на День шахтера и пел в том же зале. Я просто взял и ушел. Выходит, я его морально победил. Ведь ему, так или иначе, стыдно стало, что он был неправ.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Николай МОЗГОВОЙ родился 1 сентября 1947 года в Хмельницкой области. Закончил Киевскую государственную консерваторию им. Чайковского. Также имеет диплом юриста. С 1971 по 1994 годы – солист «Укрконцерта». С 1993 года – народный артист Украины 1994-1999 гг. – директор и худрук Украинского государственного театра песни. С 1999 года заведует кафедрой теории и методики постановки голоса Института искусств при Национальном педагогическом университете им. Драгоманова, профессор, кандидат наук. С 17 марта 2005 года - генеральный директор, художественный руководитель Национального дворца «Украина». 1 сентября 2007 года награжден орденом князя Ярослава Мудрого V степени.

Женат, есть дочь Алена и внучка Женя.

5 ЛУЧШИХ ПЕСЕН

Николая Мозгового (по версии «КП»)

  1. «Минає день»
  2. «Край, мій рідний край»
  3. «На долині дощ іде»
  4. «Горянка»
  5. «Білі лілеї»

Фото Андрея ДРИГИ.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт